Ростов-на-Дону: «Эта музыка будет вечной…» — восьмой фестиваль «Jazz по-ростовски»

0
Владимир Кобякин
Фото: Александр Поготов
LK

История фестиваля «Jazz по-ростовски» насчитывает уже восемь праздников вольной, яркой музыки. Каждый из них проходил под собственным девизом. Тот восьмой, что прошел на Дону в конце минувшего года, имел лозунг «Эта музыка будет вечной».
Фестивальные концерты, отыгранные, по сложившейся традиции, сразу в нескольких крупных донских городах, каждым своим номером словно подтверждали: джаз пребудет вовеки. В ходе фестиваля состоялись концерты в Шахтах, Таганроге и Ростове, а также мастер-классы, которые дали в Таганрогском колледже искуств и Ростовской детской джазовой школе российский пианист Андрей Кондаков и бас-гитарист из Бразилии Сержиу Брандау.

Андрей Кондаков и Сержиу Брандау после мастер-класса
Андрей Кондаков и Сержиу Брандау после мастер-класса

Ещё одна традиция ростовских джаз-фестивалей — посвящение их определённым людям, своим творчеством внёсшим вклад в подъём ростовского джаза на его нынешний уровень. На ростовских праздниках джаза с благодарностью вспоминают как ушедших из жизни, так и ныне здравствующих мастеров. Так, восьмой «Jazz по-ростовски», ставший настоящим фейерверком юбилеев, был посвящен памяти четырёх музыкантов — выдающегося пианиста, композитора и педагога Аркадия Эскина; много лет проработавшего в эстрадном оркестре Армении тромбониста, заслуженного работника культуры России Якова Кюльяна — создателя и первого директора Центра им. Кима Назаретова, легендарного Карпа Деланьяна — одного из лучших альт-саксофонистов страны и ещё одного тромбониста — Виктора Кутова, на протяжении ряда лет руководившего биг-бэндом имени Кима Назаретова. И, конечно, участники и гости фестиваля отдали дань благодарной памяти самому маэстро Киму Назаретову — первому в СССР профессору джаза, создателю не только уникального оркестра, ставшего ярким явлением отечественной музыкальной культуры, но и стройной системы отечественного джазового образования. Не были забыты и ныне здравствующие мастера: первая в СССР джазовая пианистка ростовчанка Татьяна Тумбулова и гитарист-виртуоз, доцент Ростовской консерватории Александр Бердников, и бэндлидер-тромбонист Виктор Бударин — лауреат многих международных фестивалей, заслуженный артист России, профессор Ростовской консерватории, отметивший в минувшем году свое 65-летие. А еще восьмой ростовский джаз-фестиваль был посвящен 45-летию Ростовского джаз-клуба, основателем которого был большой энтузиаст джаза Рафаиль Туишев — нынешний бессменный автор-координатор и организатор фестивалей «Jazz по-ростовски». Оттуда ростовский джаз шагнул на мировую сцену.
Характерная черта фестиваля «Jazz по-ростовски» — музыкальная универсальность. В отличие от многих джазовых фестивалей, он не замыкается на каком-то одном направлении. Каждый год здесь можно слышать и заводной диксиленд, и извилистые ритмы модерна, и музыку «большого стиля» 30-50-х годов ХХ века, так ярко воплощенную в творчестве и американских гигантов Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, и наших мастеров — Эдди Рознера, Олега Лундстрема, Георгия Гараняна…
ДАЛЕЕ: подробно о прошедшем фестивале, много фото!

Эта музыка в изобилии звучала на концертах в Таганроге и Шахтах и на прошедшем с аншлагом финальном выступлении участников фестиваля на сцене ростовского драмтеатра им. Горького. Здесь из тысячи мест в зале четыреста были бесплатно предоставлены учащимся 12 музыкальных школ Ростова, студентам колледжа искусств, консерватории, педагогам, ветеранам джаза, музыкантам. Свои приветствия фестивалю прислали старейшина российских джазовых критиков Алексей Баташёв, крупные джазовые специалисты — Владимир Фейертаг, Юрий Верменич и другие. Высоко оценил традиции донской джазовой школы директор Школы Джейми Эберсолда при Университете Луивилла (США) Майк Трейси.

Dixie Friends
Dixie Friends

Традиционный джаз представил непременный участник всех фестивалей «Jazz по-ростовски» ансамбль Dixie Friends под управлением Владимира Лапина. С первого дня и уже на протяжении 20 лет в нём играют прекрасно образованные профессионалы: музыканты-исполнители, педагоги — творческие личности, беззаветно преданные традиционному джазу. С ансамблем в разные годы выступали такие мастера, как украинский трубач Валерий Колесников, тромбонист из Донецка Евгений Белин, легендарный Аркадий Эскин, играющие ныне в США выпускники Ростовской консерватории Андрей Арнаутов (контрабас) и Евгений Гнездилов (кларнет). Вновь с ансамблем играл выходец из Новочеркасска, ныне живущий и работающий в Италии трубач Александр Тучков (Louis Terza). Дебютировал в его составе тромбонист Дмитрий Бударин. Как всегда, музыка ансамбля — а это классика эпохи джазового рассвета и так называемый джаз-ривайл, возрождавший в 1940-50-е музыку 20-х годов прошлого века, — звучала задорно и жизнеутверждающе, что вообще характерно для диксиленда. И, как оказывается, созвучно настрою её ростовских исполнителей. Свое выступление они посвятили 110-летию великого Луи Армстронга.

"Транзит"
"Транзит"

Джазовый мэйнстрим был представлен российско-белорусским квинтетом «Транзит». Ансамбль, где лидерами являлись великолепные импровизаторы трубач Валерий Щерица и тромбонист Дмитрий Бударин — выпускник Ростовской консерватории, в 2010 году признанный лучшим джазменом Белоруссии — играя вместе с ветераном ростовского джаза контрабасистом Николаем Яковлевым (Краснодар), гитаристом Константином Негодаевым (Азов) и открытием фестиваля – ростовским барабанщиком Максимом Кабальскисом, продемонстрировал ставшую классикой джаза добротную и яркую музыку. Дополнительные краски исполнению придали талантливые импровизации, превратившие выступление музыкантов «Транзита» в своеобразный джем-сешн, настоящий парад виртуозности.

Андрей Кондаков, Сержиу Брандау
Андрей Кондаков, Сержиу Брандау

А другой известнейший участник ростовского джаз-фестиваля петербургский пианист Андрей Кондаков блеснул ещё одной гранью своего исполнительского и импровизационного таланта. Его авторский модерн на этот раз приобрел ярко выраженный латиноамериканский колорит, что определённо объясняется присутствием в его нынешнем ансамбле выдающегося бразильского бас-гитариста Сержиу Брандау. С ним Кондакова связывают давние творческие узы: в 1999 году они, встретившись в Нью-Йорке, создали совместный проект Andrey Kondakov & Brazil All Stars.

Sergio Brandao
Sergio Brandao

Дополнительные краски игре ансамбля придала и мексиканская барабанщица Патти Балинас. Как всегда, оказался выразителен музыкальный диалог двух мастеров импровизации: Андрея Кондакова и гитариста Алима Настаева — пожалуй, одного из наиболее успешных выпускников Ростовской консерватории, которую он окончил по классу известного гитариста Виктора Барилова. Он обучался в знаменитой школе Бёркли в американском Бостоне и был аспирантом джазовой программы Джейми Эберсолда в университете Луивилла. Настаев неизменно с блеском выступал на многих международных джазовых фестивалях и конкурсах, проходивших в России и за рубежом.

Патти Балинас
Patti Balinas

Что касается Патти Балинас, то её игра стала откровением для ростовской публики. И это несмотря на то, что Патти приехала на ростовский фестиваль уже в третий раз. Верный признак подлинного таланта, всегда способного открыть своей игрой новые горизонты. Кроме чисто музыкальной деятельности, Балинас выступает эндорсером известной компании Yamaha, представляя акустические и электронные барабаны в Испании, Португалии, Германии, Италии, Японии, в странах Латинской Америки… Юбилею Патти Балинас, к слову, была посвящена композиция «Мексиканская роза», исполненная на фестивале сводным биг-бэндом Аll Stars, представившим ростовской публике образцы неувядаемого «большого стиля».

И действительно: что за джаз без «большого стиля»? Тем более что многие мастера, памяти которых был посвящен восьмой ростовский фестиваль, отдали в своем творчестве этому направлению щедрую дань. Мощным заключительным аккордом фестиваля стала игра сводного биг-бэнда Аll Stars, посвятившего свое выступление столпам ростовского джаза. По сути дела, любители джаза, заполнившие зал ростовского драмтеатра, услышали в этот вечер своего рода «концерт в концерте». Открылся он исполнением блюза «Wine Street Ramlbe», ставшим визитной карточкой оркестра им. Кима Назаретова ещё с той поры, когда им дирижировал легендарный мэтр. В минувшем году этот ростовский оркестр, имеющий ныне статус муниципального, отметил свое 48-летие.

Сводный биг-бэнд Аll Stars
Сводный биг-бэнд Аll Stars

Аll Stars исполнили этот блюз под управлением Юрия Кинуса, скоро уже полтора десятилетия держащего палочку главного дирижера оркестра Кима Назаретова. В память о Карпе Деланьяне ярко прозвучала написанная им в соавторстве с Николаем Иоаннисяном пьеса «Карабах», где солировал выпускник детской джазовой школы им. К.Назаретова, ныне альт-саксофонист оркестра Георгия Гараняна Овагем Султанян. А затем место за дирижерским пультом занял Михаил Радинский — трубач, бэндлидер, аранжировщик, педагог, верный последователь дирижерской школы Кима Назаретова. Полтора десятилетия он заведовал отделением эстрадно-джазовой музыки в Ростовском училище искусств. Вместе с ним в сводном биг-бэнде блеснули ветераны легендарного оркестра Кима Назаретова: заслуженный артист России пианист Николай Иоаннисян, Игорь Егоров (контрабас), гитарист Александр Бердников и заслуженный артист России Владимир Попов (альт-саксофон). А его ростовский однофамилец и коллега тенор-саксофонист Виктор Попов виртуозно исполнил известнейшую балладу Билли Стрейнхорна «Счастливое воссоединение». Сорок из своих 65 лет Виктор Попов играет в оркестре Кима Назаретова… Радинского сменил Виктор Бударин, в чьей аранжировке прозвучали известная пьеса Теодора Груйя «Фламинго» и «весенний» стандарт Ричарда Роджерса «It Might As Well Be Spring». И в обеих пьесах блестяще солировали его сын Дмитрий Бударин — выпускник Ростовской консерватории и Валерий Щерица.

Разнообразная программа, ставшая настоящим признанием музыкантов в любви к своим выдающимся коллегами, органично включала в себя и джазовые баллады, и музыку хард-боп, и латиноамериканские ритмы босса-нова, и даже фьюжн. И все так прекрасно дополняло друг друга, что, слушая игравших в оркестре трубачей Александра Тучкова и Александра Решетникова из джаз-оркестра ФСБ, тенор-саксофониста Виктора Попова и уже упоминавшихся здесь Овагема Султаняна, Валерия Щерицу и Дмитрия Бударина, нельзя было не согласиться: «большой стиль» потому большим и зовется, что способен объединить в себе все направления такого столь разноликого искусства, как джаз.

Всего в заключительном гала-концерте на сцене ростовского драмтеатра им. Горького выступили сорок мастеров джаза из разных стран. Даря людям свое искусство, они буквально окунались в праздничную стихию фестиваля. Именно эта непередаваемая на словах атмосфера ростовских джазовых праздников привлекает на берега Тихого Дона многочисленных гостей с мировыми именами. Раз побывав в Ростове, они потом стремятся вновь приехать сюда.

Восьмой фестиваль, ставший, по признанию многих специалистов и любителей джаза, наиболее ярким в череде фестивалей «Jazz по-ростовски», превратился в нескончаемый праздник вечной музыки благодаря помощи и поддержке генерального спонсора — таганрогского ТПО «Лемакс», некоммерческого партнерства «Водный транспорт Дона», ростовского судоремонтного завода «РИФ», конгресс-отеля «Дон-Плаза», базы отдыха «Голубая волна», типографии «Омега-Принт». Информационными спонсорами джазового праздника на Дону выступили телерадиокомпании «ТелеИкс» и «ДонТР», газета Ростовской области «Наше время», радиостанция «Радио Ростова» и интернет-портал «161.ru».

 

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя