Кирилл Мошков (текст, фото, видео) |
Десять лет прошло с тех пор, как саксофонист Владимир Резицкий, лидер прославленной джаз-группы «Архангельск», известной на весь мир благодаря выходившим в 1980-е гг. пластинкам лондонского лейбла Leo Records, умер от сердечного приступа — в ночь перед тем, как архангельские чиновники должны были выяснять на заседании: нужен ли городу Резицкий как глава подразделения в городском культурном центре, или же его работа ложится на городской бюджет чрезмерным бременем.
Подробно эту печальную историю описал тогда для «Джаз.Ру» (ещё сугубо сетевого, безбумажного издания) старшина цеха российских джазовых критиков Алексей Баташёв: «власти должны были «решать вопрос» о его Арт-центре. Сердце Владимира Резицкого не выдержало…»
Прошло десять лет. Ни памятника, ни улицы Резицкого в Архангельске пока так и не появилось. Правда, Центр продолжает работу, и на его стене есть теперь мемориальная доска (на фото). И — родился фестиваль имени Резицкого. Созданные когда-то Владимиром Петровичем «Дни джаза» пришли в упадок, и 15 октября друзья и соратники музыканта провели в стенах Архангельского городского культурного центра первый «Фестиваль Владимира Резицкого».
Программа фестиваля была очень насыщенной — играли многие из тех, кто приезжал в Архангельск при Резицком, в самом широком диапазоне: одесский пианист-импровизатор Юрий Кузнецов (как соло, так и в дуэте с землячкой — опытнейшей певицей Татьяной Боевой), мастер соул-звучаний певец Сергей Манукян, радикальная этно-рок-группа из Тувы «Ят-Ха» во главе с фактурным солистом Альбертом Кувезиным, авангардный театр с участием длинноногих моделей — в фойе, молодёжное огненное шоу и юный ансамбль барабанщиков на улице, — но центральным моментом фестивальной программы стало выступление «Архангельск Арт-Ансамбля». В его составе было трое бывших участников оригинального «Архангельска» — барабанщик Олег Юданов, контрабасист Николай Клишин и инициатор фестиваля, гитарист Тимофей Дорофеев, плюс живущий в Германии флюгельгорнист Игорь Широков, молодой архангельский пианист Андрей Шабашов и московский саксофонист Алексей Круглов, которому в кульминации выступления этой впечатляющей сборной было доверено не только играть музыку Владимира Резицкого (памятную по пластинкам Leo тему «Пилигрим»), но и сыграть на саксофоне Резицкого, благо у обоих основной инструмент — альт. Пронзительно-щемящее звучание фестивальной сборной получило дополнительное измерение благодаря впечатляющей работе пластического импровизатора — живущего в Норвегии танцора Николая Щетнёва. Особенно запомнилась его работа за освещённым экраном в «Пилигриме», центральным символом которой стал памятный по нашумевшей в 80-е программе «Глснст» созданный Резицким образ человека с ведром на голове, глухого ко всему окружающему и трагически мечущегося во враждебном мире.
Фестиваль удался, и его арт-директор Тимофей Дорофеев уже планирует второй Фестиваль Владимира Резицкого на осень 2012. Пусть улицы Резицкого в Архангельске пока так и нет, но музыка его продолжает звучать.
ВИДЕО: «Арт-Ансамбль» играет тему Владимира Резицкого «Пилигрим»
https://www.youtube.com/watch?v=FrkSPpvQwSY