Григорий Дурново, обозреватель «Джаз.Ру» Фото: Владимир Коробицын |
22 апреля в Москве выступал один из самых популярных трубачей мира — Крис Ботти. Выдающийся джазовый импресарио Джордж Уэйн, основатель легендарного Ньюпортского фестиваля, так отзывался об этом поп-джазовом трубаче в интервью бумажному журналу «Джаз.Ру» (№6/7, 2010): «Да, я пригласил на свой фестиваль Криса Ботти, но, хотя ему удалось продвинуться в коммерческом плане, он — прекрасный джазовый музыкант, и я рад видеть его в программе фестиваля».
Перед выступлением Ботти в Москве у него взял интервью обозреватель журнала «Джаз.Ру» Григорий Дурново:
На ваших последних альбомах совсем немного композиций, написанных вами. Не собираетесь ли вы в будущем написать и записать побольше собственного материала?
— Конечно, но я люблю играть и стандарты. Кроме того, мне нравится работать с прекрасными авторами и аражировщиками.
Вам не хотелось бы записать альбом, полностью состоящий из традиционного бопа для квартета или квинтета?
— Нет, таких планов у меня нет. Этот стиль меня не трогает и никогда не казался мне искренним. Я всегда любил чуть более расслабленную музыку. Например, Майлса Дэйвиса 1960-х. Мне нравится, когда гармонии не так быстро меняются и когда ты не чувствуешь себя зажатым в рамки.
Какие у вас ближайшие планы?
— Продолжать турне по всему миру, после чего начать работу над следующим студийным альбомом.
Какой опыт вы приобрели в результате столь обильной сессионной работы в 1990-х, преимущественно в области поп-музыки? Верно ли, что это был не только заработок, но и источник вдохновения?
— Жизнь в Нью-Йорке была удивительным опытом. Здесь можно познакомиться с очень многими, установить контакты, а когда играешь на чьих-то записях, тебя начинают замечать. Я был готов играть все, что бы от меня ни потребовалось. Вот как меня нашёл Пол Саймон. Он всегда приглашал на запись музыкантов из среды сессионщиков.
А кроме того, в Нью-Йорке я знакомился с невероятно талантливыми людьми, делающими поп-музыку. Некоторые разновидности поп-музыки оказали на меня сильное воздействие, мне стало интересно не только участвовать в записи, но и думать над тем, как создать значительное музыкальное высказывание и передать его с помощью записи.
Вы вели радиошоу «Chill with Chris Botti», где пускали в эфир треки не только smooth jazz и cool jazz, но еще Моби и Enigma. Повлияло ли это каким-то образом на ваш стиль?
— Мне нравилось вести это шоу, но влияние на меня оказали прежде всего Майлс Дэйвис и другие замечательные трубачи: Фрэдди Хаббард, Клиффорд Браун, Чет Бейкер, Уинтон Марсалис и так далее, а также выдающиеся певцы, например, Фрэнк Синатра, и более современные исполнители — Стинг, Питер Гэбриел, Джони Митчелл, Пол Саймон и другие.
ДАЛЕЕ: Крис Ботти о работе со Стингом, об участии в разных побочных проектах, о своём стиле и о счастье
Распространено представление, что в результате работы со Стингом вы существенно сменили направление своего музыкального развития. Вы сами по-прежнему так считаете? Могли бы вы определить это изменение?
— Я, разумеется, в большой степени обязан Стингу своей карьерой, поскольку он давал мне длинные отпуска между своими турами. Самое важное, чему я у него научился, это испытывать страсть к рутине: к тому, чтобы вставать, играть упражнения, заниматься йогой, гастролировать с ансамблем. Свою собственную карьеру я моделировал во многом основываясь на том, чему я научился, работая со Стингом те два или три года во время турне «Brand New Day». Когда я играл в его группе, он очень много работал со мной над моими соло и поспособствовал развитию моей карьеры, которое привело к большому успеху. И главную роль здесь сыграл его собственный порыв и то, что мне выпала возможность выступать со своей программой по всему миру в качестве разогрева перед его шоу. Он всегда необыкновенно поддерживал меня и был лучшим моим другом. Он мне как старший брат, честно.
Вы записали обработки двух песен Леонарда Коэна. Его творчество сильно на вас повлияло?
— Я считаю Леонарда Коэна одним из величайших сочинителей песен всех времен.
Насколько можно судить, участие в проекте Bruford Levin Upper Extremites было необычным поворотом в вашей карьере. Что этот опыт принес вам?
— Билл (Бруфорд — Г.Д.), Тони (Левин — Г.Д.) и Дэвид (Торн— Г.Д.) — отличные ребята, мы с удовольствием вместе работали.
На вашем диске «Italia» есть трек с записью голоса Дина Мартина. Почему вы решили её использовать? Не планируете ли вы сделать что-либо подобное в будущем?
— Пока таких планов нет, но для «Italia» эта идея показалась нам очень удачной. Дин Мартин — один из лучших итало-американских певцов, и эта его партия была записана в той же студии, в которой я записывал «Italia».
Вы считаете себя джазовым музыкантом или поп-артистом, или и тем, и другим?
— Мне повезло стать успешным музыкантом-инструменталистом, работающим на стыке жанров. И хотя моя музыка глубоко связана с традицией, заложенной Майлсом Дэйвисом, она приобрела огромную популярность по всему миру. А ярлыки — «джаз», «рок», «smooth jazz» и прочее — меня не интересуют. Единственное, что для меня важно, это растёт ли моя аудитория и хорошо ли моим поклонникам на моих концертах. Пока и то, и другое соответствует действительности, я беспредельно счастлив.