Трубач Крис Ботти: «Я беспредельно счастлив»

0
Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: Владимир Коробицын
GD

22 апреля в Москве выступал один из самых популярных трубачей мира — Крис Ботти. Выдающийся джазовый импресарио Джордж Уэйн, основатель легендарного Ньюпортского фестиваля, так отзывался об этом поп-джазовом трубаче в интервью бумажному журналу «Джаз.Ру» (№6/7, 2010): «Да, я пригласил на свой фестиваль Криса Ботти, но, хотя ему удалось продвинуться в коммерческом плане, он — прекрасный джазовый музыкант, и я рад видеть его в программе фестиваля».
Перед выступлением Ботти в Москве у него взял интервью обозреватель журнала «Джаз.Ру» Григорий Дурново:

Крис Ботти (фото: Владимир Коробицын)
Крис Ботти (фото: Владимир Коробицын)

На ваших последних альбомах совсем немного композиций, написанных вами. Не собираетесь ли вы в будущем написать и записать побольше собственного материала?

— Конечно, но я люблю играть и стандарты. Кроме того, мне нравится работать с прекрасными авторами и аражировщиками.

Вам не хотелось бы записать альбом, полностью состоящий из традиционного бопа для квартета или квинтета?

— Нет, таких планов у меня нет. Этот стиль меня не трогает и никогда не казался мне искренним. Я всегда любил чуть более расслабленную музыку. Например, Майлса Дэйвиса 1960-х. Мне нравится, когда гармонии не так быстро меняются и когда ты не чувствуешь себя зажатым в рамки.

Какие у вас ближайшие планы?

— Продолжать турне по всему миру, после чего начать работу над следующим студийным альбомом.

Крис Ботти и пианист Билли Чайлдс (фото: Владимир Коробицын)
Крис Ботти и пианист Билли Чайлдс (фото: Владимир Коробицын)

Какой опыт вы приобрели в результате столь обильной сессионной работы в 1990-х, преимущественно в области поп-музыки? Верно ли, что это был не только заработок, но и источник вдохновения?

— Жизнь в Нью-Йорке была удивительным опытом. Здесь можно познакомиться с очень многими, установить контакты, а когда играешь на чьих-то записях, тебя начинают замечать. Я был готов играть все, что бы от меня ни потребовалось. Вот как меня нашёл Пол Саймон. Он всегда приглашал на запись музыкантов из среды сессионщиков.
А кроме того, в Нью-Йорке я знакомился с невероятно талантливыми людьми, делающими поп-музыку. Некоторые разновидности поп-музыки оказали на меня сильное воздействие, мне стало интересно не только участвовать в записи, но и думать над тем, как создать значительное музыкальное высказывание и передать его с помощью записи.

Вы вели радиошоу «Chill with Chris Botti», где пускали в эфир треки не только smooth jazz и cool jazz, но еще Моби и Enigma. Повлияло ли это каким-то образом на ваш стиль?

— Мне нравилось вести это шоу, но влияние на меня оказали прежде всего Майлс Дэйвис и другие замечательные трубачи: Фрэдди Хаббард, Клиффорд Браун, Чет Бейкер, Уинтон Марсалис и так далее, а также выдающиеся певцы, например, Фрэнк Синатра, и более современные исполнители — Стинг, Питер Гэбриел, Джони Митчелл, Пол Саймон и другие.

ДАЛЕЕ: Крис Ботти о работе со Стингом, об участии в разных побочных проектах, о своём стиле и о счастье

Распространено представление, что в результате работы со Стингом вы существенно сменили направление своего музыкального развития. Вы сами по-прежнему так считаете? Могли бы вы определить это изменение?

— Я, разумеется, в большой степени обязан Стингу своей карьерой, поскольку он давал мне длинные отпуска между своими турами. Самое важное, чему я у него научился, это испытывать страсть к рутине: к тому, чтобы вставать, играть упражнения, заниматься йогой, гастролировать с ансамблем. Свою собственную карьеру я моделировал во многом основываясь на том, чему я научился, работая со Стингом те два или три года во время турне «Brand New Day». Когда я играл в его группе, он очень много работал со мной над моими соло и поспособствовал развитию моей карьеры, которое привело к большому успеху. И главную роль здесь сыграл его собственный порыв и то, что мне выпала возможность выступать со своей программой по всему миру в качестве разогрева перед его шоу. Он всегда необыкновенно поддерживал меня и был лучшим моим другом. Он мне как старший брат, честно.

Крис Ботти и вокалистка Лайса Фишер играют для партера Дома Музыки
Крис Ботти и вокалистка Лайса Фишер играют для партера Дома Музыки

Вы записали обработки двух песен Леонарда Коэна. Его творчество сильно на вас повлияло?

— Я считаю Леонарда Коэна одним из величайших сочинителей песен всех времен.

Насколько можно судить, участие в проекте Bruford Levin Upper Extremites было необычным поворотом в вашей карьере. Что этот опыт принес вам?

— Билл (Бруфорд — Г.Д.), Тони (Левин — Г.Д.) и Дэвид (Торн— Г.Д.) — отличные ребята, мы с удовольствием вместе работали.

Группа Криса Ботти: кликните, чтобы увидеть фотографию в большем размере (фото: Владимир Коробицын)
Группа Криса Ботти: кликните, чтобы увидеть фотографию в большем размере (фото: Владимир Коробицын)

На вашем диске «Italia» есть трек с записью голоса Дина Мартина. Почему вы решили её использовать? Не планируете ли вы сделать что-либо подобное в будущем?

— Пока таких планов нет, но для «Italia» эта идея показалась нам очень удачной. Дин Мартин — один из лучших итало-американских певцов, и эта его партия была записана в той же студии, в которой я записывал «Italia».

Вы считаете себя джазовым музыкантом или поп-артистом, или и тем, и другим?

— Мне повезло стать успешным музыкантом-инструменталистом, работающим на стыке жанров. И хотя моя музыка глубоко связана с традицией, заложенной Майлсом Дэйвисом, она приобрела огромную популярность по всему миру. А ярлыки — «джаз», «рок», «smooth jazz» и прочее — меня не интересуют. Единственное, что для меня важно, это растёт ли моя аудитория и хорошо ли моим поклонникам на моих концертах. Пока и то, и другое соответствует действительности, я беспредельно счастлив.

Крис Ботти, басист Карлитос Дель Пуэрто, гитарист Марк Уитфилд
Крис Ботти, басист Карлитос Дель Пуэрто, гитарист Марк Уитфилд
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя