NEW Джазовый подкаст: James Carter
1 февраля в Концертом зале им. Чайковского в Москве выступает один из ведущих саксофонистов мирового джаза — Джеймс Картер.
В 1991 году вышел нашумевший альбом «Tough Young Tenors» («Крутые молодые тенора»), который представил публике пять молодых тенор-саксофонистов, каждый из которых обещал своей игрой сделать целую эпоху в мировом джазе. Но сдержал своё обещание, кажется, только выходец из соул-столицы Америки, Города Моторов — Детройта; его звали Джеймс Картер.
3 января 2012 ему исполнилось 43 года. В багаже — полтора десятка альбомов в качестве лидера и абсолютное владение всей линейкой саксофонов — сопрано, альт, тенор и баритон, плюс бас-кларнет и флейта. В стилистике — такой же ошеломляюще полный спектр: и традиционный джаз, и авангард, и фанк, и опыты в современной академической музыке (так, в 2011-м Картер выпустил альбом музыки академического композитора Роберто Сьерра «Caribbean Rhapsody»). Но в Москву он приежает с ансамблем, в котором стоит, пожалуй, ближе всего к своим детройтским корням, к самому сердцу афроамериканской музыки: это Organ Trio, с которым он уже выступал в российской столице ранней весной 2005 г. — два земляка-детройтца, барабанщик Леонард Кинг-мл. и мастер электрооргана Джерард Гиббс.
Напомним впечатления репортёров «Джаз.Ру» от выступления Картера в Москве семь лет назад: ощущения всё ещё свежи!
ДАЛЕЕ: подробный рассказ о том, как звучит James Carter Organ Trio, фото, ВИДЕО!
Этот, наверное, самый техничный в мировом джазе саксофонист буквально взял публику за горло с первых минут своего выступления… Высокий, стройный, в стильном светлом двубортном костюме, он не только играл — он, что называется, делал шоу. В афроамериканской музыке вообще как-то повелось, что серьёзный музыкант должен быть и внешне очень серьёзен, не особо двигаться и вообще заниматься звукоизвлечением, а не развлечением. Картер это неписаное правило игнорирует — пританцовывает, не стесняется дурачиться и вообще изображать эдакого «чёрного увеселителя» из старых фильмов (недаром на нем столь вызывающе немодный костюм по моде 1940-х). А главное — он делает слушателей не просто свидетелями выдающейся игры, он преподносит им каждый звук, каждую ноту, каждую смену гармонии как часть шоу, как что-то видимое, осязаемое, и публику этот спектакль захватывает по самые уши. Тем более, что Картер обладает таким контролем над саксофонами (особенно тенором), что его, пожалуй, почти что и не с кем сравнить.
Конечно, Картер не сам все это придумал: как и весь пост-мэйнстрим в нынешнем джазе, он питается источниками 1950-1960-х гг., например — творчеством Натана Дэйвиса, у которого Картер взял идею тотального контроля над всем семейством язычковых духовых (Дэйвис тоже был известен абсолютным владением всем спектром саксофонов и кларнетов), и более поздними — в первую очередь, игрой Дейва Мюррея. С Мюрреем Картера роднит идея экстремального звукоизвлечения, запредельно мощного звукового давления, использования при игре «нештатных» возможностей инструмента (щелчки и шлепки клапанами и тростью, расщепление тона, богатейшее использование обертонов — в этом вопросе техника Картера просто не знает равных!); кроме того, именно Мюррей, пожалуй, подарил Картеру идею произвольного сочетания стилистических элементов вполне общедоступного хардбопа и довольно «отвязного» авангарда, при том, что в ладовом плане в музыке обоих доминирует все-таки блюзовое, афроамериканское начало.
Искать каких-то эзотерических глубин в музыке Картера не стоит — это просто отлично сыгранный джазовый мэйнстрим, пусть и в самой радикальной своей ипостаси, буквально упивающийся своими колоссальными техническими возможностями и ни разу не упускающий случая не просто продемонстрировать эти возможности слушателю, но и ошеломить его, заставить оценить именно запредельное мастерство музыкантов, ничего особенно им не разъясняя. Это сродни цирку: ребенок может не понимать, как устроен номер сложного эквилибра, но, когда десять дядь и тёть одновременно взлетают в воздух, его сердце замирает, и он в восторге хлопает в ладоши. Так и публика, даже достаточно искушённая, восторженно аплодирует Джеймсу Картеру, когда он минуты две не прерывает длиннейшей ноты, выдутой неправдоподобно ровным цепным дыханием (момент выпускания набранного за щеки воздуха и одновременного втягивания его через ноздри совершенно не угадывается!), или органисту Гиббсу — когда он играет соло в басовом регистре одними ногами… Картеру, вообще говоря, нужно чаще приезжать. Похоже, он способен производить настоящий переворот в умах тех, кому джаз в массе своей кажется малопонятным и отгороженным от публики искусством.
(«Полный джаз 1.0», март 2005)
И вот он, словно прислушавшись к нашим авторам, наконец приезжает!
ВИДЕО: James Carter Organ Trio, New York City, 2010
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=4R1sPKxckkE]
Начало концерта: 19:00
Концерт ведёт Владимир Фейертаг
Концертный зал им. Чайковского: Триумфальная площадь, 4/31 (м. Маяковская)
Справки и заказ билетов по тел. +7(495)232-0400, 699-2262, 232-5353