Продюсерский центр «Новый Театр» представляет: 5 апреля, Московский международный Дом музыки (Светлановский зал) — трубач Крис Ботти (Chris Botti, США) в рамках мирового тура, посвященного своему 50-летнему юбилею.
Полувековой рубеж трубач из Портленда, штат Орегон, перешагнёт только 12 октября, но праздновать его начинает сильно заранее. Интересно, что «звездной» карьере Борри всего чуть больше 10 лет — его первый по-настоящему успешный альбом «Night Sessions» вышел в 2001 г. Но на трубе он играет намного дольше: инструмент он взял в руки в 1970-м, а три года спустя, 12-летним, услышал запись Майлса Дэйвиса, играющего «My Funny Valentine», и решил связать с музыкой всю жизнь.
21-летним он впервые выступил в Карнеги-Холле, но это не была ещё личная слава — на знаменитую нью-йоркскую сцену потомок итальянских иммигрантов попал как участник «Всеамериканского школьного джаз-ансамбля» (All-American High School Jazz Band), ежегодного конкурсного коллектива, существование которого в те годы, в начале 80-х, оплачивала, как ни странно это звучит сейчас, компания McDonald’s.
Джазовое образование он получил в университете штата Индиана у легендарного преподавателя Дэвида Бейкера, а кроме того — два лета подряд на гранты Национального фонда искусств ездил в Нью-Йорк заниматься у трубача Вуди Шоу и саксофониста Джорджа Коулмана, но на четвёртом курсе оставил университет, чтобы съездить в короткие турне с оркестром Фрэнка Синатры и — затем — с биг-бэндом легендарного барабанщика Бадди Рича. Однако в мире джазового мэйнстрима Ботти задержался ненадолго. Поселившись с 1985 г. в Нью-Йорке, он занялся почтенным ремеслом студийного инструменталиста, что привело его в 1990-м в гастрольный ансамбль поп-певца Пола Саймона. Работа с Саймоном продолжалась десять лет; Ботти можно, например, слышать на знаменитом альбоме «Concert in the Park», запечатлевшем концерт Пола Саймона в Центральном парке Нью-Йорка в 1991 г. В этом ансамбле Ботти познакомился с саксофонистом Майклом Бреккером; первое приближение Криса к большой славе связано именно с этим музыкантом — Ботти выступил продюсером альбома «Out of the Loop», записанного группой Brecker Brothers в 1994 г. для лейбла GRP и в 1995-м получившего премию Grammy за «Лучшее исполнение современного джаза».
Первые сольные альбомы Криса Ботти выходили на Verve. Первый, «First Wish», 33-летний музыкант выпустил в 1995-м; как и последующие три — «Caught» (1996), «Midnight Without You» (1997) и «Slowing Down The World» (1999) — он содержал мягкий, динамически сдержанный «романтический» фьюжн, так называемый «современный джаз» (contemporary jazz), в котором ясно были слышны превосходная техника игры Криса, несомненное влияние манеры как Чета Бейкера, так и Майлса Дэйвиса в его самых меланхоличных проявлениях, а также большой опыт работы Ботти в поп-музыке: мелодическая составляющая на этих альбомах явно превалирует над поиском новых горизонтов. Впрочем, Крис отдал должное и поисковым направлениям тоже, участвуя в середине 1990-х в довольно радикальном фьюжн-проекте Bruford Levin Upper Extremities двух британцев, басиста Тони Левина и барабанщика Билла Бруфорда, где Ботти представлял США вместе с бывшим гитаристом группы норвежца Яна Гарбарека — Дэвидом Торном.
ДАЛЕЕ: выбор окончательного курса Криса Ботти, достижения последних лет, подробности о концерте в Москве, ВИДЕО!
Окончательный курс Криса Ботти на мягкую, деликатную, умную инструментальную поп-музыку романтического направления определился на рубеже столетий, когда более двух лет — с 1999 по 2001 г. — он проработал в гастрольном ансамбле поп-певца Стинга, который как раз и оказал на манеру трубача решающее воздействие. Ботти был одним из ведущих солистов в ансамбле Стинга в ходе более чем двухлетнего тура «Brand New Day»; когда осенью 2001 тур завершился, у Ботти уже был контракт с легендарным лейблом Columbia, который как раз был перекуплен компанией Sony и нуждался в новых, доступых массовому слушателю джазовых звёздах. Наряду с перешедшим с Warner Bros. банджоистом Бэлой Флеком, одной из новых звёзд «Коламбии» оказался Ботти; Стинг даже сделал подарок своему трубачу, дав для его первого альбома на новом лейбле, «Night Sessions», собственную песню (правда, спела её на записи фолк-вокалистка Шоун Колвин). С тех пор все альбомы, включая самый новый, «Impressions» (выход которого планируется на апрель 2012), выходили у Криса Ботти на «Коламбии». На этом лейбле вышел и самый успешный его альбом — «When I Fall In Love», сделавшим Ботти самым продаваемым в США инструменталистом (мягко оттеснив с этой позиции записи сопраниста Кенни Горелика, известного как Кенни Джи). На этом альбоме, к общему удивлению, Ботти прозвучал как почти мэйнстримовый трубач в традиционном оркестровом джазовом саунде, не утратив ни мелодичности, ни романтичности свойственной ему поп-стилистики.
Если в джазе и близ него есть коммерчески успешные артисты, то Крис Ботти — явно один из них. Три его альбома побывали на вершине джазового чарта журнала Billboard (самого авторитетного хит-парада в США), и, хотя сам он ни разу не получал заветного позолоченного граммофончика, его работы были пять раз номинированы на Grammy (дважды в 2007 и трижды в 2009), а кроме того, помимо уже упоминавшегося альбома братьев Бреккер, «Грэмми» пролетали буквально у его виска. Так, в 2006 г. Билли Чайлдс, Гил Голдстин и Эйтор Перейра получили «Грэмми» за «Лучшую аранжировку инструментального сопровождения вокалу» — и это был Крис Ботти, аккомпанирующий приглашённой звезде, своему бывшему работодателю Стингу, в треке «What Are You Doing the Rest of Your Life?» на своём альбоме «To Love Again — The Duets».
Ботти незачем скрывать свою укоренённость в джазовой традиции, несмотря на явное стремление и умение нравиться широким масстам слушателей (и особенно — слушательниц). Он не очень-то модернист, это выражается не только во влиянии Чета и Майлса, но даже в выборе инструмента: Крис играет на трубе ручной работы Martin Committee, изготовленной в 1940 году, используя три серебряных мундштука фирмы Bach, сделанных в 1926-м.
В апреле 2011 Крис Ботти уже приезжал в Россию, дав аншлаговый концерт в Доме Музыки. Год спустя он привозит новое шоу и новую программу, посвящённую своему грядущему 50-летию.
ВИДЕО: Chris Botti «When I Fall In Love»
httpv://www.youtube.com/watch?v=hxdCPgyGOTE
Начало концерта: 20:00
ММДМ (Светлановский зал): Космодамианская набережная, 52, стр. 8 (м. Павелецкая)
Заказ билетов: 730-1011, 258-0000, а также на сайте parter.ru