Corea, Clarke & White — «Forever»
Concord/Universal, 2011
Return To Forever — как много звуков в этом имени слилось… Согласно аннотации, Чик Кориа и его коллеги — Стэнли Кларк и Ленни Уайт — давно мечтали вернуться к своим джазовым истокам, приняв форму акустического трио. Чик Кориа надолго засел за рояль, Ленни Уайт ограничивается шебуршанием по тарелочкам, а Стэнли Кларк взялся за контрабас. Поэтому, несмотря на заветную троицу из классического состава «Возвращения в вечность» и слова forever в заголовке, альбом заинтересует прежде всего любителей джаза, а не джаз-рока.
Первый диск представляет собой сборник из концертных выступлений, проходивших, в основном, в оклендском клубе Yoshi’s, а состоит большей частью из умиротворяющих джазовых стандартов в формате классического трио 50-60-х гг. Спокойные и романтичные пассажи Чик Кориа главенствуют почти в каждой композиции, тогда как контрабас Кларка, исключительно по причине своей тихости, немного уведён на задний план. Впрочем, мастерства Кларка как импровизатора это нисколько не умаляет, тем более, что одной из лучших на первом диске стала именно его композиция в своеобразном дуэте с Жан-Люком Понти: «La Cancion De Sofia». Обновленная версия «No Mystery» подсаживает на крючок разомлевшего слушателя знакомыми фьюжн-интонациями и подготавливает к материалу второго диска.
ДАЛЕЕ: продолжение рецензии
Музыка на втором диске записана в студии и более интересна, так как группа вплотную подобралась к своим джаз-роковым корням. Стоит заметить, что ещё в 2008 году состоялся концерт-реюнион Return To Forever, в котором приняла участие упомянутая троица и гитарист Эл ДиМеола из последнего состава RTF. В данном случае движимое стремлением подобраться к своим истокам трио пригласило своего исходного гитариста Билла Коннорса. Не удивительно, что большинство композиций второго диска состоит из материала пластинок «Гимн седьмой галактики» и «Лёгкий как перышко», и по-прежнему вызывает восхищение. Исполнение отличает высокое мастерство и солидная сдержанность в противовес юношеской напористости начала 70-х. Более чёткая игра позволяет уловить нюансы и по-новому взглянуть на старый материал. Кроме того, более плотное участие Жан-Люка Понти привело к тому, что скрипка порой не уступает право голоса другим инструментам. Ну, а то, что в программу попала даже оригинальная композиция Понти «Ренессанс», можно только поприветствовать, ведь это — классика фьюжн. Музыка «High Wire — The Aerolist» и «I Loves You Porgy» в целом вписывается в несколько ленивую канву первого диска, но вокальное сопровождение Чака Хан весьма оживляет её.
В целом, взаимодействие обоих солистов мне напомнило о другом двойном предраспадном альбоме Return To Forever — «Live» 1977 г. Некогда единый в своем джаз-роковом порыве коллектив стал распадаться на одиночные, виртуозные, весьма затянутые сольные номера в духе традиционного джаза. И вот спустя почти 35 лет музыканты вовсе не собираются реанимировать электрический фьюжн, а лишь в некоторых местах дразнят слушателя приемами из 70-х. Формула круговорота жизни в фильме Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» полностью применима и к смене творческих увлечений этих музыкантов.