Яна Кобзева фото: автор и Сергей Ушаков и |
«Мы строили, строили и наконец построили!»
Чебурашка
С 30 января по 3 февраля в Санкт-Петербурге и Хельсинки прошёл IV международный студенческий фестиваль Close Encounters Helsinki-St.Petersburg.
Когда четыре года назад в Петербурге впервые появилась суровая финская девушка с венгерскими корнями и харизматичным именем Марта и вдруг завела разговор об идее музыкального студенческого фестиваля в Петербурге и Хельсинки, мы отнеслись к этому как к очередному европейскому десанту в России. Но, несмотря на весь скепсис, в феврале 2009 помогли провести несколько выступлений финских студенческих коллективов. Нас познакомил пианист Сергей Соколов, замечательный питерский, а теперь уже можно сказать — финский музыкант, всегда открытый для интересных инициатив. Марта Шмидт, посланница Поп-джаз-консерватории Хельсинки, находилась в поиске партнёра с российской стороны для проведения подобных акций и с воодушевлением отнеслась к предложению о сотрудничестве с музыкальным колледжем им.Мусоргского.
Их Консерватория и наш колледж примерно соответствуют друг другу по статусу, так как оба являются учреждениями среднего специального образования: высшее музыкальное учебное заведение в Хельсинки — Академия Сибелиуса.
Основной целью фестиваля с самого начала было предоставление возможности юным музыкантам проявить себя на профессиональной сцене. К счастью, нашу инициативу поддержал всеми любимый джаз-клуб JFС и легендарный «Квадрат». Концерты проводились также в актовом зале колледжа. Поначалу эти трогательные выступления талантливых ребят не вызывали особого интереса ни со стороны самих участников, ни любителей музыки, ни тем более городской администрации. Наши держались диковато, не совсем понимая, зачем им нужно делить сцену с финнами. Финны, в свою очередь, покорно следуя инструкциям Марты, добросовестно выполняли все, что от них требуется. Короче говоря, в первый раз контакта не произошло, но ощущение хорошего начинания все-таки осталось. Первое название фестиваля «Джазовый мост Хельсинки — Петербург» вполне себя оправдало — мост был заложен.
В такие моменты вспоминаются добрые советские мультфильмы, на которых мы выросли: там Чебурашка и крокодил Гена находят друзей не через Facebook, а через хорошие дела. После первого фестиваля мы поняли, что в лице Марты мы неожиданно нашли друга, с которым эти хорошие дела хочется делать. Мы решили продолжать, и мало-помалу процесс пошёл. Название поменялось на Close Encounters («Тесные контакты»), и вместе с названием появились и сами тесные контакты.
В прошлом году к фестивалю присоединилась французская Международная музыкальная академия города Нанси, а два коллектива наших талантливых пианисток Дины Синеглазовой и Светланы Маринченко приняли участие в хельсинской части фестиваля, в которую входили не только концерты, но также занятия с преподавателями Поп-джаз-консерватории и фестивальные вечеринки. Безусловной кульминацией тогда для нас явилось участие квинтета Маринченко во «взрослом» фестивале-партнёре Rajaton Jazz («Джаз без границ») в Вуотало. Светлана предваряла выступление хэдлайнеров — москвичей Якова Окуня и Анны Бутурлиной. Для молодых ребят это был неоценимый опыт первого выступления на международном фестивале в переполненном зале, возможность почувствовать себя настоящими артистами. Слушая их уверенную игру, мы вдруг поняли, как важен для них наш фестиваль, что в Петербург они вернутся совсем другими — счастливыми и воодушевленными, полными новых идей и надежд.
Несколько дней, проведенных в стенах Поп-джаз-консерватории, позволили им понять, что для того, чтобы стать хорошим музыкантом, не обязательно загонять себя в рамки определённого стиля, что любые твои идеи найдут понимание у чутких преподавателей, а главное — это почувствовать свои склонности и таланты и двигаться в правильном направлении.
Особое восхищение вызвала техническая база консерватории. Новейшие инструменты, прекрасно оборудованные классы, позволяющие обучить основам звукозаписи и звукорежиссуры, овладеть музыкальным программным обеспечением. Все эти предметы, включая основы музыкального менеджмента и маркетинга, преподаются в рамках обязательной программы с тем, чтобы выпускник, покидая стены консерватории, был всесторонне подготовлен к жизни профессионального музыканта. Кроме того, консерватория практикует постоянные концерты для своих студентов, помогая их организовывать или просто обязывая студентов делать таковые для получения зачета по определённым дисциплинам. Обучение в консерватории, как и вообще образование в Финляндии, бесплатное.
Нужно сказать, что третий фестиваль благотворно повлиял не только на студентов-участников, но и оживил общую атмосферу колледжа Мусоргского в целом, включая преподавательский состав и даже абитуриентов. Прошлым летом впервые за многие годы при поступлении зафиксирован конкурс! Правда, пока только на джазовое фортепиано. Студенты стали активнее объединяться в ансамбли, писать музыку, более ответственно относиться к занятиям, студенческие концерты в JFC обрели постоянную основу.
В этом году уже четвёртый фестиваль значительно расширил свои задачи. Начнем с того, что список школ-участниц пополнил легендарный бостонский Berklee College of Music. Американцы познакомили нас с очаровательной гитаристкой и вокалисткой Самантой Шульц, напоминающей по своей манере Нору Джонс. Красивая канадская девушка, счастливая обладательница великолепного голоса и стипендии колледжа Бёркли, узнала об участии в фестивале только в ноябре и должна была в срочном порядке собрать команду и подготовить специальную программу.
ДАЛЕЕ: как прошёл фестиваль в Петербурге и Хельсинки, какие открытия сделали студенты, не пора ли продвигать наших будущих звёзд на наши собственные средства… и ВИДЕО!
2 февраля на концерте в JFC трио Саманты Шульц звучало как профессиональная, годами сыгранная группа — никаких падающих нот, заминок, сценических шероховатостей. Вот что значит Berklee — высочайший уровень во всем, музыканты делают на сцене ровно то, что необходимо для красивой музыки, ничего лишнего.
Особым достижением этого года явились два фестивальных проекта: Close Encounters Song Book и Close Encounters International Band. Первый заключался в том, чтобы объединить студентов из разных школ в две группы, предоставив в их распоряжение технические возможности хельсинской консерватории для совместного написания песни. Готовый продукт участники проекта должны были показать на заключительной вечеринке фестиваля. Второй проект соединил студентов консерватории, академии Сибелиуса, университета Метрополиа и музыкального колледжа им.Мусоргского. Программа, состоящая из оригинальных композиций участников, была исполнена 3 февраля на фестивале Rajaton Jazz в Хельсинки, а накануне обкатана в JFC-джаз-клубе в Петербурге. Особо хотелось бы отметить мастерство и композиторские способности студента консерватории, пианиста Хенри Лююсаари — в программе преобладали его пьесы. В состав ансамбля с российской стороны вошел гитарист Юрий Тараненко, которого за время фестиваля успели полюбить абсолютно все и в шутку называли «просто Юрий».
Продолжилась в этом году и традиция мастер-классов. В колледже по классу барабанов дал урок Микка Сэйлу, а Андрей Кондаков познакомил финнов со своей системой ритмоформул.
Ещё одно занятное мероприятие в рамках хельсинской программы фестиваля — это выступление ансамбля преподавателей школ-участников. С нашей стороны на барабанах сыграл преподаватель колледжа Макс Клотц, а лидером ансамбля выступил директор консерватории, саксофонист Яан Мурто, который, к слову сказать, любезно провёл великолепный мастер-класс для наших студентов в прошлом году.
Колледж им.Мусоргского в этот раз командировал в Хельсинки два квартета: ансамбль флейтистки Екатерины Чистохиной и проект 16-летнего органиста Николая Мороза под названием Move the Groove. Катя приехала учиться в Петербург из Читы. Начинала по классу классической флейты. Сейчас это довольно заметная в Петербурге фигура, музыкант, который тонко чувствует джаз, знает и может играть эту музыку. Её с удовольствием приглашают в свои проекты маститые музыканты — Андрей Кондаков, Андрей Светлов, Алексей Чижик. Но основным для Кати остается сотрудничество с вышеупомянутой пианисткой Светланой Маринченко, в котором она может реализовать себя также как композитор. Света и Катя в этом году принимали участие в проекте Close Encounters Song Book.
Органист Николай Мороз в плодотворном содружестве с гитаристом Юрой Тараненко представил музыку в стиле трио Medeski Martin & Wood. На вид совсем ребенок, Коля зажёг публику невероятной энергетикой, грувом и позитивом своей музыки. В Поп-джаз-консерватории он получил урок по классу органа, чему был несказанно рад, ведь в петербургском колледже такого класса нет.
Команды поделили одного басиста — Александра Гагулашвили, прекрасно справившегося со своей задачей, несмотря на стилистическую разноплановость коллективов. Ребята выступали на клубных площадках Хельсинки, джемовали со студентами других школ-участников, занимались с преподавателями Поп-джаз-консерватории.
Петербургская программа фестиваля в этом году также претерпела существенные изменения. Ученические концерты в актовом зале колледжа сменились концертами на престижных профессиональных сценах. В «Джаз Филармоник Холле» выступил Биг-Бэнд колледжа Мусоргского под руководством Марка Звонарёва и Владимира Грибова, а также потрясающий 19-летний виртуозный гитарист Олли Сойккели, последователь традиций великого Джанго Райнхардта, с проектом Arabia Swing Factory. Клуб «Китайский летчик Джао Да» не по-зимнему тепло принимал французский ансамбль Hyperpathia, именующий свой стиль «меланхолик-рок», и финский медитативный электронный проект под названием Cosmic Wave Farm. Солист французского состава Джон Эйзен произвел неизгладимое впечатление на петербургских девчонок, которые задарили его цветами, улыбками и объятиями, несмотря на 20-градусный мороз.
Финальная вечеринка 3 февраля собрала всех участников в уютном баре Loose в центре Хельсинки. Довольные и счастливые, студенты и преподаватели производили впечатление одной большой дружной семьи. Приветственная речь Марты Шмидт, отметившей вклад каждого из организаторов фестиваля, слова напутствия будущим звёздам тронули всех присутствующих до глубины души. Новые песни новых друзей прошли на ура, все погрузились в состояние праздника. Наверно, именно таким и должен быть фестиваль. И это сделали мы. Хочется сказать «Мы строили, строили и наконец построили!».
Только на этом наши финские восторги не закончились: буквально на следующий день после закрытия нашего фестиваля Академия Сибелиуса собирала гостей в новом концертном зале на достаточно необычное мероприятие. По специальному приглашению для занятий со студентами Академии в Хельсинки прибыл сам Дэйв Либман. Результатом совместного недельного творчества стал концерт оригинальной музыки.
По дороге домой в голове вертелся вполне очевидный вопрос: а как бы и нам получить такой опыт для наших студентов? С какой стороны ни думай, а всё упирается в магическое слово «бюджет». Ведь и фестиваль-то мы пока строим на финские деньги, а хотелось бы всё честь по чести — не только музыкально соответствовать, но и финансовую ответственность делить пополам. Очень надеемся на внимание города и отдельных меценатов к нашему фестивалю — такому нужному, такому весёлому и такому красивому.
ВИДЕО: Биг Бэнд колледжа им.Мусоргского
httpv://www.youtube.com/watch?v=6B4SYsZ6Pu8
квартет Екатерины Чистохиной
httpv://www.youtube.com/watch?v=_3h36QIxzxM
проект Николая Мороза и Юрия Тараненко Move the Groove
httpv://www.youtube.com/watch?v=D9loZnV5PRw
Саманта Шульц
httpv://www.youtube.com/watch?v=R_hjyYEhv3E
Репортаж ТВ 100 (Санкт-Петербург) — смотреть примерно с 2:55