В бумажном №1 журнала «Джаз.Ру» за 2012 г. вышло обширное интервью с Юрием Маркиным. А «Полный Джаз» — электронная версия «Джаз.Ру» — отмечает юбилей композитора публикацией очерка о нём, который прислал нам его коллега — московский джазовый композитор Олег Степурко.
Олег Степурко фото: Павел Корбут |
Значительные события в мире искусства миром часто поначалу не замечены. Прошло немало лет, пока получили признание шедевры Баха, Мусоргского, Прокофьева. Так же неприметно, без помпы, прошло 70-летие Юрия Маркина. И лишь музыканты, которые всегда идут на один шаг впереди публики, осознали, что произошло.
Наконец мы смогли услышать ответ на тот вызов, который бросил Новый Свет всему миру рождением блюза, джаза и рок-н-ролла. В этих жанрах страна Мусоргского Чайковского и Прокофьева пока не смогла создать ничего, что смогло бы сравняться с шедеврами Дюка Эллингтона, «Битлз» и Эндрю Ллойд Вебера.
Конечно, можно назвать объективные причины: Это и «железный занавес», оторвавший музыкантов от мировой культуры, и коммунистический идеологический пресс, погубивший столько талантов. Но, наверное, главная причина — это то, о чём говорил академик Борис Асафьев: «синтаксис языка создаёт музыкальную речь». В новых ритмических жанрах нет шедевров ни на одном языке, кроме английского. Ибо блюз, из которого произошли джаз и рок, — это прежде всего песенная форма, и поэтому так плоско звучит джаз на любом языке, кроме английского. И у нас мало кто верил в возможность появления джазовых композиций «по-русски».
Но вот в течение нескольких лет в 1990-е и начале 2000-х композитор Юрий Маркин показал цикл джазовых опер в «Джаз-Арт клубе», президент которого Александр Эйдельман обладает поразительным чутьём на музыкальные открытия. И стало очевидно, что Юрию Маркину первому удалось создать «русскоязычный джаз». Причём, если на родине джаза пение осмысленных текстов вылилось в форму миниатюры с вариациями, то Маркин это сделал в крупной форме. Им написано и поставлено 12 одноактных джазовых опер.
ДАЛЕЕ: продолжение истории Юрия Маркина, много фото, ВИДЕО!
Из тех, которые мне удалось услышать, больше всего мне запомнились «Епифанские шлюзы» по мотивам повести Андрея Платонова, «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова и «Саксофонист» по рассказу Хулио Кортасара, посвящённому Чарли Паркеру.
Невероятно, но в этих произведениях соединилась джазовая энергетика и интонация русской речи. Наверное, такой синтез получился потому, что Юрий Маркин написал все либретто сам (действующие лица его опер поют прозу чаще всего именно прозой, а не версифицированными строчками). Кроме композиторского дара, он обладает ещё и незаурядными литературными способностями. Кроме того, Юрий Маркин, ученик Родиона Щедрина по классу композиции, очень тонко чувствует крупную форму, и все номера каждой «оперы» работают на одну идею и создают фантастически яркий образ и динамику, которая захватывает зрителя и не отпускает до последнего звука.
ВИДЕО: фрагменты оперы Юрия Маркина «Саксофонист», концертная постановка 1998
httpv://www.youtube.com/watch?v=LHnSnEq9L64
«Бал Воланда» из оперы Юрия Маркина «Пилат», концертная постановка 1998
httpv://www.youtube.com/watch?v=o_PsUv6HpP4
Вообще этот человек чем-то напоминает героев эпохи Возрождения с их уникальными синтетическими талантами. Так, кроме композиции и литературы (а у Маркина несколько циклов рассказав, повесть и роман), Юрий Иванович много лет занимается живописью. Цикл его картин маслом опубликовала в своей книге «Мастера российского джаза» Наталья Нагибина.
Этот человек обладает большой творческой гравитацией, и в его орбиту попадает много талантливых молодых музыкантов. Поразительно, но все оперные постановки он осуществил с группой энтузиастов, увлечённых идеями Маркина; они участвовали в постановках практически бесплатно.
Вообще нашему джазовому образованию повезло, что такие музыканты, как Юрий Маркин, Юрий Чугунов, Михаил Есаков в годы «застоя» были отрезаны от сцены из-за негласного запрета на джаз и были вынуждены уйти в педагогику. В результате мы имеем целый букет джазовых учебников, которые лично я ставлю выше американских, ибо те написаны слабыми музыкантами, которые не смогли попасть на сцену. А американские звёзды, в отличие от наших, играют на сцене, и им некогда заниматься музыкальной наукой.
Удивительно сильный по глубине проникновения в идиомы джаза, учебник Маркина по импровизации был издан Юрием Козыревым в Колледже импровизационной музыки, а потом заново выпущен издателем Михаилом Диковым. Можно вспомнить о выполненных Маркиным транскрипциях джазовых стандартов, опубликованных нотным издательством Рудольфа Ясемчика.
Полтора десятилетия назад Юру Маркина постигло несчастье: после обширного инсульта у него парализовало левую руку. Но он смог научиться играть на рояле одной правой рукой, парадоксальным образом исполняя сразу две линии, мелодическую и гармоническую (он называет это «стиль One Hand Piano»). Больше того, его игра одной рукой стала ещё интереснее.
ВИДЕО: Юрий Маркин и его трио — «Foothold»
httpv://www.youtube.com/watch?v=HPk2IYCf3o0
Когда он перестал доказывать, что он не только композитор, но и ещё клавишник, тогда его мелодические линии стали интонационно отточены до остроты бритвы и, как у Майлса Дэйвиса, несут необычайную смысловую нагрузку. Он написал «одноручный» концерт, который лично меня потряс своими музыкальными открытиями и фантастическим переплетением джазовой энергетики и полифонических приёмов из арсенала академической музыки.
Маркин написал также цикл джазовых сонат, где джаз обрел новую жизнь в крупной форме. Кроме того, у Юры написано несколько симфоний для биг-бэнда и симфонического оркестра. Плодовитость Юры беспримерна, я не могу назвать отечественного композитора, который мог написать столько музыки за такой короткий срок. Например, недавно при финансовой поддержке Виктора Лившица была издана его школа аранжировки для биг-бэнда (огромный кирпич — почти 500 страниц). А усилиями Михаила Дикова — сонаты, учебник импровизации и авторские пьесы Маркина.
Отдельно можно сказать о том, как Маркин решил проблему с джазовым репертуаром. Он заменил американские джазовые стандарты русской классикой, сделав потрясающие обработки оперной классики Бородина и цикла «Времена года» Чайковского. «Спрямив» квадрат до восьмитакта и заменив в импровизации оригинальные гармонии на джазовые цепочки II-V-I, Юра первый в нашей стране издал «Словарь джазовых фраз 2-5-1».
Часто судьба посылает великим людям человека, который сможет сохранить их творчество. Таким ангелом хранителем была Н.Я.Мандельштам, сохранившая рукописи мужа. И Юре Бог послал чудесную жену, Ксюшу, которая снимала все его концерты; я верю, что придёт время, когда её труд оценят потомки и воздадут должное её выдающемуся супругу. Многие ролики, снятые Ксюшей, размещены в YouTube.
Оркестр Колледжа на Ордынке играет «Полночные колокола» Юрия Маркина
httpv://www.youtube.com/watch?v=eIeRvxQVpkU
Сейчас, по разным причинам, Ксюша уехала в Германию, и многие бытовые вещи стали для Юры трудновыполнимы. Но и здесь сказалось джазовое братство — Алик Эйдельман приехал к Юре, починил сломавшийся телефон, в морозы помог заклеить окна.
Юрий Маркин, несмотря на жизненные трудности, не сдаётся и продолжает жить напряжённой творческой жизнью. Вот почему я закончу этот очерк пожеланием юбиляру «Многая лета».
Браво, Маркин!
Браво, Степурко!
Спасибо за интересный и информативный текст.Качество записей оставляет желать лучшего.В Саксофонисте играют так себе,особенно саксофонист,хотя это и Киселев,если не ошибаюсь.
Дай Бог здоровья Маркину!
Здравствуйте! Не могли бы Вы сказать, как связаться с Юрием Ивановичем Маркиным.Мне хотелось бы проконсультироваться с ним по вопросам обучения джазу. Спасибо.
Евгения, связаться с Юрием Ивановичем несложно, его контакты есть на всех литературных серверах (типа proza.ru), где он размещает свои многочисленные сочинения.