20 июля в новом концертном зале «Север» спортивного комплекса «Олимпийский» легендарный джазовый гитарист и вокалист Джордж Бенсон даст единственный сольный концерт в Москве в рамках своего мирового турне The Guitar Man Tour.
69-летний ныне, Джордж Бенсон уже неоднократно посещал Москву и в один из прошлых приездов дал нашему обозревателю Григорию Дурново подробное интервью, в котором попытался объяснить, чем объясняет свой отход от джаза в сторону более простых музыкальных форм. Тем не менее, мы слышали Бенсона и в джазовых звучаниях — например, с оркестром Игоря Бутмана. И, в общем, многие его появления на самых разных мировых сценах убеждали в том, что если основную часть своего времени Бенсон всё-таки продолжает работать в популярных жанрах, то его любовь к джазу и, главное, умение и желание его играть никуда не делись. Поэтому выход альбома «Guitar Man» (Concord, 2011) не стал такой уж неожиданностью; напротив, многие обрадовались — хватило же у выдающегося гитариста, долгие годы игравшего перед массовой публикой в основном несложные проигрыши в поп- и smooth-песнях, артистической смелости открыть альбом сложным сольным (!) исполнением на гитаре джазового стандарта «Tenderly», включить в альбом полдюжины других джазовых стандартов, а в ансамбль — целый ряд сугубо джазовых музыкантов, в том числе самого многообещающего контрабасиста последних лет — молодого Бена Уильямса, только что получившего Jazz Award в категории «Надежда года». В общем, альбом знаменует возвращение (пусть, быть может, и временное) замечательного джазового музыканта на джазовую сцену, пусть он наверняка и будет играть со сцены не только джаз.
Музыкальная карьера Бенсона началась в 60-е годы в составе соул-джазового ансамбля органиста «Братца» Джека Макдаффа. Незаурядная игра Бенсона, в которой были сплавлены воедино влияния едва ли не всех ведущих джазовых и блюзовых гитаристов 50-60-х гг., причём основанные на практически безупречной технике, позволила ему в дальнейшем оказываться в ансамблях суперзвёзд джаза, среди которых были Хэрби Хэнкок, Фредди Хаббард и сам Майлс Дэйвис (игра Джорджа звучит на его альбоме «Miles In The Sky»).
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Джорджа Бенсона, ВИДЕО, подробности о концерте
Работая со знаменитым лейблом Крида Тейлора CTI в начале 1970-х, Бенсон в собственных записях всё больше склонялся к синтезу джаза с танцевальным соул и другой «городской» массовой афроамериканской музыкой, продолжая при этом как приглашённый солист сотрудничать с джазовыми музыкантами в их проектах. В середине 1970-х Джордж Бенсон сделал решительный шаг: заключив контракт с поп-лейблом Warner Bros., он выпустил альбом «Breezin’» (1976), знаменовавший его решительный поворот к поп-соул. Вокальный номер с этого альбома, написанная четырьмя годами ранее соул-певцом Леоном Расселлом песня «This Masquerade», которую Бенсон исполнил не только как гитарист, но и как вокалист, стал поп-хитом: в хит-параде соул она побывала на третьем месте, а в поп-чартах — на десятом. Песня получила Grammy как «Запись года», кроме того, Бенсон получил бронзовый граммофончик как «Лучший инструменталист поп-музыки», а звукорежиссёр альбома Ал Шмитт стал «Звукоинженером года». Это были первые из десяти нынешних «Грэмми» в коллекции Бенсона.
Работа с продюсером Куинси Джонсом в 1980-90-е гг. помогла Бенсону добиться даже более широкой популярности — записанные ими альбомы обращались уже даже не к «взрослой», а к подростковой, точнее — девичьей аудитории: сахарные баллады и крепкие диско-боевики вроде «Give Me The Night», спродюсированной Джонсом, стали отлично продававшимися поп-хитами, высоко поднимавшимися в чартах как R’n’B (так к этому времени стал именоваться афроамериканский поп-раздел хит-парадов), так и «большой» поп-музыки. Зачастую на своих концертах Бенсон брал гитару в руки всего на несколько пьес, выступая теперь в основном как певец. Из десяти «Грэмми», которыми гитарист был награждён с 1976 по 2006 гг., только одна премия — за номер «Moody’s Mood» с альбома 1980 г. «Give Me The Night» — была получена Бенсоном в джазовой категории (за «Лучший джазовый вокал»), тогда как два других трека с этого же альбома получили Grammy за «Лучшее вокальное исполнение ритм-н-блюза» (заглавный трек) и «Лучшее инструментальное исполнение ритм-н-блюза» (пьеса «Off Broadway».
ВИДЕО: 2011, Джордж Бенсон на фестивале в Граце (две минуты: гитарное соло Бенсона)
httpv://www.youtube.com/watch?v=0B5clEKSBlY
Джордж Бенсон играет свой ритм-н-блюзовый мегахит «Off Broadway» на фестивале в Монтрё
httpv://www.youtube.com/watch?v=dcpKM6e8Hrk
А бывало и такое: Джордж Бенсон, Кларк Терри и Джеймс Муди играют «So What» Майлса Дэйвиса в чисто джазовой версии (фестиваль в Пори, Финляндия, 1988)
httpv://www.youtube.com/watch?v=snCGxc4qK50
Концерт на сайте СК «Олимпийский» (зал «Север»)
Коли дело пошло делить Бенсона на «джазового» и «неджазового» настоятельно рекомендую послушать 2CD альбом «After Hours», год издания: 2002, релиз: November, 15, 2002. Живая клубная запись квартета с потрясающим драйвом. Такого, чисто бопового Бенсона, на мой взгляд, больше нигде не услышите.