Яна Кобзева фото: music design spb |
Сентябрь в России — начало нового учебного года: время, когда те, кто хочет поделиться своими знаниями, и те, кто хочет их приобрести, объединившись, погружаются в такой важный, захватывающий, а иногда даже интересный процесс обучения.
Наши будущие джазмены в этом смысле никак не отличаются от наших будущих юристов или инженеров — посещают лекции, практические занятия, сдают экзамены, а доминирующим направлением обучения выступает классика жанра. Однако в отличие от других профессий, «стандарты и нормативы» для профессии джазового музыканта в нашей стране — штука загадочная и как оказывается, в общем-то, субъективная. Все зависит от того, каковы музыкальные предпочтения нынешнего преподавателя, насколько он открыт для получения и передачи новой информации. Не скажу за всю Одессу, но у нас в Петербурге, если твой преподаватель поклонник бибопа, то фанк и музыка ECM тебе заказаны, а свободное музицирование — вообще что-то из области фантастики.
Бесспорно, классика — это основа основ для любой профессии, и с этим вряд ли кто поспорит. Но в случае с джазом все не так однозначно. Когда-то и бибоп был ультрановым, а классикой джаза считалась совсем другая музыка.
И вообще джаз — это чисто американский продукт, неотделимый от их ментальности, образа жизни и системы ценностей. Европейцы уже давно уяснили эту простую истину и стали развивать собственную импровизационную музыку, отвоевав своё законное место под солнцем. В России же тщетно пытаются научиться играть настоящий американский джаз, недоумевая, почему же нас не очень охотно приглашают на зарубежные фестивали и деятельность российских джазовых музыкантов за редким исключением в основном ограничивается выступлениями на корпоративах и в ресторанах, а лучшие представители профессии вынуждены уезжать из страны, чтобы реализоваться. Может, это происходит потому, что в России в большей степени учат ремеслу, а не искусству? Искусству быть артистом, создавать музыку, а не демонстрировать свою технику, не бояться своих недостатков, найти свой голос, осознать, наконец, что мы говорим на русском языке и существуем внутри нашего российского быта и русской культуры.
Обо всем этом и многом другом 13 сентября в Петербурге говорили на совместной встрече студенты и преподаватели джазового отделения Петербургского музыкального училища им. Мусоргского и Академии музыки Осло из Норвегии. Преподаватель Академии — наш земляк, талантливый мастер Миша Альперин. Эмигрировав в Норвегию 20 лет назад, он, несмотря на свои южные корни, полностью растворился в этой живописной северной стране, и балканская экспрессия уступила место прозрачной созерцательной красоте. Студенты — семь молодых амбициозных музыкантов: ансамбль импровизационной музыки KAROKH в составе: Ина Сагстуен — вокал, Томас Хусмо Литтлескаре — труба, Кристиан Скар Винте — электрогитара, Ян Клиппен Хофланд — клавишные, Йонас Камбиен — клавишные, Магнус Скавнауг Неергорд — контрабас и бас-гитара, Ян Мартин Гисмервик — барабаны.
ДАЛЕЕ: как прошла встреча, как мерились силушкой, что показали замеры и чем сердце успокоилось?
Вскормлённые в стенах Академии идеями равноправия всех музыкальных стилей, свободную импровизацию они видят не только в смешении джаза с нормами академической музыки и рока. Отказываясь от жёстких музыкальных форм, они играют на сцене до ощущения высказанности музыкальной мысли.
Колледж им.Мусоргского представлял проект студентки класса Андрея Кондакова, пианистки Светланы Маринченко Light Music Band в составе: Дмитрий Внуков — саксофон, Екатерина Чистохина — флейта, Светлана Маринченко — фортепиано, Владимир Шальнёв — бас, Марат Сайфутдинов — барабаны. Пожалуй, одна из самых заметных учащихся джазового отделения, бойкая москвичка Маринченко уже успела заявить о себе на профессиональной сцене выступлениями на фестивале в Хельсинки и в петербургском клубе JFC. Светлана предпочитает исполнять оригинальную музыку — свою или партнёров по проекту. В этот раз выбор пал на композицию солистки ансамбля, талантливой флейтистки Екатерины Чистохиной, учащейся классического отделения училища. Завоевательный характер выступления Маринченко в контрасте с медитативной музыкальностью норвежцев создал основу для последующего насыщенного общения участников встречи.
В Норвегии музыка и стилистика лейбла ECM везде и всюду . Однако выяснилось, что нынешние норвежские студенты не то чтобы увлекаются музыкой этого лейбла, но в значительной степени ориентируются на тех, кто в свое время находился под сильным влиянием ECM. Они не боятся быть успешными или неуспешными, так как в первом случае получаешь дивиденды от своего творчества, а во втором — поддержку от государства. Причем государство поддерживает только сугубо некоммерческие проекты и делает это в порядке вещей, а не в качестве исключения. Они свободны в своем творчестве, своем музыкальном выборе, и это чувствуется в их выступлении. К слову сказать, из 20 присутствовавших на встрече наших студентов о существовании ECM знали только 5 — это к вопросу об образовательном процессе. Но это норвежское достояние, а у нас есть бесценное наследие русской академической музыки, богатейшего источника идей для музыки импровизационной, предмета гордости любого русского музыканта, независимо от его стилистической направленности.
Альперин посетовал на то, что, по его мнению, сегодня в России молодые музыканты слишком «ориентированы на рынок» и вынуждены исполнять «танцы» — как это он называет, то есть веселить народ, иначе у них не будет возможности выжить. В этом, конечно, есть большая доля правды, однако потребность в талантливой и по-настоящему интересной музыке сохраняется во все времена, главное — об этом помнить и постоянно находиться в состоянии творческого поиска. При всем скепсисе Альперина, выступление наших будущих джазменов не могло остаться незамеченным, и не только в техническом плане. Кстати, на встрече с финскими и французскими студентами полгода назад, что называется, «в общем зачёте» наши оказались лучшими. Только вот стать настоящими музыкантами в нашем государстве им мало кто сможет помочь, выстоят только самые крепкие и талантливые. А хорошо бы состояться им здесь, в России, и для этого создать достойный образовательный центр современной музыки с развитой технической базой, концертной площадкой и возможностью организации мастер-классов и творческих встреч с зарубежными артистами и преподавателями — этакую лабораторию звука с системой грантов для особо талантливых личностей; и чтобы наконец все выучили английский язык, ведь как-никак американскую музыку играем! И тогда не нужно будет никуда уезжать. Но это все сладкие грёзы о лучшей жизни, а в реальности русская фамилия с чужой страной в скобках как вариант тоже подойдет, лишь бы у них всё получилось!
ВИДЕО: выступление Светланы Маринченко & Light Music Band
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=7IDpwe-mYns]
KAROKH (Норвегия)
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=RPfrf2BeTU8]
Когда то в 1988 начал следить за ECM.
Не прошло и 25 лет:) новое поколение подхватывает знамя Манфреда Эйхнера (или как его зовут)
Первенец поисков тогда был Кит Джаррет.
С Гари Пикоком и ДеДжанеттом.
Удачи, молодцы.
А музыка , что выше чистый Молваер.
Анониму, конечно, не гоже отвечать, но все же — следить за ECM стоило начать раньше, фамилия Манфреда Айхер, а если в российском варианте, Эйхер, Джарретт вовсе не был первенцем (у кого?!!!), а новое поколение наших музыкантов подхватило знамя к самому началу 80-х. Все-таки история — важная штука. Можно посмотреть, например, Обзор: Новый джаз в России и его истоки в СССР http://mitropolski.livejournal.com/1993.html
Кстати, настоящим редакция извещает, что с 05.10.2011 возможность комментирования чистым анонимом (без имени и адреса электронной почты) закрыта.
Найдены 2 флешки с фотографиями подписанными : «Норвежский джаз» и «Ксения Федорова», и еще какая то театральная постановка…пыталась найти Ксению через контакт по фото, но не нашла( Если кто -нибудь знает владельца пишите на почту
Annoushka10@mail.ru Флешки найдены на улице Замшина.