Никита Мошков Фото автора |
14 ̶ 16 сентября в Тихвине (Ленинградская область) в 13-й раз прошёл фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине», вышедший, по оценкам слушателей, журналистов и музыкантов, на новый уровень развития.
Главным изменением стал переезд фестиваля на новую центральную площадку — концертный зал тихвинского Дворца культуры, уже в первый же год после реконструкции заслуживший высокую оценку как лучший ДК Ленинградской области. Отдельного внимания заслуживает зал на 860 мест с отличной акустикой, спроектированной специалистами Мариинского театра совместно с немецкими коллегами. Не отстаёт от акустики и оснащение зала — начиная с чешского светового и испанского звукового оборудования, заканчивая гримёрками (вполне способными принять со всеми удобствами не то что джазовый биг-бэнд — целый симфонический оркестр), звукоотражающим дубовым паркетом зала и зрительскими креслами родом из Италии, имеющими специальный акустический сертификат.
До того, как перейти непосредственно к музыкальной составляющей фестиваля «Сентябрь в Тихвине», отдельно хотелось бы отметить уровень организации. Порадовали многолетние партнёры «Сентября в Тихвине»: год от года прибавляющая в уровне сервиса гостиница «Тихвин» (новинкой этого года стал бесплатный Wi-Fi, мгновенно оккупированный музыкантами и прессой) и кафе-бар «Оранжевое небо», весьма вкусно и разнообразно кормивший участников фестиваля и вновь ставший местом проведения субботнего джем-сешна.
Были учтены многие проблемные моменты предыдущих фестивалей. Так, продолжительность концертов в основные фестивальные дни — 15 и 16 сентября — не превышала двух с половиной часов (перестановки на сцене между коллективами были практически моментальными, а сами концерты лишились антракта), отчего музыкальная составляющая нисколько не пострадала, а, напротив, приобрела дополнительную динамичность и насыщенность каждой единицы времени, что, на мой взгляд, повысило вовлечённость публики в происходящее на сцене.
Лихим испытанием для организаторов стал… ремонт сразу всех мостов на Мурманской и Вологодской автомобильных трассах, а также необъяснимое (именно так — необъяснимое) состояние дорожного полотна Вологодского шоссе на большей части пути до Тихвина (кроме участка непосредственно в Тихвинском районе, где идёт первая в истории трассы реконструкция). В итоге всех дорожных приключений и эпических стояний в заторах перед каждым мостом петербургский Jazz Philharmonic Orchestra (вместе с которым на фестиваль прибыл и ваш покорный слуга) оказался у Дворца культуры всего за сорок минут до собственного выступления, однако не только успел вовремя выйти на сцену (о чём см. далее), но и даже был накормлен.
ДАЛЕЕ: а теперь про музыку, которая звучала на фестивале, и с картинками!
Переходя к музыкальной составляющей «Сентября в Тихвине», обратим внимание на некоторые изменения в программе фестиваля по сравнению с предыдущим годом. В день открытия (14 сентября) прошёл концерт воспитанников детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова и творческих коллективов Тихвина, а программа следующих дней стала равнозначной в плане концертного наполнения — оба дня можно было назвать основными, и оба — джазовыми. По сложившейся традиции, концерты вёл бессменный ведущий фестиваля Владимир Борисович Фейертаг.
Субботний концерт в 15:00 открывало выступление на открытом воздухе духового оркестра детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова под руководством Ивана Смольского, которое, в силу опоздания, увидеть удалось лишь урывками. Замечу, что звуки музыки собрали перед зданием Дворца культуры немалое число слушателей, но часть из них, к сожалению, предпочла концерту какие-то другие дела. Увы, но посещаемость концертов 15 и 16 сентября была далека от аншлагов — зал, рассчитанный на 860 мест, заполнялся едва ли на четверть.
Спустя час события переместились внутрь Дворца культуры, и первым составом, вышедшим на сцену, стал коллектив Санкт-Петербургской джазовой филармонии — Jazz Philharmonic Orchestra под управлением саксофнистов Кирилла Бубякина и Сергея Богданова — молодой биг-бэнд, играющий джазовый мэйнстрим в духе оркестров Каунта Бэйси, Теда Джонса — Мэла Луиса, Стэна Кентона.
Оркестр сыграл ряд джазовых стандартов («Love You Madly» и «Do Nothing Till You Hear From Me» Дюка Эллингтона, «There Will Never Be Another You», где пела Ирина Чехова, «You Made a Good Move» Фрэнка Уэсса и др.), исполнил «Вечернюю песню» Василия Соловьёва-Седого в аранжировке Сергея Богданова, и был отлично принят слушателями.
Вторым в субботу выступал квартет «Тихвин» арт-директора фестиваля — пианиста Игоря Володина. Компанию ему составили контрабасист Юрий Грибецкий и Михаил Павлов на ударных, а также гость из Ярославля — саксофонист Станислав Майнугин. Забегая вперёд, скажем, что он ещё не раз появлялся на фестивальной сцене в составе тех или иных коллективов.
Игорь представил публике три авторские композиции, пока не записанные студийно — ностальгический «Виртуальный мир»; непростые, угловатые «Корявые пальцы», запомнившиеся сложными соло Володина, Майнугина и Грибецкого, и лирический вальс «Нежность».
Третьим коллективом на сцене тихвинского Дворца культуры стал яркий интернациональный New City Band пианистки из Великого Новгорода Зои Егоровой. Ритм-секцией заведовали ярославский басист Аркадий Громов, ярославский же перкуссионист и диджей Алексей Крутиков и Гидеон Овусу (Гана) на ударных. В качестве саксофониста на сцену вернулся Станислав Майнугин, а женский вокал был представлен двумя юными певицами из Конго — Ванель и Оскарин.
«Новгородцы» исполнили несколько заводных композиций, жанровую принадлежность которых можно определить как госпел, афро-фанк, афро-регги и даже афро-кантри. Как позже отметил Станислав Майнугин, несмотря на то, что New City Band сыграл не слишком много джаза, это не помешало тёплому приёму тихвинской публики, дружно хлопавшей в такт музыке и подпевавшей конголезским вокалисткам.
Закрывал концерт ансамбль архангелогородского гитариста Тима Дорофеева, вместе с которым на сцену вышли контрабасист Николай Клишин, барабанщик Олег Юданов и певец Константин Седовин, сыгравший этим вечером ещё и на флейте, а также активно использовавший различные этнические музыкальные инструменты.
Ансамбль поразил публику джазовыми обработками русского фольклора и мощной, эмоциональной вокальной подачей Константина Седовина. Сорваться в пляс была готова чуть не половина слушателей. Многим запомнился адресованный Константину растроганный, чуть не плачущий громогласный возглас из зала, бурно поддержанный публикой в концовке одной из композиций: «Ай, какой молодец!»
В финале дня к ансамблю Тима Дорофеева для исполнения «Every Day I Have The Blues» присоединились Игорь Володин, игравший в этот раз на духовой мелодике, и вновь появившийся на сцене саксофонист Станислав Майнугин. Публика приняла музыкантов «на ура» и по окончании концерта охотно двинулась на джем, на который ещё перед выступлением архангелогородцев оставалось всего два билета (стоивших, между прочим, как семь билетов на обычный концерт фестиваля, но включавших неплохой ужин в кафе-баре «Оранжевое небо»).
С 20:00 и до полуночи вся фестивальная активность сконцентрировалась именно в кафе, оказавшемся набитым битком — уж где-где, а на джеме проблемы отсутствия аншлага точно не было. Музыканты играли в самых разнообразных сочетаниях: то теми составами, что уже участвовали в концерте, то делились по городской принадлежности — архангелогородцы, тихвинцы, ярославцы.
Публика, принявшая яств и напитков различной крепости, активно танцевала и подпевала как конголезкам Ванель и Оскарин и Константину Седовину (незаметно принявшему на себя роль кондуктора джем-сешна), так и Стасу Майнугину, выступившему не только как саксофонист, но и в роли вокалиста. Большой интерес слушателей и музыкантов вызвал дуэт Игоря Володина, игравшего на мелодике, и Максима Некрасова — мастера хроматической губной гармоники, которому ещё только предстояло выступать в воскресенье. Отдельной грамотой (!) был отмечен работник местного вагоностроительного завода, активно поучаствовавший в джем-сешн в качестве барабанщика. Бурные овации вызвало исполнение «Caravan», где в роли клавишника выступил ведущий фестиваля — Владимир Борисович Фейертаг. В финале джема Константин Седовин неожиданно спел «Bésame Mucho», что, к удивлению музыкантов, подвигло подуставших гостей джем-сешна на стихийный массовый танец.
Так закончился второй день фестиваля «Сентябрь в Тихвине».
Третий день открывало выступление швейцарского нью-джазового трио Plaistow из Женевы, в состав которого входят пианист Йохан Буркенеc, басист Винсент Руис и барабанщик Сирил Бонди.
В композициях швейцарцев заметно влияние электронной музыки — особенно даба, пианист Йохан Буркенеc даже имитировал характерный для даба дилэй, сопровождая взятые на клавиатуре звуки «эхом» приглушенных струн, цепляемых внутри рояля. Впрочем, его работа с «внутренностями» инструмента не ограничивалась этим действием, вполне подходя под определение prepared piano.
Женевцам удалось на добрых пятьдесят минут погрузить слушателей в настоящий транс захватывающей серией музыкальных инсталляций, сыгранных единым потоком. Много раз публика пыталась аплодировать, но не успевала за Plaistow и в итоге лишь в конце сета разразилась овациями, накопившимися за семь композиций.
На смену психоделическим швейцарцам пришёл дуэт гитаристов из солнечного Израиля: Роман Арье — Джейк Писак, порадовавшего публику заводными пьесами, основанными на традициях еврейской музыки, джипси-джаза и даже классики (первая пьеса стала своеобразным сплавом музыки Моцарта и Джанго Рейнхардта). Прозвучало также попурри по мотивам известных песен The Beatles, Led Zeppelin и Майкла Джексона в джазовой обработке. Состояние зала в конце их выступления можно охарактеризовать одним словом — восторг!
Закрывала музыкальную программу фестиваля группа пианиста Игоря Володина в составе: Николай Клишин (контрабас), Олег Юданов (ударные), а также специальный гость — Максим Некрасов (хроматическая губная гармоника). Музыканты исполнили темы «Океан» и «Мамина песня» с первого альбома группы Игоря Володина — «Иллюзии» (Bomba Piter, 2009). Максим Некрасов продемонстрировал широчайший диапазон возможностей хроматической губной гармоники, а сами темы получили новое, как показалось, ещё более глубокое звучание, увлёкшее публику не хуже нью-джазового Plaistow.
Для исполнения финального «Сентябрьского джема» с альбома «Негромкий свет» (Bomba Piter, 2011) к уже присутствующим на сцене музыкантам присоединился архангелогородский гитарист Тим Дорофеев. «Джем» был тепло встречен публикой, которая ещё несколько минут после окончания концерта не спешила расходиться, намереваясь послушать что-нибудь ещё. Что ж — в следующем году у горожан и гостей фестиваля будет такая возможность на 14-м «Сентябре в Тихвине».
После концерта была пресс-конференция, собравшая пару десятков журналистов и прошедшая здесь же, в здании тихвинского Дворца культуры. Со стороны прессы, как и в предыдущие годы, в основном звучали слова благодарности музыкантам и организаторам, но был затронут и ряд интересных вопросов. Так, израильский гитарист Роман Арье отметил миротворческую роль джаза и напомнил прессе об учреждении UNESCO международного дня джаза, а В.Б. Фейертаг развил тему «музыки мира» и отметил влияние джаза на воспитание терпимости, толерантности у молодёжи и в обществе в целом. Оценивая уровень исполнительского мастерства воспитанников детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова и творческих коллективов Тихвина, он высоко оценил уровень музыкального образования в Тихвине, смелости и неравнодушия педагогов.
Гитарист Тим Дорофеев и лидер трио Plaistow — пианист Йохан Буркенес — отметили высокий уровень организации фестиваля и уровень подготовки слушателей, их вовлечённость в происходящее на сцене. Кроме того, Тим Дорофеев предложил организовать в Тихвине клуб, как это сделано в его родном Архангельске, что позволило бы сделать джазовую жизнь города в течение года более сбалансированной, создать определённый костяк постоянных слушателей, повысив, в конечном счёте, число зрителей на концертах в дни фестиваля.
В конце пресс-конференции арт-директор «Сентября в Тихвине» — пианист Игорь Володин, отвечая на вопрос о планах развития, заметил, что его мечта — увеличение продолжительности фестиваля до пяти дней, создание своеобразных недельных туров в Тихвин, совмещающих в себе и музыкальную, и туристическую составляющие.
В заключение хотелось бы сказать, что 13-й фестиваль «Сентябрь в Тихвине» получился одним из сильнейших за всё время проведения — по оценкам и музыкантов, и слушателей, и журналистов. Конечно, немалую роль здесь сыграл переезд в обновлённый Дворец культуры, но нельзя не отметить уровень музыкантов, выступивших на фестивале, и накопившийся опыт организаторов, позволивший избежать многих проблемных моментов предыдущих лет. Приём и поддержка, оказанные прессе на «Сентябре в Тихвине», вполне были достойны сравнения с лучшими европейскими джазовыми фестивалями, а пожелать… пожелать хотелось бы большей заполняемости Дворца культуры, что, на мой взгляд, со временем приложится, благо всё уже есть — отличный концертный зал, опытная команда организаторов, поддержка муниципальных властей и предприятий города, и, конечно же, интерес публики, который осталось лишь немного поддержать в течение года.