Один из самых необычных фестивалей современного джаза и новой импровизационной музыки стартует в России 1 февраля. Программу фестиваля представляют исключительно российские музыканты, издающиеся на легендарном британском лейбле Leo Records. Более чем 30-летняя история Leo Records, которую создал в 1979 году в Лондоне Леонид Фейгин, связана в первую очередь с неординарной личностью самого Лео, который долгие годы был известен в эфире радиостанции BBC как Алексей Леонидов.
В 1973 г. талантливый ленинградец, испытывавший, кроме прочего, страстную любовь к джазу и не менее яркую неприязнь к советскому устройству общества, оказался сначала в Израиле, а затем в Великобритании. В результате фирма Leo Records уже четвёртый десяток лет является очень важным мостом между «Империей периферии» (по меткому обозначению России одним экспертом) и всем остальным миром. Создатель компании Лео Фейгин постоянно подчеркивает её малость и независимость, что дает определенные бонусы — исключает упрёки в отсутствии огромных тиражей и суперуспешных продаж и гарантирует свободу выбора главы компании.
Лейбл славится своей андерграундово-фри-джазовой направленностью и стабильно-необъяснимой приверженностью не просто к определённой стилистике, но к конкретным персонажам новомузыкальной истории. На раннем этапе многие записи из Советского Союза переправлялись Лео Фейгину тайно, что позволило сохранить истинные раритеты советских времён, когда музыку делали всей душой и кровью: в изданиях Лео Фейгина стали появляться великие опусы Трио Ганелина, экзерсисы Сергея Курёхина, записи Валентины Пономарёвой, Владимира Чекасина, сибирского дуэта и квартета Homo Liber… Лейбл документировал фестиваль советского авангарда в Цюрихе 1989 года (сборник «Conspiracy»), а финальную ноту в советский период внесла знаменитая аудиоантология «Document», собравшая авангардную элиту огромной страны воедино.
Для мировой значимости компании этой линии все же было недостаточно, так что мировую славу ей создавали издания Сесила Тейлора, Энтони Брэкстона, Эвана Паркера и многих других.
Попасть в такой каталог, насчитывающий сейчас более 600 названий, честь немалая. Примечательно то, что Лео Фейгин не замыкается в кругу друзей-музыкантов, а регулярно этот круг расширяет. Это дает шанс тем, кому непросто найти место в раздольном российском издательском Эдеме. Основными артистами Leo Records, происходящими из России, в последнее время являются Moscow Composers Orchestra, Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Андрей Кондаков, Эвелина Петрова, Симон Набатов, Саинхо Намчылак, Евгений и Анастасия Маслобоевы, Алексей Лапин, Алексей Круглов, трио Андрея Разина «Второе приближение» (The Second Approach), Влад Быстров. Несмотря на независимость лейбла, Leo Records достаточно авторитетен и активно рецензируется на Западе. В частности, в 2009 и 2010 годах издание AllAboutJazz (Нью-Йорк) включило альбомы Leo Records в число «лучших релизов года» (Guyvoronsky/Kondakov/Volkov – «In Search of Standard» и The Second Approach Trio – «Event Space»).
«Leo Records Festival in Russia» продлится пять дней (1-5 февраля) и охватит три российских джазовых центра — Санкт-Петербург, Москву и Архангельск. Главным участником акций фестиваля станет сам Лео Фейгин, который в день открытия еще и отметит свой 74-й день рождения. Кроме выступлений российских артистов лейбла разных лет, планируются презентации новых релизов Leo Records, встречи Лео Фейгина с журналистами, любителями и знатоками новой музыки. На фестивале также состоится презентация фильма Лео Фейгина о новом российском джазе, снятого 25 лет назад и показанного на канале BBC (фильм состоит из 10 серий, в нем можно увидеть Сергея Курёхина, Валентину Пономарёву, джаз-группу «Архангельск», «Оркестрион», трио Вячеслава Ганелина и др.)
ДАЛЕЕ: сведения об участниках фестиваля, расписание концертов
Краткие сведения об участниках
Легенда советского джаза, композитор и пианист Вячеслав Ганелин — выпускник Литовской консерватории по классу композиции, с середины 60-х выступает на джазовых фестивалях со своим трио. В 1969 начались выступления дуэта Ганелина с барабанщиком Владимиром Тарасовым, а в 1971 к ним присоединился кларнетист (позднее саксофонист) Владимир Чекасин. В 70-80-е годы трио Ганелина выступало почти на всех отечественных фестивалях, появляясь всякий раз с новыми «программами» (так они называли свои концертные сюиты — «Ad Libitum», «Ex Libris», «Con Anima», «Poco A Poco», «Concerto Grosso», «Альбом для юношества», «Каталог» и др.). Прекрасное знание как академического, так и джазового авангарда XX века, свободное художественное мышление позволяло им создавать музыкальные картины, основанные на оригинальном переплетении фри-джаза, фольклора, модального джаза и камерной музыки. Трио Ганелина стало первой советской группой, покорившей Западную Европу без подражания известным американским образцам. Программы трио были изданы на 43 пластинках.
В 1987 Ганелин переехал в Израиль, впоследствии неоднократно приезжал в Россию с сольными концертами, выступал на европейских фестивалях (с саксофонистом Пятрасом Вишняускасом, барабанщиком Аркадием Готесманом, с израильскими музыкантами). В последние годы много занимается композицией, активно используя компьютерные средства, преподаёт в консерватории в Иерусалиме.
Ленинградский трубач Вячеслав Гайворонский совместно с контрабасистом Владимиром Волковым уже в 80-е годы проводил очень важную для становления национальной новоджазовой школы линию. Позже Волков обратился к другим проектам — интернациональной группе «Вершки-да-Корешки» и авант-роковому «Волковтрио». Его можно слышать во многих международных стабильных или спонтанных ансамблях вместе с Владимиром Тарасовым, Андреем Кондаковым, Аркадием Шилклопером, Сергеем Старостиным, Леонидом Федоровым, Мола Силла, Недом Ротенбергом, Кадзутоки Умэдзу, Дейвом Мюрреем и др. Для Гайворонского интерес постепенно переместился к дуэту с аккордеонисткой Эвелиной Петровой, но в последнее десятилетие мощный творческий импульс вновь исходит от объединения двух выдающихся питерских музыкантов — Гайворонского и Волкова.
Вячеслав Гайворонский часто выступает в качестве идеолога и композитора. Его влияние проявляется в сценах яркого программного тематизма или постмодернистских коллажей, в звучании изломанной трубы или спиралевидного возврата к Баху. К дуэту Гайворонского и Волкова в последнее время присоединился пришедший из джазового мэйнстрима пианист Андрей Кондаков, окунувшийся в океан свободной импровизационной музыки. Объединяющей платформой для трёх музыкантов оказался постмодернизм, обильно приправленный мелодическими конструкциями в духе прокофьевского конструктивизма.
Саксофонист Алексей Круглов, композитор, постановщик, поэт, лидер «Круглого Бэнда»– формирования, не имеющего чёткой кадровой структуры — выступает во многих инструментальных и театральных проектах. За несколько лет у него накопилось огромное число творческих проектов, которые трудно отнести к авангарду, скорее это постколтрейновская линия, но осознающая перемены, которые произошли в музыки после смерти Колтрейна.
В апреле 2010 г. на Leo Records был выпущен первый диск Алексея Круглова «Seal Of Time», а на сегодняшний день альбомов Круглова на «Лео» уже четыре, причём поток положительных рецензий на них постоянно растёт.
В значительной части проектов молодого саксофониста его партнёром является архангелогородский барабанщик Олег Юданов, который привносит особые музыкальные краски в общее звучание, передаёт бесценный опыт ветерана «нового джаза» молодому партнёру. Юданов — в прошлом участник легендарной джаз-группы «Архангельск», выступает во многих международных и российских проектах. Тонкий и тактичный музыкант обладает самобытным звуком, манерой, стилем. Его история на Leo Records тянется еще с изданий «Архангельска», т.е. с 80-х гг. прошлого века.
Петербургский пианист Алексей Лапин в последнее время стал одним из самых востребованных музыкантов лейбла Leo Records. Его можно слышать на альбомах лейбла с Фрэнком Гратковски, Марком Тёрнером, Владом Быстровым, в собственном сольном проекте. Лапин ощущает свое джазовое происхождение и называет своими кумирами Эрика Долфи, Телониуса Монка, Джона Колтрейна. Но свобода происхождения из «губернского города N», прекрасное владение современными музыкальными языками и отсутствие стремления к отождествлению себя с джазовым истеблишментом привела его в альтернативную питерскую музыкальную среду, а затем и на международную сцену новой импровизационной музыки.
Своим взлётом аккордеонистка Эвелина Петрова во многом обязана Вячеславу Гайворонскому, в ансамбле, а затем и в дуэте с которым выпускница Санкт-Петербургской консерватории приобщалась к джазовой импровизации и к широкому эстетическому кругу новой музыки. Сегодня Эвелина Петрова — восходящая звезда европейской новой музыки. После альбома «Year’s Cycle», изданного Leo Records, она часто выступает с сольными программами на фестивалях и клубах в Голландии, Франции, Англии, Германии, Бельгии и других стран. Петрову можно слышать в дуэте со скрипачом Александром Баланеску на другом диске Leo — «Upside Down». Дуэтный проект Living Water отличается тем, что партнёра Лины танцовщицу Таню Хабарову услышать нельзя, но в самой музыке Лины Петровой присутствует пластическая импровизация, удивительное чувство формы, соразмерности.
Нередким участником проектов нетрадиционного направления импровизационной музыки является валторнист Аркадий Шилклопер. Многочисленные ансамбли, в которых он занят или которые он образует, привозя креативных европейских музыкантов в Россию, тяготеют не к свободному музицированию, а скорее к тому, что ирландско-швейцарский пианист Джон Вольф Бреннан, лидер одного из таких проектов — ансамбля Pago Libre — называл «компровизацией», т.е. синтезом композиции и импровизации.
К этому же направлению, а еще и к мультистилистике ECM образца 70-х — 80-х годов обращено творчество трио пианиста и композитора Андрея Разина «Второе приближение» (The Second Approach). В трио также входят вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин; кроме того, во многих проектах трио участвуют музыканты-гости, в их числе Аркадий Шилклопер, западноукраинский саксофонист Юрий Яремчук, американский тромбонист Розуэлл Радд, саксофонист Алексей Козлов. В последние годы это чуть ли не единственный стабильно существующий на российской сцене проект, который последовательно придерживается идеи композиторско-импровизационного подхода к авторской, оригинальной музыке, стилистика которой не задана изначально, а определяется конкретной художественной задачей. Проект возник в 1998 г., выступал на фестивалях в России, Литве, США, Польше, Германии, Финляндии, Болгарии, Норвегии, Израиле.
Расписание фестивальных акций:
Санкт-Петербург
- 1 февраля. JFC Jazz Club
Открытие фестиваля. День рождения Лео Фейгина.
Выступление трио Алексей Круглов – Алексей Лапин – Олег Юданов.
Приглашённые гости вечера: Андрей Кондаков – Владимир Волков – Вячеслав Гайворонский - 2 февраля. Галерея экспериментального звука / ГЭЗ-21
Первое отделение: Лина Петрова
Второе отделение: трио Алексей Круглов – Алексей Лапин – Олег Юданов
Москва
- 3 февраля. Культурный центр ДОМ
Презентация фильма Лео Фейгина.
Первое отделение: трио Аркадий Шилклопер — Алексей Круглов — Олег Юданов.
Второе отделение: трио Андрея Разина «Второе Приближение» (Татьяна Комова, Игорь Иванушкин)
Приглашенные гости вечера: трио Андрей Соловьёв (труба) — Александр Костиков (поющие чаши) — Дмитрий Шумилов (бас); Александр Сакуров (саксофоны); Слава Ганелин - 4 февраля. Дворец на Яузе
Пресс-конференция Лео Фейгина, презентация фильма
Первое отделение: сольный концерт Славы Ганелина
Второе отделение: трио Слава Ганелин — Алексей Круглов — Олег Юданов
ПОДРОБНОСТИ О КОНЦЕРТЕ
Архангельск
- 5 февраля. Клуб «Джаз-мастерская» (музей художественного освоения Арктики им.А.Борисова)
Пресс-конференция Лео Фейгина, презентация фильма, встреча с любителями.
Выступление Алексея Круглова и Art Ensemble (участники джаз-группы «Архангельск» разных лет)
После каждого концерта состоятся совместные импровизации всех участников. Намечена запись концертов фестиваля.