РГГУ представляет первый курс истории джаза: лекции прочитает редактор «Джаз.Ру»

0
Высшая школа художественных практик и музейных технологий
Факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета

Кирилл Мошков. «Джазовый век»

 Краткая история джаза из перспективы XXI столетия

цикл из девяти лекций. 36 часов
продолжительность каждой лекции — 180 минут

posterNEW: вступительная лекция 17 апреля — вход бесплатный! (требуется регистрация) Подробности…>>>>
17 апреля, 19:00 — 22.00. Вступительная лекция. Что такое джаз?

Сто лет истории джаза — что мы знаем и что можем услышать. Можно ли зафиксировать джаз? Роль текста и документа в джазовом искусстве.
Начало исторического обзора. Рождение джаза: ранние формы афроамериканской музыки. Блюз хлопковых полей и джаз Нью-Орлеана. Кинг Оливер, Уильям К. Хэнди, Джелли Ролл Мортон. Джаз идёт на север: из Нью-Орлеана в Чикаго и Нью-Йорк. Original Dixieland Jass Band, Луи Армстронг, Флетчер Хендерсон. «Сладкий джаз» и «горячий джаз»: белые и чёрные оркестры 20-х. Пол Уайтман — белый «король джаза». Бикс Байдербек и другие ранние белые джазмены.
24 апреля, 19:00 — 22.00. Лекция 2. Первые титаны джаза
Луи Армстронг: первая суперзвезда джаза (1900-1971) — из тюрьмы для малолетних в Нью-Орлеане к всемирной славе. Дюк Эллингтон: величайший джазовый композитор и бэндлидер первой половины XX века (1899-1974)
15 мая, 19:00 — 22.00. Лекция 3. «От спиричуэл к свингу», часть 1
Афроамериканские составляющие джазового языка: духовные песнопения, трудовые песни и блюз. Голос блюза: великие блюзовые певицы 1920-х — первые суперзвёзды афроамериканской музыки. «Императрица блюза» Бесси Смит (1894-1937). Блюз городской, водевильный, деревенский, техасский, чикагский, далее везде: от самодельных гитар и фольклорной среды бытования к профессиональному электрифицированному блюзу послевоенной эпохи. Ритм-н-блюз, джамп-блюз и другие провозвестники эры рок-н-ролла.
ДАЛЕЕ: продолжение описания курса, контактная информация.


22 мая, 19:00 — 22.00. Лекция 4. «От спиричуэл к свингу», часть 2
Эволюция оркестрового джаза 1920-30-х гг.: от традиционного джаза к свингу. Эра свинга: эпоха, когда джаз больших оркестров (биг-бэндов) был поп-музыкой своего времени — 1933-1946. Крупнейшие бэндлидеры «эры свинга» — Бенни Гудман, Каунт Бэйси и другие. Крупнейшие импровизаторы: Коулман Хокинс, Лестер Янг и другие. Певцы свинга: роль вокала в джазе. Первая плеяда популярных джазовых вокалистов и вокалисток 1930-х: Билли Холидей, Джимми Рашинг. Поющие инструменталисты: Фэтс Уоллер. Джаз или популярная музыка? Фрэнк Синатра и выделение поп-музыки в отдельную категорию массовой культуры. Популярные джазовые шоумены середины XX века. Кэб Кэллоуэй, Лайонел Хэмптон, Луис Прима. Элла Фицджералд — величайшая джазовая вокалистка всех времён.
29 мая, 19:00 — 22.00. Лекция 5. Бибоп: революция в джазе
Новое поколение джазовых музыкантов середины 40-х ломает устои старого джаза. Чарли Паркер — создатель современного джаза, важнейший реформатор искусства импровизации эры бибопа, самый влиятельный саксофонист в истории. Диззи Гиллеспи — соратник Паркера, провозвестник и первый мастер бибопа, величайший джазовый трубач середины XX века. Телониус Монк — самый таинственный джазмен эры бибопа, классик джазовой композиции, революционер джазового фортепиано (1917-1982).
5 июня, 19:00 — 22.00. Лекция 6. Джаз становится искусством
Переворот в самосознании джазовых артистов в 50-е годы: из ночных клубов — на сцены концертных залов. Modern Jazz Quartet, Дейв Брубек. Расцвет джазовой композиции: Чарлз Мингус, Джордж Расселл и другие. Майлс Дэйвис — гениальный трубач, новатор и провозвестник основных течений джаза после бибопа (кул, хардбоп, модальный джаз, джаз-рок) и просто самый знаменитый джазмен второй половины XX века. Джон Колтрейн — крупнейший реформатор джаза 50-60-х годов, величайший тенор-саксофонист, духовный учитель и пророк современного джаза.
19 июня, 19:00 — 22.00. Лекция 7. Пришествие нового джаза
Революционные 60-е: Колтрейн слушает молодых музыкантов и прокладывает дорогу радикальным экспериментаторам, ищущим новые пути. Орнетт Коулман, Эрик Долфи, Алберт Айлер, Арчи Шепп. Питомцы Майлса: выходцы из ансамблей Майлса Дэйвиса формируют творческий ландшафт современного джаза. Кэннонболл Эддерли, Уэйн Шортер, Хэрби Хэнкок, Чик Кориа, Джон Маклафлин. Джаз вбирает новые звуковые формы и средства: джаз-рок, фьюжн, этно-джаз, камерный джаз.
26 июня, 19:00 — 22.00. Лекция 8. Джаз захватывает мир
Выход джаза за пределы музыкального рынка США. Джаз в Старом Свете: приход джаза в Европу после I мировой войны, европейские композиторы осваивают джазовый язык, американские «экспаты» оплодотворяют европейскую сцену. Бразильский и латиноамериканский джаз. Рождение и развитие национальных джазовых школ в 1960-70-е гг. Стиль ECM. Скандинавский джаз. Джаз в Восточной Европе и СССР
3 июля, 19:00 — 22.00. Лекция 9. Джаз XXI века
Новое поколение импровизаторов на американской сцене. Слово «Даунтаун» из названия района Нью-Йорка становится обозначением новой джазовой сцены. Саксофонист и композитор Джон Зорн и новоджазовая сцена вокруг него. Индустрия джаза: стержнем развития американского джазового сообщества становится система джазового образования. Новые ветви на древе джаза: поп-джаз и smooth jazz, два вида «современного» джаза (противостояние modern и contemporary), Кенни Джи и Кенни Гарретт, мягкий поп-джаз Джорджа Бенсона, жёсткий рок-джаз Крисчена Скотта и другие новые течения. Куда идёт джаз сегодняшнего дня?

КУРС «ДЖАЗОВЫЙ ВЕК» НА САЙТЕ ВШ ХПМТ(там же указана стоимость для студентов РГГУ и для слушателей «извне»)

Адрес школы: Москва, Миусская площадь, д. 6 (главный вход с ул. Чаянова). Ближайшие станции метро: «Новослободская», «Менделевская».

Автор лекционного цикла: Кирилл Мошков, главный редактор российского джазового журнала «Джаз.Ру»
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя