1 июля в московском зале «Крокус Сити Холл» величайший гитарист современности Джон Маклафлин вновь представит российской публике свой проект Remember Shakti, посвящённый исследованию возможностей соединения традиционной музыки Индии и современной джазовой импровизации.
В первый раз британский супергитарист показал нам этот коллектив ровно восемь лет назад, летом 2004-го, и этот концерт стал тогда одним из важнейших музыкальных событий года. Проект приезжает в том же самом составе, что и восемь лет назад — кудесник электрогитары Джон Маклафлин (John McLaughlin) и четыре индийских музыканта: устад («мастер» — почётный титул) Закир Хуссейн (Zakir Hussain, барабаны табла), вокалист Шанкар Махадэван (Shankar Mahadavan), У.Шринивас (U.Shrinivas, мандолина) и В.Сельваганеш (V. Selvaganesh, барабаны канджира, гатам и мридангам).
Название Remember Shakti — «Помнить Шакти» — это отсылка к первому опыту сотрудничества Маклафлина с индийскими музыкантами, предпринятому им в 1975-77 годах в составе группы Shakti. Из тех, с кем он работал тогда, в новый состав вошёл только устад Закир Хуссейн, за прошедшие десятилетия ставший признанной мировой суперзвездой игры на классических индийских барабанах табла. Интересно, что нынешний второй перкуссионист Remember Shakti, Ви Сельваганеш — сын Викку Винайякрама, который играл на барабане мридангам в оригинальном составе Shakti 1970-х гг.
ДАЛЕЕ: продолжение истории сотрудничества Маклафлина и индийских музыкантов, отрывки из отчёта о московском концерте 2004 г., контактная информация, ВИДЕО!
«Шакти» и «Помнить Шакти» оказались весьма важными вехами не только в биографии ведущего фьюжн-гитариста современной эпохи, но и в индийской музыкальной культуре: помимо того, что Маклафлин этим проектом широко представил индийскую классическую традицию мировой публике (фактически положив начало world music задолго до официального признания нового вида музыки), он ещё и сделал важный для индийских музыкантов кросс-культурный шаг, объединив в одном проекте представителей двух почти не пересекающихся между собой музыкальных традиций Индии — северной (хиндустани) и южной (карнатической).
ВИДЕО: John McLaughlin & Remember Shakti «Ma No Pa»
httpv://www.youtube.com/watch?v=qyCH70FODJA
Вот как писал «Джаз.Ру» о музыке проекта Remember Shakti в репортаже с их московского концерта восемь лет назад:
…Европейскую традицию в этой музыке представляет Джон Маклафлин: ему принадлежала и большая часть исполненного музыкального материала, и доминирующая — точнее, даже формообразующая — роль в аранжировках, хотя особо протяжёнными или довлеющими над остальными музыкантами его соло назвать было никак нельзя. Значительную часть времени он играл только ритмогармоническую базу, предоставляя мелодическое развитие (если в индийской музыке, с её идеалом звучания бесконечной протяжённости, вообще можно говорить о развитии) молодому мандолинисту У.Шринивасу и вокалисту Шанкару Махадевану…
…Совершенно органично даже для самых динамически напряжённых моментов концерта Маклафлин выглядел погружённым в себя и внутренне успокоившимся гармоничным человеком — что, в принципе, и есть один из эстетических идеалов той древней музыкальной традиции, которую он осмысляет в этом проекте. При этом он исключительно точно взаимодействовал со своими индийскими коллегами, не копируя, не имитируя их, но именно осмысляя их игру в своей игре…
С подробным отчётом о первом московском концерте Маклафлина можно познакомиться в «Полном джазе 1.0» за 2004 г.
Там же можно прочитать и достаточно полную биографию великого британского гитариста.
Билеты на концерт, подробности
Эх почему так поздно сообщаете? из регионов не доехать :(
я в шоке. Такого я еще не видела и не слышала. Джон Маклафлин это супер,Чудо. все в нем высший класс. Больше не смогу спокойно жить, не послушав хоть одно его произведение в день. Преклоняюсь перед истинным художником.