Каныкей Манасова, Бишкек |
В Бишкеке, столице Киргизии, в Национальном академическом театре оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева прошел VI Международный фестиваль «Джаз_Бишкек_Весна». В концертах, организованных общественным фондом «Центральная Азия Арт Менеджмент», приняли участие музыканты из восьми стран — Австрии, Германии, Турции, США, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.
Уже не первый год коллективы из центральноазиатских республик состязаются в конкурсе в рамках фестиваля. «Весна Ала-Тоо» — тема нынешнего этно-джаз-конкурса, на котором музыканты должны были представить кыргызские композиции в джазовом переложении. Забегая вперед, отмечу, что все участники блестяще справились с заданием. А ведущим всех трёх вечеров был известный критик и автор множества книг о джазе, музыковед из Санкт-Петербурга Владимир Фейертаг.
Музыка свободных людей
Самое яркое и экспрессивное выступление состоялось в третий, завершающий вечер. Как-то Владимир Фейертаг заметил, что «джаз — это музыка одних свободных людей для других таких же». Американская команда из Нового Орлеана Shamarr Allen & Underdawgs своим выступлением произвела настоящий фурор и окончательно раскрепостила утомившуюся, казалось бы, публику. Такого джаза Бишкек, пожалуй, не видел и не слышал. Эти фантастические музыканты доказали, что так джаз могут играть только американцы, ибо эта музыка является плодом их сугубо индивидуального видения и уникальной чувственности.
Лидер фанк-группы Шамарр Аллен — настоящий генератор энергии, радости и счастья, которыми он с удовольствием делился с людьми. Этот виртуозный музыкант помогает людям забыть о переживаниях и убежать от рутины, отдаваясь в объятия музыки.
Американские виртуозы сыграли известнейшие темы джаза и… гранджа: от Луи Армстронга до «Нирваны», доказав тем самым, что им подвластна любая музыка, стоит только захотеть. Изюминкой шоу нью-орлеанцев стало участие в их выступлении юной комузистки (исполнительницы на национальном инструменте комуз. — Ред.) Бегаим. Аудитория покидала зал совершенно ошеломленной и счастливой…
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа
День первый
Зал заполнен примерно наполовину. Вероятно, сказалось резкое повышение цен на билеты. Однако это никак не повлияло на концерт, участники которого выложились на все сто. Открыл фестиваль биг-бэнд Министерства обороны Киргизии. Оказалось, что коллектив создан ещё в 1991 году, а мы услышали его только сейчас! Под руководством выпускника Московской консерватории Эмиля Изакова музыканты бодро и с военной тщательностью исполнили эстрадно-джазовое произведение, показав отличную подготовку. Пара вальсирующих под чистый и высокий голос вокалистки Айдай завершила выступление.
«Это очень престижно, когда джаз играют в оперном театре, — отметил, продолжая вечер, Владимир Фейертаг. — Но вы сидите далеко, нас разделяет оркестровая яма. А джазовый музыкант обязательно должен увидеть лицо слушателя».
Таджикская группа «Авесто», не первый год участвующая в Бишкекском фестивале, представила спокойные композиции — синтез фьюжн, этно-джаза и таджикской народной музыки. Одну из пяти композиций музыканты сыграли как конкурсную — «Издейм сени» кыргызского композитора-песенника Рыспая Абдыкадырова. Восхитительно-чутко, выразительно и нежно исполненная солисткой Тахминой Рамазановой известная песня приобрела новый оттенок — музыканты искусно вплели в композицию капельку мелодии из «Summertime» Гершвина. Получилось великолепно.
Второе отделение открыла киргизская группа «Аура». Более десяти лет эти талантливые мастера играют фьюжн и фолк-джаз просто, умно; их опыта хватило бы на десяток новых составов. Удался эксперимент, в котором музыканты совместили зычный и ритмичный речитатив рэпера-манасчи Тата Улана, скретч-сопровождение диджея и этно-джазовые элементы. Тут вам и непростой рифф, и крепкий драйв, и медитация. А в конкурсной композиции «В горах Ала-Тоо» воздух наполнился пением птиц, журчанием ручьев, пасторальными наигрышами темир-комуза и звонким горным эхом.
Завершала первый фестивальный день группа Falb Fiction из Австрии. Во главе группы стоит саксофонистка Виола Фальб. Коллектива, играющий современный европейский джаз, к сожалению, не нашёл понимания у бишкекской публики.
День второй
В этот вечер зрителей встретил джазовый оркестр Викрама Рузахунова из Кыргызстана — коллектив, растущий с каждым годом не только в численности своего состава, но и в мастерстве. Музыканты блестяще сыграли несколько композиций, показав при этом сильную привязанность к джаз-року и фьюжн. От «Take Five» Дэйва Брубека сладко защемило сердце. Любимая классика! Органично вплелись в исполняемую музыку три скрипки, которые частенько солировали, давая при этом слово и другим инструментам. Представленная на конкурс кыргызская песня «Комузчу» вызвала бурные аплодисменты зала.
Германо-французское трио Das Kapitalпродемонстрировало настоящий европейский джаз. Стиль европейцев оказался труден для нашего восприятия, и далеко не каждый смог оценить их по достоинству. Но бишкекская публика, думается, смогла раскусить талант музыкантов. Коллектив, состоящий «на две трети из немцев и на одну — из французов», как выразился Владимир Фейертаг, показал свой интерес к экспериментам с различными звучаниями. Но главной звездой трио для бишкекской публики оказался барабанщик Эдвард Пэрро. Кроме блестящей техники, этот музыкант обладает харизмой и сугубо «барабанным» чувством юмора. Без его «фокусов», возможно, выступление группы могло бы показаться бишкекской публике скучным.
Молодые джазмены из Узбекистана — группа «Евразия» — с триумфом дебютировали на джаз-фестивале, сенсационно выиграв Гран-при. Они прекрасно выразили глубину и чувственность узбекской музыки в симбиозе с традиционным джазом. Несмотря на свою молодость, музыканты показали знание своего дела, высокое мастерство владения инструментами, широту музыкального мышления. Фронтмен группы, саксофонист Саидмурат Муратов, зарядил энергетикой аудиторию. Молодой клавишник Санжар Нафиков был приятен не только слуху, но и глазу. Что ж поделать, если он фактически танцевал на своих соло? Перкуссионист Алибек Кабдурахманов вызвал, пожалуй, наибольший восторг зрителей. Его соло были вне конкуренции. Другие члены ритм-секции, бас-гитарист Гайрат Нурматов и ударник Джавохир Орипов, являются сердцем группы. Ну и, наконец, хотелось бы отметить другого великолепного музыканта. Это Фарход Мирзаев, игравший на щипково-смычковом инструменте сато. Его тёплое обволакивающее медитативное звучание подарило зрителям настоящее наслаждение. В качестве конкурсной музыканты сыграли свою версию популярной народной песни «Сары ой» — удивительное сочетание кыргызской, узбекской и джазовой музыки, вызвав гром аплодисментов.
Впервые в бишкекском джаз-фестивале принимала участие представительница Турции — певица с необычным голосом Юлдыз Ибрахимова. Вот где особенно ярко проявилась та свобода, которая свойственна вообще джазу — своим идеальным вокалом с диапазоном в четыре октавы она проделывала невероятные вещи. Она пела не только джаз, но и классические оперные арии, свободно при этом импровизируя. Как результат — взбудораженный к концу сета зал и её обещание «записать с ним совместный альбом». З
День третий
Заключительный день фестиваля открыл знакомый кыргызстанцам карагандинский биг-бэнд под управлением Игоря Андрейченко. В 2009 году они уже увезли с собой Гран-при, оставив после себя приятное послевкусие. Не разочаровали они и в этот раз: карнавальное веселье зажигательных латиноамериканских мелодий, утонченный оркестровый джаз Гордона Гудвина, плавная босса-нова Антонио Карлоса Жобима, свинг — все радовало слух, и чуткая публика отвечала аплодисментами. На конкурс биг-бэнд представил кыргызскую народную песню «Беш-ыргай» в собственном прочтении.
Наступил момент, когда аудитория, затаив дыхание, приготовилась услышать имена победителей. Третье место присудили двум коллективам — карагандинскому биг-бэнду под управлением Игоря Андрейченко и кыргызстанской группе «Аура», второе — оркестру Викрама Рузахунова, первое — таджикской команде «Авесто». Гран-при фестиваля заслуженно получил ташкентский коллектив «Евразия».
Фестиваль закончился, а любители лучшей музыки на свете ждут продолжения. Каким оно будет, неизвестно. Ведь джаз, как сказал ведущий, — это всегда интрига.
Если я правильно понял автора то в утомленном революцией Бишкеке хорошо идёт либо развлекательная музыка вроде фанка,либо «старый добрый джаз,от которого щемит сердце»,либо знакомые азиатские народные мелодии —так?Потому что похоже,два самых интересных ансамбля —европейские —понимания у киргизской публики не нашли.Понятно,конечно —многолетняя культурная изоляция,даже как-то жалко публику.
С другой стороны, этно-джазовые коллективы среднеазиатских республик российскому слушателю также не знакомы, а ведь в их музыке наверняка много интересного.
PS: трио Das Kapital, насколько можно судить по записям на YouTube, очень впечатляет.
Верю что они все такие гениальные и выдающиеся,как их описывает журналистка.Бигбенд из Караганды великий и выдающийся,а Das Kapital который под стоячие овации играет на европейких фестивалях —понимания,значит,не нашел.Не выдающийся,значит.
Журналистка, если Вы заметили, совсем даже не принижает достоинства европейских групп. Просто дело действительно в особенностях восприятия публики, в её национальных и культурных корнях. Индийцы, например, не воспринимают музыку венских классиков, потому что в ней нет шрути (четвертитоновых мелизмов), но от этого Моцарт и Гайдн не становятся менее великими. То же самое и здесь — никакой трагедии нет в том, что бишкекская аудитория не восприняла Das Kapital, зато от чего-то другого порадовалась. Каждому своё.
А я вот что скажу. 0% понимания настоящего джаза, а всякии синтез , более приемлем для не подготовленнои публики.
И еще…. сеичас народ среднеи азии очень далек от классики, в любом ее проявлении. Все поверхностное и веселое, лижбы , не грузило. Потому что грузить то нечего.
Саша, вы бредите. Простите за резкость.
Кто вам вбил в голову чепуху, что «всякии синтез , более приемлем для не подготовленнои публики»?! И еще: не живя в Азии, думаю, у вас нет никаких оснований утвеждать «сеичас народ среднеи азии очень далек от классики, в любом ее проявлении. Все поверхностное и веселое, лижбы , не грузило. Потому что грузить то нечего».
Саша, вы точно бредите…. больше нечего добавить.