Ким Волошин |
С 1 по 10 июня в России находился старший специалист музыкальных коллекций Библиотеки Конгресса США Ларри Эппелбаум. Цель его визита — сугубо деловая: Ларри консультирует инициативную группу, планирующую создание в России общественного Центра джазовых исследований, в котором будут сочетаться функции джазового архива и исследовательского центра, занимающегося изучением богатой истории и сегодняшнего дня российского джаза.
Чуть больше чем через год, 1 октября 2012 года, отечественному джазу исполняется 90 лет: отсчёт ведётся от осеннего дня 1922 г., когда в Москве состоялся первый упомянутый в печати джазовый концерт. У джаза в нашей стране — большая и непростая история. Однако до сих пор она совершенно неудовлетворительно документирована и не очень подробно изучена. За все 90 лет об истории джаза в России написаны на русском языке всего две книги — «Советский джаз» Алексея Баташёва (1971) и «История джазового исполнительства в России» Владимира Фейертага (2010), плюс довольно подробная, но не во всех деталях точная книга на английском — «Red and Hot. The Fate of Jazz in Soviet Union» Фредерика Старра (1983). Появление в последние два десятилетия нескольких книг воспоминаний отдельных музыкантов и об отдельных музыкантах, а также ряда региональных исследований не сильно улучшило общую картину: изучение истории джаза в России (и — шире — во всём СССР) всё ещё остаётся в начальной стадии, а тем временем музыканты, организаторы, исследователи, критики и коллекционеры, в силу неумолимой логики времени, уходят из жизни, и их архивы далеко не всегда попадают в заинтересованные руки. Джазовое сообщество знает немало печальных примеров, когда крупные, подлинно уникальные коллекции материалов, связанных с историей отечественного джаза, в силу равнодушия или некомпетентности наследников были распроданы или розданы случайным людям, а чаще просто оказывались на свалке. И даже те коллекции, которые находятся в добрых руках заинтересованных лиц, подвергаются угрозе разрушения и утраты просто потому, что в домашних условиях очень непросто сохранить в неприкосновенности и технической целостности аудиозаписи на нестабильных и разрушающихся со временем физических носителях (прежде всего на магнитных лентах), документы на хрупкой низкокачественной бумаге, выцветающие фотографии и рассыпающиеся в прах киноплёнки. Кроме того — даже очень хорошая и стабильно хранящаяся частная коллекция чаще всего недоступна даже для профессиональных исследователей, не говоря уж о более широких кругах интересующихся историей джаза людей.
ДАЛЕЕ: «кто виноват», «что делать» и «куды бечь» — поиск ответов на извечные русские вопросы при помощи американского коллеги
Короче говоря, в России давно назрела и перезрела нужда в создании национального общественного учреждения, которое занялось бы собиранием, сохранением, каталогизацией, введением в оборот материалов по истории джаза в нашей стране (документов, нот, интервью, фотографий, аудиозаписей, видео- и киносъёмок), исследовательской и образовательной работой с этими материалами и организацией доступа к ним для максимально широкого круга людей. Собравшаяся в Москве инициативная группа постулировала стремление такое учреждение создать, после чего обратилась к Библиотеке Конгресса США (через работающую с Россией и другими странами бывшего СССР программу «Открытый мир») с просьбой о методической помощи, учитывая громадный опыт ведущего библиотечно-архивного центра США — родины джаза и флагмана в деле джазовых исследований — в работе именно с коллекциями, имеющими отношение к истории музыкального искусства и музыкальной индустрии. И такая помощь была оказана: в Россию по гранту фонда Trust for Mutual Understanding, полученному благодаря усилиям «Открытого мира», приехал Ларри Эппелбаум, который совмещает знание технологий сохранения связанных с музыкой коллекций и глубокое понимание джаза: он не только занимается в Библиотеке Конгресса музыкальными коллекциями, но также на протяжении 30 лет ведёт еженедельную двухчасовую джазовую программу на одной из вашингтонских радиостанций, а в последние 10 лет интенсивно пишет для одного из ведущих джазовых журналов США — JazzTimes.
Ларри Эппелбаум провёл ряд встреч как с инициативной группой проекта Центра джазовых исследований, так и с держателями крупных коллекций материалов по истории отечественного джаза. В Ярославле он встречался с Игорем Гавриловым, директором Ярославского джазового центра — возможного места сбора, хранения и обработки будущих фондов; в Москве — с широким составом инициативной группы, в которую входят музыканты (включая двух джазменов — Народных артистов РФ), преподаватели, продюсеры и журналисты; в Санкт-Петербурге весьма интересными и полезными оказались встречи с Натаном Лейтесом, обладателем крупнейшей коллекции материалов по истории отечественного джазового движения, с директором Государственной филармонии джазовой музыки Давидом Голощёкиным и с ведущим специалистом по истории российского джаза Владимиром Фейертагом. На московской встрече инициативная группа одобрила кандидатуру руководителя исследовательской деятельности будущего Центра: это радиоведущий, обозреватель журнала «Джаз.Ру» и преподаватель курса истории джаза в Московском колледже импровизационной музыки Михаил Митропольский.
Теперь и Ларри Эппелбауму, и российской инициативной группе предстоит выполнение «домашнего задания» — создание документа, в котором будет чётко очерчен проект Российского центра джазовых исследований. Между тем работа по определению круга архивных материалов для будущего центра уже началась. Так, в Москве обнаружены материалы из личного архива Игоря Сигова, одного из первых энтузиастов джазовых исследований в послевоенную эпоху, создателя легендарной Группы Изучения Джаза СССР, занимавшейся переводом и «самиздатовским» распространением работ по истории и современному состоянию джазовой музыки во всём мире. Именно Сигов положил начало деятельности ГИД СССР, которую впоследствии, после безвременной смерти Сигова в 1965 г., возглавил воронежский энтузиаст Юрий Верменич, с именем которого связана дальнейшая история «джазового самиздата» в Советском Союзе. Вдова исследователя, Алла Сигова, передала инициативной группе Российского центра джазовых исследований всё, что осталось от архива Игоря, с условием, что эти материалы станут общедоступными, как только центр заработает.
[…] Russian Jazz Research Center June 14, 2011 Larry Appelbaum Leave a comment Go to comments Here’s how I spent my summer vacation: 10 days in Moscow, Yaroslavl and St. Petersburg as consultant to help plan a Russian Jazz Research Center. […]
Интересно, а есть ли подобный центр джазовых исследований, ну, например, в США?
В США таких центров множество — Институт джазовых исследований при Университете Ратгерса в Ньюарке, Нью-Джерси; Чикагский джазовый архив и исследовательский центр; Нью-орлеанский Центр джазовых исследований им. Уильяма Рэнсома Хогана; Центр изучения джаза при Колумбийском университете в Нью-Йорке и т.д. Есть также Центр джазовых исследований Соединённого Королевства и Джазовый институт в Дармштадте (Германия).