Архангельск, Фестиваль Владимира Резицкого: живая память

0
Кирилл Мошков
(текст, фото, видео)
CM

Десять лет прошло с тех пор, как саксофонист Владимир Резицкий, лидер прославленной джаз-группы «Архангельск», известной на весь мир благодаря выходившим в 1980-е гг. пластинкам лондонского лейбла Leo Records, умер от сердечного приступа — в ночь перед тем, как архангельские чиновники должны были выяснять на заседании: нужен ли городу Резицкий как глава подразделения в городском культурном центре, или же его работа ложится на городской бюджет чрезмерным бременем.

Подробно эту печальную историю описал тогда для «Джаз.Ру» (ещё сугубо сетевого, безбумажного издания) старшина цеха российских джазовых критиков Алексей Баташёв: «власти должны были «решать вопрос» о его Арт-центре. Сердце Владимира Резицкого не выдержало…»

Мемориальная доска Владимира Резицкого

Прошло десять лет. Ни памятника, ни улицы Резицкого в Архангельске пока так и не появилось. Правда, Центр продолжает работу, и на его стене есть теперь мемориальная доска (на фото). И — родился фестиваль имени Резицкого. Созданные когда-то Владимиром Петровичем «Дни джаза» пришли в упадок, и 15 октября друзья и соратники музыканта провели в стенах Архангельского городского культурного центра первый «Фестиваль Владимира Резицкого».

Программа фестиваля была очень насыщенной — играли многие из тех, кто приезжал в Архангельск при Резицком, в самом широком диапазоне: одесский пианист-импровизатор Юрий Кузнецов (как соло, так и в дуэте с землячкой — опытнейшей певицей Татьяной Боевой), мастер соул-звучаний певец Сергей Манукян, радикальная этно-рок-группа из Тувы «Ят-Ха» во главе с фактурным солистом Альбертом Кувезиным, авангардный театр с участием длинноногих моделей — в фойе, молодёжное огненное шоу и юный ансамбль барабанщиков на улице, — но центральным моментом фестивальной программы стало выступление «Архангельск Арт-Ансамбля». В его составе было трое бывших участников оригинального «Архангельска» — барабанщик Олег Юданов, контрабасист Николай Клишин и инициатор фестиваля, гитарист Тимофей Дорофеев, плюс живущий в Германии флюгельгорнист Игорь Широков, молодой архангельский пианист Андрей Шабашов и московский саксофонист Алексей Круглов, которому в кульминации выступления этой впечатляющей сборной было доверено не только играть музыку Владимира Резицкого (памятную по пластинкам Leo тему «Пилигрим»), но и сыграть на саксофоне Резицкого, благо у обоих основной инструмент — альт. Пронзительно-щемящее звучание фестивальной сборной получило дополнительное измерение благодаря впечатляющей работе пластического импровизатора — живущего в Норвегии танцора Николая Щетнёва. Особенно запомнилась его работа за освещённым экраном в «Пилигриме», центральным символом которой стал памятный по нашумевшей в 80-е программе «Глснст» созданный Резицким образ человека с ведром на голове, глухого ко всему окружающему и трагически мечущегося во враждебном мире.

Арт-Ансамбль
Арт-Ансамбль
Фестивальный джем: Сергей Манукян, Алексей Круглов, Альберт Кувезин ("Ят-Ха")
Фестивальный джем: Сергей Манукян, Алексей Круглов, Альберт Кувезин («Ят-Ха»)

Фестиваль удался, и его арт-директор Тимофей Дорофеев уже планирует второй Фестиваль Владимира Резицкого на осень 2012. Пусть улицы Резицкого в Архангельске пока так и нет, но музыка его продолжает звучать.

ВИДЕО: «Арт-Ансамбль» играет тему Владимира Резицкого «Пилигрим»

https://www.youtube.com/watch?v=FrkSPpvQwSY


смотреть на YouTube

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №522: Билл Ласуэлл, басист и продюсер
Следующая статьяГолоса Мередит Монк и Мари Бойне в»Бесконечном приближении»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя