2 августа в больнице варшавского пригорода Пясечно после длительной борьбы с болезнью умер Томаш Шукальски, или «Шакал», один из самых известных польских джазовых музыкантов.
Томаш Шукальски родился в Варшаве 8 января 1947 г. Он окончил лицей при Государственной высшей музыкальной школе — Варшавской консерватории (ныне Музыкальный университет им. Фридерика Шопена в Варшаве) по классу кларнета и в то же время самостоятельно овладел игрой на тенор- и сопрано-саксофонах. Впоследствии к его музыкальному арсеналу добавился ряд других инструментов, прежде всего бас-кларнет, на котором он много записывался.
Первое профессиональное выступление Шукальского на джазовой сцене состоялось в 1967 г. в сопровождающем составе вокальной группы Partita на варшавском фестивале Jazz Jamboree. В этот период он играл также с ансамблями саксофониста Януша Муняка, пианиста Томаша Очальского, участвовал в биг-бэнде Stodoła («Стодоля» — название клуба студентов Варшавского политехнического института). Но по-настоящему Шукальского заметили, когда, начиная с 1972 г., он стал участвовать в ансамбле альт-саксофониста Збигнева Намысловского. Игра Шукальского на теноре, сопрано-саксофоне и бас-кларнете звучит на многих альбомах Намысловского, в том числе на двух ключевых для польского джаза 70-х годов работах — «Winobranie» (1973) и «Kujaviak Goes Funky» (1975). Эти записи сделали Шукальского весьма востребованным музыкантом: его приглашали на записи и для гастролей крупнейшие польские джазмены — саксофонист-флейтист Влодзимеж Нахорны, трубач Томаш Станько, саксофонист Ян «Пташин» Врублевски.
ВИДЕО: Zbigniew Namysłowski Quintet — «Smutny Jasio» (с альбома «Kujaviak Goes Funky» (1975). Збигнев Намысловски — альт-саксофон, Томаш Шукальски — тенор-саксофон, Войцех Кароляк — электропиано, Павел Яржембски — бас, Чеслав «Малы» Бартковски — барабаны
httpv://www.youtube.com/watch?v=IDwiFZBt6xk
ДАЛЕЕ: продолжение истории жизни Томаша Шукальского, много фото, ВИДЕО
В 1974-1979 годах в составе ансамбля Томаша Станько саксофонист много гастролировал и записывался в Европе (в том числе для ведущего европейского лейбла ECM).
ВИДЕО: Tomasz Stańko, Tomasz Szukalski, Edvard Vesala, Peter Warren — «TWET» (1974)
httpv://www.youtube.com/watch?v=X7tdO7F0vk0
Шукальски активно сотрудничал с другими артистами ECM и ряда иных европейских лейблов, среди которых были контрабасисты Арильд Андерсен, Палле Даниэльссон, Антти Хютти и Дейв Холланд, барабанщик Эдвард Весала, гитарист Терье Рипдал, трубач Палле Маккельборг и саксофонист-флейтист Юхани Аалтонен. В то же самое время (1975-76) Шукальски записался на нескольких альбомах легендарной польской прог-роковой группы SBB.
В 1977 г. пришло время для создания собственного коллектива. Состав был назван просто The Quartet, и в его состав вошли первоклассные инструменталисты — басист Павел Яржембски, пианист Славомир Кульпович и барабанщик Януш Стефаньски. «Квартет» считался ансамблем без лидера: на обложках их виниловых альбомов писались все четыре имени участников состава. The Quartet дебютировал не так, как другие джазовые коллективы: состав поначалу не выступал публично, зато делал много записей для фондов Польского радио. Только в январе 1978 г. «Квартет» проехался с гастролями по всей Польше, финишировав на варшавском фестивале Jazz Jamboree. В программе тура были в основном пьесы Кульповича и Шукальского. Музыка «Квартета» находилась в рамках традиций так называемого «креативного джазового мэйнстрима» 1950-60-х гг.
ВИДЕО: The Quartet, фрагмент альбома «Loaded» (1980, Leo Records)
httpv://www.youtube.com/watch?v=LxzbWg2e-Q4
В 1980 г. распалась ведущая польская арт-роковая группа SBB, где Шукальски играл в середине 70-х, и её вокалист, бас-гитарист и клавишник Йозеф Скшек стал играть дуэтом с Шукальским; результатом стал фьюжн-альбом «Ambitus Extended» (1981). В том же году Шакал в составе новой группы Скшека, Formacją Józefa Skrzeka, участвовал в записи альбома «Wojna Światów» («Война миров»). Он в этот период одинаково интенсивно играл и в джазовой, и в рок-идиоме и даже выступил почти одновременно на двух варшавских фестивалях 1981 года — «Джаз-Джембори» и «Рок-Джембори», играя эстетически совершенно различные программы. В том же году он успел поработать с американским аранжировщиком Гилом Голдстином и с молодым американским фьюжн-гитаристом Дином Брауном.
ВИДЕО: Томаш Шукальски и Йозеф Скшек на фестивале Jazz Jamboree-81
httpv://www.youtube.com/watch?v=weem6EPnr2s
В Польше нарастал политический кризис 1981 года, но за месяц до объявления правительством генерала Ярузельского военного положения Томаш Шукальски выехал в Баден-Баден, где участвовал в цикле концертов памяти Джона Колтрейна вместе с американским барабанщиком Рашидом Али, британским саксофонистом Джоном Сёрманом и германским тромбонистом Альбертом Мангельсдорффом. После объявления военного положения 13 декабря 1981 г. саксофонист вернулся в Польшу, где получил приглашение от работавшего в тот период на Польском радио коллеги Яна «Пташина» Врублевского, который руководил на радио биг-бэндом «Джазовая студия Польского радио», а вне радио — собственным ансамблем под замечательно ироничным названием SPPT Chałturnik (что расшифровывалось как «Stowarzyszenie Popierania Prawdziwej Twórczości „Chałturnik”» — «Ассоциация поддержки честного творчества «Работник»»). Работа в оркестре у Пташина помогла Шукальскому пересидеть трудные времена, но после яркой креативности ансамблей Намысловского, Станько и «Квартета» участие в добропорядочном старомодном мэйнстримовом оркестре трудно было назвать шагом вперёд. Только после того, как военное положение было отменено летом 1983 г., работа Шукальского стала набирать новые обороты; в 1984-м он собрал новое трио с барабанщиком Чеславом «Малым» Бартковским и клавишником Войцехом Кароляком. Альбом этого трио, «Time Killers», историки польского джаза оценивают как один из лучших польских альбомов 1980-х гг.
В 1985-м Шукальски собрал новый состав — квартет, в который вошли пианист Анджей Ягодзиньски, барабанщик Пётр Бискупски и контрабасист Анджей Чуджич; идейно и стилистически этот ансамбль наследовал «Квартету» конца 70-х, хотя Шукальски был единственным музыкантом, игравшим в обоих коллективах.
ВИДЕО: квартет Томаша Шукальского — «Body And Soul»
httpv://www.youtube.com/watch?v=F-xNmPBZ-BI
Годом позже появился ещё один состав — «Блюзовый дуэт Ш-Ш», Blues Duo SZ-SZ, забавное название которого происходило от первых букв фамилий обоих участников — Шукальского и пианиста Януша Шпрота. Дуэт много записывался и выступал на фестивалях, но специалисты не относят его к большим удачам Шукальского. Более удачным был квартет 1990 года с пианистом Артуром Дуткевичем, но основным форматом для Шукальского в 1990-е годы стал акустический джазовый квартет, в которых входили Дуткевич, контрабасист Чуджич и различные барабанщики.
В первом десятилетии нового века Шукальски в основном выступал в трио (пианист Войцех Кароляк и молодой барабанщик Кшиштоф Джеджич). Его также много приглашали для совместных выступлений музыканты более молодых поколений; многим запомнились его выступления в квартете бывшего участника SBB — живущего в Польше греческого гитариста и клавишника Апостолиса Антимоса, который для сольного импровизационного проекта пригласил Шукальского, барабанщика Джеджича и легендарного норвежского контрабасиста Арильда Андерсена.
ВИДЕО: «Ballada o spełnionych snach» («Баллада о несбывшихся мечтах») Войцеха Кароляка. Соло на саксофоне — Томаш Шукальски, дирижёр оркестра Пташин Врублевски, барабаны — Малы Бартковски, ф-но — Войцех Кароляк
httpv://www.youtube.com/watch?v=qq67wvs3YHE
В последние годы, как сообщают польские коллеги, Томаш Шукальски оказался в тяжёлых жизенных обстоятельствах. Он был непростым человеком, абсолютно бескомпромиссным и в творчестве, и в жизни, не боялся высказывать резкие мнения кому угодно, а в спорах о музыке и других важных вещах, как рассказывали, мог запросто и в драку полезть, что не способствовало его благоустроенности в жизни. Когда подступили болезни, музыкант остался без средств к существованию. Чтобы помочь ему, пианист Артур Дуткевич и варшавская радиостанция Jazz FM организовали серию благотворительных концертов под общим названием «День Шакала» (обыграв музыкантское прозвище Шукальского, «Шакал», и название знаменитого детектива Фредерика Форсайта — «The Day of the Jackal»). В концертах приняли участие буквально десятки выдающихся польских джазовых музыкантов; в самом крупном, состоявшемся 21 сентября 2010 в Варшаве, участвовали Томаш Станько, Адам Макович, Лешек Можджер, Марцин Василевски, Михал Урбаняк, Урсула Дудзяк, Ярослав Сметана и другие.
Последние два с половиной года жизни Томаш Шукальски, который в силу ряда заболеваний уже не мог играть, провёл в Доме ветеранов сцены в пригороде Варшавы — городке Сколимув. Артур Дуткевич, который заботился о нём в этот период, так отозвался на известие о смерти 65-летнего Шакала: «Очень жаль, что он ушёл быстро. Но он и жил быстро».
Аплодисменты!
Вот так уходят большие музыканты. Много раньше своего времени. Как много чувства во всём, что Шукальский играл, со своим хорошо узнаваемым «почерком» — да, он нашёл свой стиль, который одновременно выдавал в нём именно ПОЛЬСКОГО музыканта. Лирика с «надрывом», иногда — криком. Никогда не забуду выступления дуэта Станько-Шукальского (без никого более!) на фестивале в небольшом французском городке Le Mans: в течение часа эти два музыканта держали в напряжении зал… Я имел счастье лишь однажды играть с ним в джеме — очень давно. Уверен, «Шакал» останется в истории джаза, как и многие другие польские джазмены. Мир его праху!
Томаш был уже немолод, когда джазмены и студенты Сибири пригласили его для выступлений в Красноярске. Филармония бесплатно дала нам 800-местный зал и квартет Шукальского играл там тоже бесплатно. После концерта все мы собрались посидеть-поговорить-поиграть в клубно-приватной атмосфере. И тут гость наш растрогался, когда наш приятель-филофонист преподнес ему в реставрированно-оцифрованном виде его ранние записи. Его, как и весь Polish Jazz, здесь не только любили, но и хорошо знали. А у студентов была ещё любовь к Польше, воспитанная стихами Мицкевича и Словацкого и прежде всего, конечно, Шопеном. Я говорю об этом уверенно, потому что сам приложил к этому руку педагога.