Евгения Браганцева Фотографии предоставлены организаторами фестиваля |
Цыганский джаз пришёл в Россию: в декабре в Москве прошел II международный фестиваль GypsyJazz. Хэдлайнерами фестиваля стали гитарист-виртуоз Фредерик Белинский (Франция), который выступает и в роли арт-директора этого фестиваля, а также истинный «мануш» — гитарист с мировым именем Бирели Лагрен (Франция) и бельгийский скрипач Ив Тешер.
Надо сказать, что особенность стиля «джаз-мануш», расцвет которого пришёлся во Франции на 30-40-е годы прошлого века и который (судя по интересу слушателей) переживает сейчас второе рождение — акустическое звучание. Идеальный состав — две-три акустические гитары (солирующая и одна-две поддерживающих ритм), контрабас и скрипка (или духовой инструмент). За два дня фестивальных выступлений слушатели вдоволь насладились мягкостью и задушевной лёгкостью этого акустического звучания. А свинговый нерв стилистики джаз-мануш добавил пряного драйва во все выступления артистов — и «наших» (были и наши), и гостей.
10 декабря в московском клубе Music Town прошла встреча с хэдлайнерами фестиваля и концерт с участием ведущих российских коллективов, играющих Gypsy Jazz: Djangoband, Belleville, Full Moon Jazz Band.
Немного о гостях. Прямая речь
Фредерик Белинский — французский гитарист, всем сердцем преданный музыке. С гитарой дружен с восьми лет. Обожает джаз-мануш, любит советскую музыку — настолько, что записал её на своём новом альбоме «России! С любовью». Так исторически сложилось: мы всегда были склонны скорее внимать зарубежным гостям, чем слушать голос отечественных артистов. Бесспорная заслуга Фредерика в том, что он с успехом пробудил и активно поддерживает интерес к акустической гитаре и к направлению gypsy jazz в наших соотечественниках. Впервые я услышала Белинского на юбилейном концерте Алексея Кузнецова. Тогда он произвёл незабываемое впечатление своим виртуозным выступлением и высокой техникой игры.
Фредерик, вам удалось обратить особое внимание российских джазовых (и не только джазовых) слушателей на «цыганский джаз». Вероятно, этому поспособствовали ваши сольные выступления и, конечно, фестиваль цыганского джаза.
Первый фестиваль Gypsy Jazz был посвящён 100-летию со дня рождения Джанго Райнхардта. Тогда в Россию приехали известные джазовые музыканты — скрипач Дидье Локвуд и трио Штокело Розенберга; сегодня это не менее удивительные и известные музыканты в мире джаза — Бирели Лагрен, Ив Тешер.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Фредерика Белинского, прямая речь Бирели Лагрена, рассказ о концерте!
Что привлекло именно вас в джаз-мануш?
— Я играю традиционный джаз, но джаз-мануш мне ближе, он очень музыкален, может быть, потому, что он понятен. Я заметил, что люди, не искушённые в джазовой музыке, хорошо воспринимают джаз-мануш. Я бы хотел сделать этот фестиваль ежегодным, хотя надо сказать, что джаз-мануш не так богат исполнителями, как, к примеру, традиционный джаз, но, думаю, лет на 10 музыкантов хватит, а там и смена подрастёт.
Фредерик, а как обстоят дела с российскими музыкантами, обратившимися к этому жанру, нам уже есть кем гордиться?
— Могу сказать — все играют хорошо! Просто у российских музыкантов нет тех традиций культуры, в которых выросли мы, европейцы. Однако, всё чаще находясь в России, не могу не удивляться, как быстро российские музыканты адаптируются к этим самым традициям.
Джаз-мануш можно освоить в европейских учебных заведениях?
— Да, есть школа, где можно этому научиться (в интернете доступны «реалбуки» этого стиля. — Авт.), но, думаю, тут всё сложнее — ведь джаз-мануш представляет собой часть культуры определённой диаспоры, это, если хотите, семейные традиции, это, в конце концов даже в чём-то преемственность поколений. Моя мама — цыганка, хотя я не мануш, я цыган. Потому и играю цыганский джаз. Я начинал учиться в классической манере, но свои «университеты» прошёл вместе с цыганами, играя с ними, слушая их. Конечно, надо помнить, что между «джаз-мануш» и «цыганским джазом» всё таки существует небольшая разница (возможно, когда бразильскую музыку играют не бразильцы, она остаётся бразильской, а джаз-мануш, когда его играют не представители «мануш» — становится цыганским джазом? — Авт.).
Ваши пожелания коллегам, начинающим гитаристам?
— Я не Бог, чтобы давать универсальные советы; конечно, надо расти, надо искать свой звук, свой инструмент. Сегодня в мире много войн, много зла, и хоть это и тяжело, но надо просто оставаться собой. Надо дарить людям добро, давать возможность хоть немного помечтать, пока звучит музыка…
Ив Тешер— бельгийский скрипач. Это о нём великий Стефан Граппелли сказал: «Этот парень — сумасшедший, но его сумасшествие святое»! Впервые он выступил в России на фестивале «Усадьба. Джаз» два года назад. Любит и ценит классическую культуру нашей страны. Сам себя считает музыкантом-универсалом — т.е. играет и классику, и джаз.
Чтут ли сами бельгийцы джазовые традиции великого Джанго?
— Ситуация изменилась к лучшему, если говорить о сегодняшнем дне. Джаз в Бельгии вообще начался с джаз-мануш, и этот стиль царствовал до тех пор, пока его не сменил бибоп со своими героями. Однако интерес к джазу вырос за последние 20 лет. Это целое поколение.
Бирели Лагрен. Джазовый гитарист с мировым именем, который взял инструмент в руки в возрасте четырёх лет. В юношестве он виртуозно копировал Джанго Райнхарда, покорил площадки Франции. Потом он записал два джаз-роковых альбома с Джако Пасториусом, блестяще овладел электрогитарой. Бирели начинал с джаз-мануш, и сам он — «мануш». Удивил скромностью и спокойствием. В разговоре был сдержан и весом.
В статье о вас во всемирной энциклопедии меня удивило утверждение, что «джаз-мануш умер вместе с Джанго». Не изменилось ли ваше мнение с тех пор, как вы высказали его?
— Джаз-мануш не «умер» вместе с Джанго! Джаз-мануш РОДИЛСЯ вместе с Джанго! Я сказал именно так, а журналисты, как обычно, всё перепутали. (Я честно пообещала исправить недоразумение в русскоязычной Википедии,но это оказалось непросто. — Авт.).
Вы уже не впервые в России…
— Я приезжал на какой-то фестиваль (первый фестиваль французского джаза «Ле Джаз», 2005. — Ред.) со своим коллективом. Русская публика для меня — новая, но она очень тепло приняла музыку, которую мы играли, мне понравилось это внимание и тёплый приём.
Было время, когда вы занимались другим джазом, фьюжн. Почему вы вернулись к джаз- мануш?
— Когда я был молодым, то многие считали меня лучшим в этом стиле, а мне хотелось идти дальше, развиваться, и я сделал это. Сегодня публика знает меня, и знает, что мануш — это не единственное, что я умею, поэтому я могу вернуться к этому стилю сам. По доброй воле.
Как на ваше творчество повлияло сотрудничество с Джако Пасториусом?
— Я слышал о нём ещё в юности, и, когда мы познакомились с ним, мы записали один концерт («Live In Italy». — Ред.) и один альбом в студии («Stuttgart Aria». — Ред.). Пасториус изобрёл такой звук, которым никто до него не пользовался. Пожалуй, имено это стало для меня значимым.
Вы считаете себя великим музыкантом?
— Я просто служу музыке. И я не хочу, чтобы вы думали, что я «великий».
Тогда кого бы вы назвали великим, из ныне живущих?
— Назову тех, кого называет весь мир! А вообще за последние годы появилось очень много молодых музыкантов, очень талантливых. Ещё лет 20 назад этого не было.
Над чем вы сейчас работаете как музыкант?
— Когда я был молодым, я, конечно, достаточно занимался техникой игры. Сегодня я много гастролирую, но когда есть свободное время — я просто поддерживаю форму. И в свободное время я даже занимаюсь другими делами. Вообще я не хочу и не хотел ограничивать себя одним стилем, я люблю мануш, но я люблю также много других направлений в музыке. В частности, я люблю играть современный джаз.
Над чем бы вы посоветовали работать молодым гитаристам, кроме техники?
— Это очень сложный вопрос, универсального ответа нет — я бы, конечно, советовал слушать многих и брать от каждого понемногу!
Как играют джаз-мануш?
Дмитрий Купцов — «наш» человек в цыганском джазе, гитарист группы Djangoband. Музыкант, обративший на себя внимание вразумительными мелодичными и чёткими соло в настоящей манере «мануш», немного рассказал о характерных гитарных приёмах игры в стиле джаз-мануш.
Я действительно осваивал этот жанр самостоятельно, но, конечно, с помощью видео и аудиоматериалов.И сделал вот такие выводы. Для джаз-мануш характерно активное звукоизвлечение, большая атака, весьма существенная громкость. Специфический штрих, удар с опорой. При игре соло в основном используется удар медиатора вниз. В аккомпанементе используются специфические аккорды. Часто используется все три басовые струны, иногда все шесть струн. Аккомпанемент одной гитары выполняет функцию замены всей ритм секции.
Концерт
11 ноября. Концертный зал «Барвиха Luxury Village». Оригинальная архитектура и современный зал с мягким звуком. В фойе выставка уникальной коллекции семиструнных гитар Ивана Бариева, большинство которых сделаны руками русских мастеров, а самая «старшая» из семиструнных красавиц появилась на свет через год после начала войны 1812 года. Выставка впечатлила богатством форм инструментов, тут были и двух-, и трёхгрифовые гитары, с разной величины корпусами.
Концерт как-то очень по-доброму вела директор фестиваля Анастасия Гай.
Первое отделение достойно открыли музыканты Djangoband. И хотя джаз-мануш в большей степени инструментальная музыка, присоединившаяся к музыкантам позже Полина Касьянова стала пикантной приправой к общему действу, которое охотно переваривали слушатели! Своё мастерство продемонстрировал скрипач Георгий Асмоловский, в прошлом солист цыганского ансамбля «Лойко». Специальный гость из Израиля гитарист Роман Арье показал зрителям своё видение этого жанра.
Разумеется, второе отделение досталось мэтрам цыганского джаза. Ив Тешер с таким наслаждением выписывал скрипичные кренделя, устремив взор, казалось, куда-то сквозь крышу концерного зала, что его смычок надрывался в самом прямом смысле этого слова, т.е. попросту рвался под его руками. Невозмутимый Бирели Лагрен подшучивал, наигрывая простенькие фразы, и тут же выдавал виртуозные пассажи «по-джанговски». Фредерик Белинский, пожалуй, занял первое место по количеству виртуозных пассажей и покорил некую часть неприступной аудитории, сперва предложив им слегка выпить в антракте, а затем признавшись, что любит видеть тех, для кого играет, и попросив уменьшить свет на сцене и подсветить зрительный зал. В его исполнении « Колыбельная медведицы» из детского мультика «Умка ищет друга» прозвучала совершенно по-цыгански и очень джазово. А «Minor Swing» — визитку стиля «джаз-мануш» — музыканты сыграли, как и должно, умеренно быстро.
А я теперь часто мысленно возвращаюсь в тот вечер, в тот зал, к тем людям, которые, должно быть, смогли — как и я — согреться у уютного костра цыганского джаза, горевшего в сердцах этих удивительных музыкантов.