Евгения Браганцева Фото: Владимир Коробицын и автор |
15 октября в Светлановском зале Дома Музыки выступал Расселл Малоун, концерт которого «Джаз.Ру» подробно анонсировал (желающих ознакомиться с биографией американского гитариста милости просим прочитать её в анонсе).
Перед концертом корреспонденту «Джаз.Ру» удалось взять у гитариста небольшое интервью. Мы беседуем с Расселлом в гримёрке, после обеда в столовой Дома Музыки, где музыкантам довелось отведать русской национальной кухни в лице зелёных щей и запеканки (щи гостям понравились больше). Во время обеда музыкант шутил и балагурил, повторял русские названия блюд (и делал это практически без акцента!).
Расселл, расскажите о программе, которую сегодня будете играть.
— Я не составляю трек-лист. Все произведения, которые мы играем — мы в них отлично ориентируемся, и выбор композиций целиком зависит от моего внутреннего состояния, от эмоций. Я играю по моему ощущению именно те пьесы, которые уместны в данное время в данном месте.
Немного об участниках вашего трио?
— В сегодняшнем концерте на контрабасе играет Тассили Бонд, мы сотрудничаем уже девять лет, а на ударных — нью-йоркский барабанщик Даррелл Грин. Это хороший состав. Мы знаем друг друга, мы доверяем друг другу. Я думаю, когда музыканты играют вместе, очень важно, чтобы они доверяли друг другу в музыкальном аспекте. Мои коллеги — замечательные музыканты, и я искренне рад тому факту, что играю вместе с ними.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью, много фото!
Ваши любимые музыканты?
— Вы спрашиваете меня о любимых джазовых музыкантах? О, это будет очень долгий ответ (смеётся). И я назову много великих имён.
Ну, хотя бы несколько…
— Дюк Эллингтон — мой любимый музыкант. Сонни Роллинз, с которым я работал в прошлом году. Ещё могу назвать Билли Холидей, Уэса Монтгомери, Рона Картера, Рэя Брауна. Я также люблю творчество музыкантов и в других музыкальных жанрах. Вы сказали, вам нравится блюз, мне он нравится тоже (на концерте заключительной композицией был исполнен именно блюз. — Авт.), из блюзовых музыкантов могу назвать Роберта Джонсона. Из кантри-исполнителей мне по душе Чет Аткинс. Вообще мне нравятся разные направления в музыке.
Знакомы ли вы с джазовыми российскими музыкантами?
— Я знаком с Игорем Бутманом: играл вместе с ним не один раз в Штатах на джазовом фестивале имени Лайонела Хэмптона. И в первый раз, когда я приехал в Россию с пианистом Бенни Грином, я играл в джазовом клубе Игоря Бутмана. Я также знаю, что некоторые джазовые музыканты, которые живут в Нью-Йорке, приехали из России. Например, трубач Алекс Сипягин и замечательный бас-гитарист и контрабасист Борис Козлов.
Какое, на ваш взгляд, образование необходимо получить современному гитаристу?
— Приобрести хорошую технику – необходимо, и этому можно научиться в музыкальной школе. Только нужен ещё хороший учитель с хорошими идеями…
Ну, хорошего учителя найти не так легко…
— Это зависит от места жительства… В Нью-Йорке есть отличные учителя.
Не каждый российский гитарист сможет позволить себе обучение в Нью-Йорке.
— Я понимаю, однако есть ведь огромное множество обучающих DVD и учебных пособий. Конечно, можно выучить все лады и гаммы, предлагаемые в этих пособиях, но лучший способ обучения, я думаю, это — находиться в тесной связи и содружестве с профессиональными музыкантами. Ну, для меня, это действительно наилучший способ музыкального роста. Я-то как раз не ходил в музыкальную школу, однако находясь в компании уже взрослых профессиональных музыкантов, я учился, задавая им вопросы и наблюдая за их игрой.
Поэтому лучший путь для меня — это как можно больше играть с великими музыкантами! Многие приезжают в Нью Йорк и остаются там, поэтому там есть такая возможность: играть с такими маститыми музыкантами, как Рон Картер, Кенни Баррон… Хорошие музыканты со всех концов мира приезжают туда каждый день. Так что в Нью-Йорке весьма насыщенная музыкальная жизнь.
Расселл, как вы относитесь к понятию «джазовый гитарист — крутой гитарист»?
— Я люблю джаз, это великая музыка, однако я не хотел бы принизить музыкантов, играющих в других музыкальных жанрах, таких как рок, кантри и блюз. Это серьёзные музыканты, занятые своим любимым делом, как и джазовые музыканты. Есть масса людей, которые, к примеру, не восхищаются джазом, и это нормально, они как раз восхищаются музыкой рок, блюзом или любой другой музыкой. И рокеры или кантри-музыканты играют для них, для своих фанов, приносят им радость и получая радость от своей игры. Почему нет? Тут выполняются два принципа: «делать людей счастливыми» и «любить то, что делаешь». Я знаю много музыкантов, которые играют разную музыку (не только джаз), порой очень простую, блюзовый рифф или рок-грув.Но порой именно эта простота и делает с людьми то , что называется «цепляет». Поэтому, конечно, как джазовый музыкант я крайне осторожен в высказываниях относительно музыкантов других жанров. С другой стороны, в мире много так называемого «музыкального мусора»… но даже те, кто играют эту музыку — верят в то, что они делают, и любят то, что они делают.
Есть ли у Расселла Малоуна мечта?
— Когда я был мальчишкой, я мечтал играть с великими джазовыми музыкантами. Сегодня я понимаю, что сделал это, мне довелось быть на сцене с многими великими джазмэнами. Я счастлив. Но я всё равно мечтаю достичь в музыке и в своём исполнительском мастерстве ещё больших высот. Да. Можно сказать, что я мечтаю улучшаться как музыкант, гитарист, и как человек, потому что «ты есть то, что ты играешь».
Какой совет вы можете дать начинающим гитаристам?
— Любить то, что делаешь, в каком бы жанре ты ни работал. Да. Любить то, что делаешь. В музыке это очень важно.
Когда музыкант достигает статуса «звезды международного значения», чего он хочет достичь потом?
— Я не чувствую себя достигшим этого статуса. Я просто стараюсь профессионально расти…
В заключение Расселл сказал, что очень счастлив снова выступать в России. Надо сказать, это было заметно. Весь концерт меня не покидало ощущение радости, лёгкости и счастья от возможности прикосновения к внутреннему миру этого замечательного гитариста, ибо он полностью оправдал свои же слова «Ты то, что ты играешь». Он щедро дарил чудесные мелодии, радуя слушателей как собственными авторскими произведениями, так и известными стандартами. Во время исполнения им композиции с использованием искусственных флажолетов возникло почти реальное чувство присутствия невидимой арфы, настолько красочно звучала его гитара. И всё же, сколько музыку ни описывай словами — их будет мало. Музыку надо слушать!
А ещё лучше – видеть и слушать! Как на концерте Расселла. Следует отдать должное мистеру Бонду и мистеру Грину: свои партии они исполнили блестяще. На чудеса, которые проделывал Грин с барабанами, невозможно было наглядеться!
И кончился праздник… Восторги зрителей, «браво» и композиция на бис, тот самый блюз.
Благодарю вас от всей души, уважаемый Расселл Малоун. До новых встреч. В Москве или в Нью Йорке… Но уж лучше вы к нам!