фото: Daniel Balmat |
16 июля завершил работу очередной, 45-й джазовый фестиваль в Монтрё (Швейцария). По традиции публике была представлена внушительная программа, в которой нашлось место для нескольких уникальных концертов, приуроченных к юбилейному году. И хотя произошла отмена нескольких событий, посмотреть и послушать было что. Я готов предложить вниманию читателей «Джаз.Ру» краткий отчет о пяти концертах, которые удивили и обратили на себя внимание как специалистов, так и широкой публики. Все эти концерты являли музыку современную, новую — а значит, велика вероятность увидеть и услышать этих артистов в ближайшем будущем на большой сцене. Поскольку любые звёздные списки носят условный характер, наше перечисление будет хронологическим, по порядку выступления музыкантов на 45-м Montreux Jazz Festival. Если вы увидите афиши с этими именами — идите на концерт, не раздумывая!
Фестиваль открылся 1 июля специальным концертом «Invitation to Illumination», который далиКарлос Сантана и Джон Маклафлин. И это «приглашение к озарению» оказалось крайне удачным началом всего фестиваля, о чём «Джаз.Ру» уже писал.
6 июля в зале Майлса Дэйвиса вечер начался вереницей честных коротких блюзов и кантри-номеров от седовласого Леона Расселла. Затем нью-орлеанский мэтр Доктор Джон предложил публике непростой коктейль из джаза, блюза и хоровых песнопений. И в завершение вечера зрители пережили невероятно длинный и в высочайшей степени энергичный фейерверк джаза и фанка с элементами рока, хип-хопа и соул от группы Orleans Avenue. Лидер бэнда, 25-летний Тромбон Шорти (настоящее имя Трой Эндрюс) — выходец из музыкальной семьи, играет на тромбоне и трубе с шести лет, при этом он также способен убедительно импровизировать на фортепиано и гитаре. Как многих молодых исполнителей, его привлекают возможности поп-сцены: Тромбонист-Коротышка уже успел выступить вместе с U2,поработать в туре у Ленни Кравитца.Молодые музыканты в команде — ему под стать. Основу программы составила концертная версия альбома «Backatown» (2010), который, кстати, с момента выхода находится в двадцатке лучших альбомов категориии Contemporary Jazz американского журнала Billboard.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, много фото, видео!..
Музыканты в полной мере выказали любовь и понимание нью-орлеанских традиций джаза, умение импровизировать и общаться со зрителями. Они легко захватили внимание публики и дальше искусно подогревали его: песни чередовались с инструментальными композициями, эффектные аранжировки соседствовали с темпераментными коллективными импровизациями, некоторые номера по рисунку ударных и звучанию электрогитары выдавали интерес музыкантов к самому современному рок-саунду, а сами участники бэнда оказались яркими шоуменами. Так, в одном из стандартов лидер решился на цирковой номер и выдувал на трубе одну ноту две минуты (!), пока музыканты развивали тему и даже успели сыграть по тихому красочному соло.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=aie4UsG_4Y0]
Часовой сет незаметным образом вырос уже раза в полтора. Обычно сдержанные швейцарские пенсионерки давным-давно залезли на стулья, чтобы лучше видеть сцену, а теперь на тех же стульях стульях и танцевали.
Исполняя одну из лучших песен альбома «Something Beautiful» на бис, Тромбон Шорти отправлял в зал припев «покажи мне что-нибудь красивое» и протягивал микрофон зрителям.
Публика оказалась под стать артистам: из партера яркий девичий голос отменно пропел что-то вроде «да, детка, да, я покажу тебе всё красивое, но, детка, детка, только после тебя!» — «ну, такое возможно только в Монтрё», — восхищённо выдохнул Тромбон Шорти, и Orleans Avenue ответила действительно красиво: пухленький баритон-саксофонист Дэн Острайхер станцевал потрясающий для его фигуры танец, похожий на дриблинг в футболе… Не прекращая музицировать, участники бэнда поменялись инструментами и сыграли песню с изменённым звучанием еще раз. Публика неистовствовала, и грянул второй бис —нью-орлеанская народная «When the Saints Go Marching In», знакомая всем по исполнению Луи Армстронга, в кульминационный момент которой музыканты (включая барабанщика) просто сбежали с инструментами от микрофонов на авансцену, где — как в кинохрониках — маршировали-имрпровизировали вместе со зрителями unplugged как настоящий уличный оркестр из доброго старого Нью-Орлеана.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=Aq4ChukhFYw]
И так ещё с десять минут чистой радости! Видя восторг зрителей, и уже сам директор и основатель Montreux Jazz Festival Клод Нобс лично вызвал музыкантов на третий бис… А вскоре социальные сети пополнились благодарностями и признаниями, что этот концерт многие зрители включают в свои личные «топ-5».
7 июля фестиваль в Монтрё праздновал 30-летие проекта Andreas Vollenweider & Friends. Именно в Монтрё в июле 1981 года состоялся первый из многих экспериментальных концертов-коллабораций, во главе которых — швейцарский мультиинструменталистАндреас Фолленвайдер и его изобретение — электроакустическая арфа.
Все эти годы Фолленвайдер продолжал изучать экзотические инструменты и фольклорную музыку разных стран (от Африки до Китая), работал над конструкцией своей арфы, найдя своеобразную звуковую палитру — от нежной до неожиданно грозной и даже агрессивной. Его музыка оказалась настолько экспериментальной и полистилистичной, что была одновременно представлена в американских чартах Billboard среди лучших поп/рок, джазовых и классических альбомов. Он стоял у истоков стиля нью-эйдж, способствовал продвижению world music и этно-фьюжн.И в этот вечер музыкант явил публике все свои наработки и интересы за прошедшие 30 лет.
На том, первом концерте арфисту аккомпанировали четыре ударника. В этот раз на сцену вышли как старые друзья-музыканты (например, саксофонист Фридрих Сандро, ударник Вальтер Кайзер, который работает с Фолленвайдером аж с 1980 года), так и молодые артисты (Штефани Петер — битбоксинг), участие которых отчасти выявило контуры нового альбома и новой концертной программы уже будущего, 2012 года.
Сам маэстро играл и на арфе, и на гу чжэнь (gu-cheng, китайский струнный щипковый инстумент), и на совсем уж диковинных устройствах. Поверх гипнотического грува ударных, битбокса и перкуссийнаплывали и переливались звуки арфы, по-разному окрашенные саксофоном, виолончелью,разными флейтами и — человеческими голосами. Свои вокальные партии достались чуть ли не всем музыкантам. Украшением программы стали номера с лидирующим вокалом специальных гостей — этно-певцов из Мали.
И это был стремительный концерт, с неоднократными переходами между музыкой медитативно-созерцательной (кстати, Фолленвайдер — последователь Махатмы Ганди) и высоко энергичной, танцевальной.Фантазийная по атмосфере, эта музыка своим общим строем оказалась знаком человечности, символом гармонии в сосуществовании человечества и природы.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=bpc_mQpPjlQ]
Фестиваль в Монтрё проводит конкурсы пианистов, гитаристов и вокалистов, и победители получают возможность поработать вместе в студии над общей программой, а после выступить на летних джазовых фестивалях Европы. К слову, наш соотечественник пианист Николай Сидоренко (лауреат Монтрё-2010) в этом году выступал в составе джазового квартета. Что особенно приятно, в коротком, 30-минутном сете кульминацией и настоящим украшением оказалась «Абхазия» — авторская пьеса Николая, которую зал принял очень тепло.
Монтрё и дальше внимательно следит за успехами своих лауреатов, и 9 июля случился как раз вечер под рубрикой «Конкурс джазовых пианистов — Монтрё представляет». Каждый из пианистов-участников концерта проявил себя так ярко, что мы просто обязаны упомянуть всех троих.
Открывал шоу один из финалистов 2006 года, кубинец Альфредо Родригес. Еще на конкурсе он был отмечен вниманием известного продюсера Куинси Джонса. Приняв предложение о сотрудничестве, Родригес сконцентрировался на музыкальной карьере в США и начал гастролировать по крупнейшим фестивалям. Развивая свой талант и усердно работая над техникой, он выпустил дебютный альбом только в начале этого года.
Исполнение Родригеса — «многословное», щедрое. Альфредо — азартный музыкант-испытатель: влёгкую извлекает музыку, играя на струнах рояля, использует его крышку как перкуссию, переплетает и сталкивает шумы и мелодии, играемые в разных регистрах… Трио Родригеса исполнило номера программы почти нон-стоп. Публика, сдержанная поначалу, незаметным образом оказалась поглощена этим музыкальным представлением, несколько раз взрывалась аплодисментами, а в одной из аранжировок зал даже оказался способен поддержать работу ритм-секции мягкими хлопками в сложном размере. Мелодичная игра пианиста в духе Билла Эванса и Хэрби Хэнкока оборачивалась странными звуковыми ландшафтами, которые перерастали в известнейшие кубинские мелодии, в том числе «Veinte Años» (автор Мария Тереза Вера) и «Quizás, Quizás, Quizás» (Освальдо Феррес), и закончиться могли и вовсе пассажами в духе Бетховена. На следующий вечер Альфредо Родригес еще раз вышел на сцену Montreux Jazz Festival. В сборном концерте Куини Джонса пианист настолько блестяще выступил вместе с контрабасисткой Эсперансой Сполдинг (о ней чуть ниже), что кое-кто из зрителей вовсю сожалел о пропущенном большом выступлении трио Родригеса.
Победитель 2005 года Гарольд Лопес Нусса — тоже кубинец, и тоже популяризатор кубинской музыки, но в более танцевальной и софт-джазовой ипостаси. Исполняя программу из собственных сочинений и стандартов известнейших композиторов Кубы и США, Гарольд показал себя как мощный, темпераментный пианист. Нусса эффектно импровизировал, переходил от одной темы к другой, играя поверх одного ритмического рисунка и стильно разыгрывал дуэты — чувствительный с контрабасом и ураганный с ударными. В конце выступления пианист, поблагодарив организаторов и директора фестиваля Клода Нобса, сыграл композицию, с которой когда-то победил в Монтрё.
Завершал программу блестящий дуэт. Пианист Тигран Амасян родом из Армении, живет во Франции, а в Монтрё победил в 2003 году в возрасте 16 лет. Обладая высокой техникой и широким кругозором, Тигран недавно выпустил новый альбом «A Fable», который крепко замешан на армянском фольклоре. По сути, программа «A Fable» и была показана публике в Монтрё. Этой музыке присуща частая смена темпов (первый же номер, начатый пианистом как баллада, развернулся в очень быстрый джазовый танец), а подача в целом — пружинистая и динамичная.
Пару Тиграну Амасяну составил Трилок Гурту — признанный музыкант, играющий на табла и других перкуссионных инструментах. Он выступал и записывался вместе с Рави Шанкаром, Джоном Маклафлином, Джо Завинулом, Пэтом Мэтини, Яном Гарбареком… Трилок вышел на сцену ко второй композиции («Kakavik»), и оказалось, что при его участии концерт принимает кардинально новое направление. Ритмы и шумы, издаваемые им, чудесно оттеняли джаз-фолковую музыку Амасяна. Окружение у звуков рояля — прихотливое: это и тонкие ритмические узоры (табла, кахон, барабаны и голос — скэт, битбокс) и целый космос — изобретательные шумовые пространства (всевозможные шуршалки, свистелки, бубенцы, сковорода и большая емкость с водой, которая и сама звучит-плещет-струится, и чудесно меняет звук погружаемых предметов). В какой-то момент («Love Song») пианист вторил-подпевал роялю, перкуссионист играл на кахоне бубенцами и добавил свой вокал, и вот рояль оставлен — музыканты сошлись в битбоксерской схватке, умопомрачительной по сложности и красоте, а после вернулись к инструментам — и основная тема зазвучала, теперь уже окрашенная ярким ближневосточным колоритом!
И если вам сейчас кажется, что в тексте много восклицательных знаков — то вы ошибаетесь. Потому что вечер завершился неожиданно: на сцену выкатили еще два рояля! За одним из них воссел ямайский джазовый композитор и пианист Монти Александер и размялся перелицовкой хитов (например, «No Woman No Cry» оказалась приджазованным чарльстоном). А венцом концерта стала коллективная импровизация гранда и трёх молодых пианистов — в восемь рук на трёх роялях! Еще полчаса джаза и счастья для зрителей — как предмет и воспоминаний, и надежд на будущий фестиваль в Монтрё.
12 июля в зале им. Майлса Дэйвиса зрители Montreux Jazz Festival смогли услышать отмеченную Грэмми программу «Chamber Music Society», которую представляла Эсперанса Сполдинг, композитор и певица, играющая на контрабасе. Молодая певица — далеко не новичок, в её активе — три полноценных джазовых альбома и преподавательская деятельность в музыкальном колледже Бёркли.
Зачином к интеллектуальному и нежному, полурасслабленному и энергичному джазу стала следующая мизансцена: в углу сцены горит желтый торшер, стоят мягкое кресло и столик, на котором — бокал красного вина. Под тихую, словно колыбельную мелодию в исполнении скрипки и альта изящная девушка усаживается в кресло, снимает обувь, задумчиво смотрит в сумрак и, потягивая вино, засыпает. Когда торшер погаснет, то в бледном круге света — словно от луны — кресло будет уже пустым.
Тем временем героиня вечера уже появилась на авансцене с контрабасом в руках. Звучит первая композиция — поначалу это деликатный вокализ. Но раскачивающаяся и разрастающаяся до яркого вокала «Little Fly» оказывается песней на стихи английского поэта и мистика Уильяма Блэйка. Своеобразная звуковая палитра задана составом секстета (струнные, рояль, ударные, бэк-вокал). Исполняются мягкие среднетемповые композиции. Вот контрабас и скрипки ведут умиротворяющий диалог с голосом, который равно далёк и от академизма, и от традиционных джазовых техник (всё та же «Little Fly»). Вот звучит spoken word, предваряя собственно песню («Short And Sweet»), и даже битбокс. Инструменты словно кружат, и проявляется босса нова («What a Friend»). Струнные драматически разгоняются («Knowledge Of Good And Evil», «Chacarera»). Всё ускоряется до электрического по напряжению танго («Wild Is The Wind» Димитрия Тёмкина, звучавшая в десятках версий — от Нины Симон до Дэвида Боуи и Барбры Стрейзанд). И общее впечатление только усиливается. Зрители словно переживают сказочную летнюю ночь, пребывая в атмосфере сумеречных разговоров на дачной веранде. Мы попросту видим сны наяву, среди медленно барражирующих ночных мотыльков!
Явное достоинство программы в том, что призрачность и зыбкость музыки — только кажущиеся. Вся музыка играется плотно, и места для импровизации рассчитаны и подготовлены. Самой насыщенной и в то же время воздушной композицией оказывается «Inutil paisagem», которая исполняется на два голоса Эсперансой и второй вокалисткой Леалой Сир (Leala Cyr), по сути, a cappella — под лаконичный ритм на контрабасе, щелчки пальцами и тихие хлопки-поглаживания ладонями.
Когда концерт завершается театрализованной мизансценой-рифмой (Сполдинг еще раз усаживается в кресло, чтобы надеть туфли перед уходом со сцены), ясно как день — биса не будет. Но всегда есть надежда дождаться следующей волшебной ночи, наполненной джазом.
А разве Youssou N’Dour не играл в Монтрё 8 июля??