Дарья Белецкая Фото: Владимир Коробицын |
Название программы «Опера в джазе» интриговало с самого начала. Для пояснения, это один из вечеров июньского итало-балканского музыкального фестиваля «Жемчужина Средиземноморья», организованного Московским международным Домом музыки в лице продюсера Елены Устинской. При ближайшем рассмотрении оригинальное название программы звучит на итальянском как «Il Vino All’Opera», что переводится как «Вино в операх». Сцен, связанных с принятием вина, в итальянских операх мы знаем немало. Опера и вино, вино и опера — без этих повседневных атрибутов жизни итальянцы себя не мыслят.
— Как, ты не любишь оперу? — спрашивает меня лидер коллектива, композитор и исполнитель на контрабасе Фурио ди Кастри. Опытный мужчина с бокалом красного вина в руке раскусил меня на раз-два-три.
— Нет, не люблю. — Что мне ещё ему ответить?
Фурио ди Кастри и его музыканты — люди сугубо джазовые. Преподают в Сиене — Мекке итальянского джазового образования. Но когда речь заходит о новом синтетическом жанре, долго не раздумывают. Опера, взятая за основу; джаз, на котором мы стоим. Помогает Фурио в этом непростом деле пианист Антонелло Салис, донельзя похожий на Билли Кобэма в цветной бандане и майке-алкоголичке. Правильно делает парень! Красивое тело и накачанные мускулы стоят того, чтобы женщины в зале вожделенно вздыхали. Да и не прихоть это вовсе. Чтобы выделывать на рояле и втором инструменте — аккордеоне — те чудеса и фортели, на которые способен Антонелло, надо иметь недюжинную физическую подготовку.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа
Как и барабанщику Микаэлю Раббиа, впрочем. Мужской джаз — вещь серьезная. Инструментальная мощь, напор, сила подачи звука — на такое решатся не всякие. Плюс смелое препарирование кусков из Доницетти, Масканьи, Моцарта и Пуччини. Градус всё же оказался более смещен к джазу, чем опере. Легким движением прикасаясь к классическим оперным партиям, ансамбль ди Кастри уходит от оперной затравки при первой же появившейся возможности. В этом смысле понятно решение Вероники Камаевой, пиар-менеджера ММДМ, перевести название программы с некоторым искажением смысла. Публика на концерте присутствовала типично джазовая, все те же преданные московские интеллектуалы с разным уровнем дохода, но одинаковым пониманием того, что значит «высокий класс» и музыкальная мода, завозимая к нам с Запада.
Представление длилось стандартные европейские 90 минут, к чему не все зрители-слушатели были готовы. Многие озадаченно хлопали ресницами с прописанным в глазах вопросом «А когда же второе отделение?» Администрация Светлановского зала ММДМ, который регулярно принимает известных джазовых музыкантов и стоит на слоновьих ногах бессменного водочного спонсора Марка Кауфмана, по понятным причинам не считает нужным объявлять просвещенным слушателям, что отделение одно, и больше не будет. К чему не были готовы спонсоры-новички, автомобильный дилер «Авилон». Тем не менее, стоит за них порадоваться и от всего сердца поблагодарить новых людей в мире московского джаза, которые могут и хотят поддерживать сложное искусство.