Яна Кобзева фото: music design spb |
Июль можно назвать месяцем счастья для любителей джаза: в это время можно послушать практически любой звёздный проект на главных европейских фестивалях, дополнить радость от посещения концертов приятным отдыхом на море или даже совместить джаз с теннисным турниром…
Двухдневный литовский фестиваль Nida Jazz Maratonas & Tennis Cup, который традиционно проходит вот уже в 11 раз в конце июля в уютном курортном местечке Нида, недалеко от Клайпеды (Литва) — настоящий праздник музыки и спорта. Идея создания этого красивого события принадлежит арт-директору фестиваля, талантливому басисту, композитору и по совместительству теннисисту Леониду Шинкаренко. Днем идут жаркие спортивные соревнования, а вечером публика собирается на набережной, где джазовые гости из разных стран радуют отдыхающих и участников турнира своей музыкой.
Фестиваль открылся 29 июля выступлением квартета из Берлина Mo Blow. Немецкие музыканты с большим энтузиазмом играли музыку в стиле фанк, которая особенно полюбилась молодой части аудитории. Второй день был отмечен появлением молодого британского альт-саксофониста Натаниэла Фэйси (Nathaniel Facey), выпускника Королевской музыкальной академии, получившего множество премий и наград у себя на родине. В трио с виртуозным басистом Риком Джеймсом и самобытным литовским барабанщиком Мариусом Алексой британец исполнил несколько замысловатых авторских композиций в стиле Стива Коулмана. Публика же более живо отреагировала на более знакомые мелодии «Wayne’s Thang» Кенни Гаррета и «Inner Urge» Джо Хендерсона, прозвучавшие более джемово и горячо.
Закрывал фестиваль французский проект Lo Jo, продолжающий традиции известных французских шансонье, обогащённый театрализованностью, элементами африканский музыки и, конечно, элементами джаза, хотя импровизация здесь — лишь дополнительная краска.
Безусловной доминантой джазового марафона в этом году явился международный джаз-роковый проект двух давних партнёров Владимира Чекасина и Леонида Шинкаренко, под названием Midnight Riffs представленный в первый день фестиваля.
ДАЛЕЕ: подробный рассказ о проекте, фото, видео
Уже сам факт, что король литовского фри-джаза Владимир Чекасин представляет джаз-роковый проект, можно назвать сильной интригой, а если добавить, что в качестве главного специального гостя с легкой руки петербургского пианиста Андрея Кондакова был приглашен «крепкий нью-йоркский барабанщик» Брюс Кокс, то, думаю, у многих это вызовет неподдельное любопытство. Мир фри-джаза (во всяком случае, отечественного) всегда относился к музыкантам, существующим в заштампованном пространстве «прямолинейного» джаза, с некоторой долей иронии. В свою очередь, представители мэйнстрима тоже особо не жалуют своих коллег, играющих так называемую «собаку». В таком противостоянии присутствует застарелый стереотип, преодолеть который дано только по-настоящему выдающимся личностям. Именно таким примером и явился новый проект Владимира Чекасина. Кроме вышеупомянутого Брюса Кокса, в перформансе приняли участие Андрей Кондаков и литовский барабанщик Линас Буда.
С момента появления музыкантов на сцене публика, отложив на какое-то время свою фестивальную возню, как заворожённая следила за происходящим действом до последней секунды. Замысловато сплетённая структура, плавно перетекающая из хлёстких роковых в вязкие восточные ритмы и акварельные баллады, на первый взгляд казалась жёстко смоделированной, не дающей и тени свободы исполнителям, подчиненным воле мастера. Но потом становилось понятно, что внутри структуры есть место для свободной импровизации каждого из участников.
Как выяснилось позднее, «крепкий нью-йоркский» барабанщик когда-то давно имел незабываемый опыт работы с самим Сан Ра, который приоткрыл ему секреты свободного музицирования. «Многие джазовые музыканты считают, что свободная музыка — это сплошной хаос, и это неприлично», говорит он, «но на самом деле, там всё существует внутри структуры, концепции, и это очень интересно. Мне очень понравилось работать с Владимиром, он точно понимает, что ему нужно, и результат получается потрясающий».
Чекасин использовал на сцене всевозможные краски — играл на клавишах, на саксофонах, речитативно в электронном режиме общался с публикой и музыкантами, сам постоянно находился в движении и двигал музыкантов. После концерта многие зрители со счастливыми лицам говорили: «Мы ничего не поняли, но нам очень, очень понравилось!».
Приятно что, несмотря на непростой замысел и совсем небольшой подготовительный период, проект, судя по всему, удался, а это значит, что в ближайшем будущем мы, вероятно, сможем услышать и увидеть это действо на других фестивалях, российских в том числе.
Видео (Кирилл Ипатов):
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=7G9jkRvNm5k]
смотреть на YouTube
крайне жаль, что анонса фестиваля не было. я как наверное и многие хотели бы съездить в конце июля в ниду, если бы знали заранее. зря организаторы пренебрегают пиаром на территории снговии
Аналогично. Мне вообще рукой подать с Калининграда.