Анна Филипьева, Кирилл Мошков Фото: Владимир Коробицын |
27 декабря грандиозным концертом в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга отпраздновал юбилей старейшина цеха русскоязычной джазовой журналистики, выдающийся популяризатор джаза, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Борисович Фейертаг. Стукнуло ему ни много, ни мало — восемьдесят лет. Согласитесь, возраст весьма почтенный. Но поверить в это, глядя на подвижного, жизнерадостного человека, весь вечер ни на минутку не присевшего, не сходившего со сцены, энергично дирижировавшего оркестром и беспрестанно экспромтом отпускавшего изящные остроты, — практически невозможно. И, тем не менее, это правда.
«Я никогда пассивно не лежал на брюхе, мне всегда хотелось быть в гуще событий», — рассказывал Владимир Борисович нашему корреспонденту в интервью, опубликованном в 6/7 номере бумажного журнала «Джаз.Ру» за 2011 г. Так оно и было: события джазовой жизни всегда происходили вокруг него. Не так-то легко будет найти на картах бывшего СССР город, где когда-либо звучал бы джаз, но при этом не ступала нога Фейертага. Для многих джазовых музыкантов он стал тем человеком, который вывел их к широкой публике. Ничего удивительного, что многие из этих музыкантов 27 декабря вышли на сцену Капеллы, чтобы поздравить юбиляра.
Началось всё с того, что Владимир Борисович предстал перед публикой в том амплуа, в котором его мало кто (из нас, зелёной молодёжи) помнит: ведь полвека назад у Фейертага был в Ленинграде весьма приличный биг-бэнд, для которого он сам писал аранжировки! Больше того, написанием оркестровых аранжировок он долгое время зарабатывал на жизнь. И сейчас основательное знакомство с практикой ремесла оркестровщика не подвело Фейергата, по одному из двух образований — музыковеда-теоретика: для своего юбилея он частично написал, частично восстановил из своего же давнего материала целое отделение музыки, которое при его скупом, но выразительном и энергичном руководстве отлично исполнил Jazz Philharmonic Big Band, уже более двух лет работающий при Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки. Лидеры этого оркестра — саксофонисты Кирилл Бубякин и Сергей Богданов; они много и успешно солировали в первом (оркестровом) отделении концерта, но во многих номерах на сцену поднимались специальные гости, чтобы исполнить ту или иную аранжировку Фейертага с биг-бэндом под его управлением.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, много фото, ВИДЕО!
Вокальный ансамбль «Дайджест» исполнил с оркестром оркестрованную юбиляром «At Last» Мака Гордона и Гарри Уоррена из кинофильма «Жёны оркестрантов» (1942), в котором она звучала в исполнении биг-бэнда Гленна Миллера (ну, в наши-то дни эта песенка в основном известна по версии Этты Джеймс 1960 г. — благодаря телерекламе, конечно). В своей оркестровке Фейертаг сохранил существенные элементы миллеровского звучания, включая знаменитый crystal chorus (характерное звучание секции саксофонов с кларнетом в качестве верхнего голоса).
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=IQOU2UgTN0o]
Вспоминая существовавшую в советские годы необходимость непременно исполнять «произведения советских композиторов», Владимир Борисович показал с оркестром свою свинговую версию «Песни о Волге» Исаака Дунаевского. Тут рука у нашего видеооператора дрогнула от переживаний, поэтому первые такты пьесы записать не удалось.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=iDZB13h4HJM]
Владимир Борисович широко известен джазовой публике не только как автор книг, статей и радиопрограмм, но и (наверное, даже прежде всего) как ведущий многочисленных фестивалей по всей России. Руководители многих из этих фестивалей приехали на юбилей, многие выходили на сцену поздравить (Выборг, Ярославль), но только арт-директор фестиваля «Сентябрь в Тихвине», пианист и композитор Игорь Володин, поздравлял Фейертага собственной музыкой, причём… в аранжировке Фейертага! Сам Игорь сыграл в своей пьесе «Кафе Блюз», ставшей неофициальным гимном Тихвинского фестиваля, интересное соло на духовой мелодике.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=nggqsSP5S-Q]
Директор Джазовой филармонии, народный артист РФ Давид Голощёкин не мог не сыграть, и сыграть довольно много: мало того, что их с Фейертагом связывает многолетняя дружба и совместная деятельность — юбиляр в конце 90-х гг. прошлого века написал целую книгу о Голощёкине, «Диалог со свингом», построенную на интервью Давида Семёновича.
Сыграв с оркестром соло на флюгельгорне, Голощёкин в следующей пьесе переключился на вибрафон, а количество народных артистов России на сцене возросло вдвое: за рояль сел Игорь Бриль.
В завершение первого отделения с оркестром Джаз-филармонии под руководством Фейертага играли сразу три народных артиста: Голощёкин, Бриль и свежеиспечённый (в честь недавно отпразднованного 50-летия) н.а.РФ Игорь Бутман.
Игорь (или теперь, в связи с прошедшим юбилеем и полученным почётным званием, надо уже писать Игорь Михайлович?) умело нагнетал динамику своего соло, неоднократно заставив молодых музыкантов в оркестре издавать громкие крики профессионального одобрения, и под овацию зала вывел оркестр на мощную коду — собственно, эмоциональная волна финала первого отделения хорошо читается на фотографии.
Второе отделение началось словесными поздравлениями, и «поздравлянты» старались не дать многочисленной публике заскучать: директор киевского джаз-фестиваля «Єднiсть» Сергей Грабар обратился к публике по-украински, а один из авторов этих строк рассказал петербургской аудитории, как юбиляр лично запретил ставить его фотографию на обложку новейшего номера журнала «Джаз.Ру», который открывает восьмистраничное юбилейное интервью Фейертага.
Последовали музыкальные поздравления: один за другим на сцену выходили музыканты, в чьей жизни Фейертаг сыграл важную роль. И, наверное, никто не мог сказать этого с большим правом, чем известный санкт-петербургский тенор-саксофонист Алексей Попов: ведь Владимир Фейертаг приходится ему ни много, ни мало — родным отцом! Алексей выступил вместе с электрифицированным ансамблем экспрессивной вокалистки Леры Гехнер.
Контрастом к их выступлению прозвучала изящная, полная скрытой энергии, но совершенно прозрачная и камерная по характеру игра дуэта, впервые вышедшего на всесоюзную сцену три десятилетия назад именно с подачи Фейертага — это пианист Андрей Кондаков и гитарист Андрей Рябов.
Блеснул, как обычно, органичным погружением в эстетику современной афроамериканской музыки московский вокалист и клавишник Сергей Манукян, которого Фейертаг когда-то представлял на сцене «Осенних ритмов» ещё как музыканта из Таллинна.
Поздравлял Фейертага и московский саксофонист Алексей Круглов: связь здесь такая — Фейертаг все 12 лет существования Тихвинского джаз-фестиваля ведёт его концерты, а Алексей в последние годы стал постоянным партнёром и участником ансамбля Игоря Володина, арт-директора фестиваля. Прозвучало также мощное соло трубача Александра Беренсона, тоже выходца с ленинградской сцены (ныне — участник оркестра Игоря Бутмана).
Достойным финалом вечера стал джем-сешн, к которому присоединились практически все участники вечера. Открыл джем сам юбиляр, сев за рояль и хорошенько тряхнув стариной. Далее солировали все, к горячему одобрению публики.
Логичная кода: стоячая овация, в центре которой — Владимир Фейертаг.
Доброго вам здоровья и долгих лет плодотворного творчества, Владимир Борисович!
Моё,более чем,60 летнее увлечение джазом классическим связано с Ленинградом и Фейертагом. Жаль что нет регулярных видео передач.
В 70-х — 80-х «Осенние ритмы» невозможно было пропустить!