Алиса Сабирова, Уфа Фото: Евгений Вайднер |
Завершился ежегодный XVI Международный джазовый фестиваль «Розовая пантера», проходивший в Уфе с 14 по 17 апреля на сцене Башкирской государственной филармонии. В этом году художественным руководителем фестиваля был советник Президента Республики Башкортостан по культуре, саксофонист Олег Киреев. В целом можно поздравить всех участников фестиваля и, разумеется, публику с тем, что «Розовая пантера» состоялась, и вполне удачно. Не знаю, было ли задумано так устроителями феста, но получилась интересная динамика: день открытия был, как и положено, довольно ярким, а последующие концерты выстроились, образуя своеобразное crescendo к блестящему финалу с участием тех джазовых музыкантов, которые стали для уфимских почитателей джаза почти легендарными — из ансамблей «Дустар» и «Орлан».
Но обо всём по порядку. В первый день фестиваля зрители встретились с одной из важнейших фигур в истории российского джаза, народным артистом России, композитором и бэндлидером Анатолием Кроллом (Москва), выступившим в качестве дирижёра эстрадно-джазового оркестра Башкирской филармонии. Программа этого концертного выступления была, по словам Кролла, сложной и состояла из трёх разных по стилистике частей: одна посвящена мэйнстриму, вторая — новым страницам в истории биг-бэндового джаза, третья — влиянию латиноамериканской музыки в джазе.
Говорит художественный руководитель эстрадно-джазового оркестра, выпускник Кёльнской консерватории, саксофонист, композитор и аранжировщик Олег Касимов:
— Мы уже в четвёртый раз играем с Кроллом, и моё желание — чтобы такое творческое сотрудничество продолжалось, поскольку это очень стимулирует оркестр. Безусловно, приятно, что Анатолий Ошерович, выступающий со многими подобными оркестрами по всей России, ответственно и трепетно относится к работе. При этом ему абсолютно неважно, какой именно коллектив перед ним. Мэтр проводил насыщенные и долгие репетиции на протяжении пяти дней, а саму программу мы готовили две недели. Это стало большой нагрузкой для музыкантов, но результат того стоил.
В этот день свою новую программу, созданную специально для фестиваля, представил и джаз-квартет «Четыре плюс» Олега Касимова. Авторские композиции хотя и были стилистически схожи с некоторыми джазовыми «evergreens», но очень порадовали собственными интересными идеями по музыкальному языку: особенно свежо прозвучали сольные импровизации пианиста Руслана Воротникова.
Во второй день публике представили биг-бэнд Уфимского училища искусств под управлением Андрея Чепурина и джаз-квартет «Уфа» с авторской программой «Апрель».
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, фото, сенсационное воссоединение на уфимской сцене!
На третий день фестиваля спокойный, вдумчивый и свингующий джаз исполнили музыканты трио пианиста Евгения Гречищева (Москва): мягкий, ненавязчиво-интеллигентный neo-cool, прозвучавший в концерте, возможно, и не вызвал у публики бурного ликования (ну не привыкли у нас к интеллигентному джазу!), но настроил на лирически спокойное состояние, хотя, бесспорно, у музыкантов трио были и изысканные кульминации, и вполне ощутимый драйв. Позже к музыкантам присоединился Шон Джонс (Sean Jones) — один из самых востребованных трубачей Нью-Йорка, приглашённый в качестве солиста Уинтоном Марсалисом в знаменитый Jazz at Lincoln Center Orchestra. «Жирный» звук трубы Шона, особое ощущение ритма придали новое измерение звучанию ансамбля.
Самым насыщенным стал заключительный день фестиваля: днём филармония предложила концерт для всей семьи, где выступили участники проекта «Остров джаз», обладатели Гран-при конкурса молодых исполнителей джазовой музыки «Огни Уфы» в 2010 году группа Happy People и — впервые перед уфимцами — лауреат I премии конкурса молодых исполнителей джазовой музыки «Огни Уфы» 2010 года Квартет саксофонов (руководитель Алексей Изергин). Оба коллектива — студенты Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова. Сама идея подобного концерта — очень хорошая, доказательством чему был полный зал, с большим количеством детей среди публики, которая тепло встречала музыкантов. Перспективный квартет саксофонов, очень удачный, можно сказать — изысканный состав. Азат Гайфуллин, игравший и солировавший и в эстрадно-джазовом оркестре филармонии, и в группе Happy People, и в квартете саксофонов — настоящий самородок, совсем юный, но уже демонстрирует — и как лидер, и в составах — высокий уровень владения инструментом (кстати, это мнение всех руководителей, так или иначе работавших с этим студентом-первокурсником!). Сожаление вызвало только то, что играли составы в органном зале филармонии, акустически не приспособленном к подобной динамике звучания.
Вечером любителей джаза ожидал поистине эпохальный концерт — легендарные для многих уфимцев ансамбль «Дустар» и этно-джаз ансамбль «Орлан», вновь оказавшиеся на одной сцене после долгого перерыва. По-разному складывалась творческая судьба каждого из музыкантов на протяжении почти двух десятилетий, но специально для этого концерта из Таиланда на родину прибыли «орлановский» трубач Рустем Галиуллин, «дустаровский» скрипач и басист Александр Сергиенко и саксофонист Марат Юлдыбаев, основатель и руководитель «Дустара». Вместе ними на сцену вышел и участник ансамбля барабанщик Евгений Чистяков.
«Орлан» выступил практически в полном составе под руководством Олега Киреева (Рустем Галиуллин, Рустем Каримов — ударные, Олег Янгуров — бас-гитара, Руслан Капитонов — перкуссия, Руслан Янбаев — клавишные), и показал самый настоящий этно-джаз с весьма свободной, поистине джазовой трактовкой фольклора, чем вызвал у публики настоящий восторг. Музыканты «Дустара» (вместе с Олегом Янгуровым и пианистом Игорем Атапиным) сыграли в варианте мэйнстрима, вобравшем в себя чуть ли не всю историю джаза в стилевом отношении, собственные авторские композиции («Шарлотка», «Танец пчёл» и другие на фольклорные темы), которые прозвучали очень органично, и даже лучше, по признанию самого Марата, чем на репетициях (поверим: я слышала!).
Осталось смешанное, слегка противоречивое чувство: тепло и радостно оттого, что этот праздник — фестиваль «Розовая пантера» — был, и одновременно немного грустно оттого, что он кончился. И хотя организаторы фестиваля и назвали заключительный концерт «Назад в прошлое», всё же хочется, чтоб это было «назад в будущее», и наряду с новыми открытиями — молодыми джазовыми музыкантами, уже давно известные нам те самые легендарные башкирские джазмены почаще появлялись бы на уфимской сцене.
Ещё одной интересной находкой, а возможно — и будущей традицией фестиваля, стала разместившаяся в фойе филармонии фотовыставка «Джазовые портреты» члена Союза фотохудожников России Евгения Вайднера и джаз-инсталляция «Розовая пантера» члена Союза художников России Наиля Байбурина.
A gde je Huppy People?