Юрий Льноградский |
«Джаз.Ру» представляет небольшие рецензии («микровпечатления») на альбомы иностранных джазовых музыкантов, вышедшие в последние месяцы. Редакция готова принимать как пресс-релизы о выходе новых альбомов, так и сами альбомы на рецензию от любых российских и зарубежных издателей.
Mark Egan— «Truth Be Told»
Wavetone, 2010
Басиста Марка Игана вряд ли можно причислить к высшему джазовому эшелону, но и статистом на современной сцене его не назовёшь. Это маленькая, но имеющая собственное имя звёздочка, которая то выпускает интересные, но не особенно взлетающие в чартах альбомы, то идёт под крыло к более удачливому лидеру и достигает там настоящих высот (как, например, в группе Пэта Мэтини в конце 1970-х). На «Truth To Be Told», где Игану помогают товарищи калибром, наверное, всё же повыше его самого (барабанщик Винни Колайюта, саксофонист Билл Эванс и т.п.), ему удаётся взять весьма недурную высоту, упаковав узнаваемую манеру этих известных музыкантов в рамки, определяемые им самостоятельно — и потому позволяющие увидеть их с несколько новой стороны. Например, характерно резкий звук саксофона Эванса не отбирает здесь на себя основное внимание, будучи уведён в общей звуковой картинке с переднего плана в глубину; Колайюта, славный своими «мелочами» на высоких частотах, неожиданно кажется более ровным на фоне самого басиста Игана, не стесняющегося играть басовую партию, скажем так, обильно. Материал же — нечто среднее между прифанкованным джаз-роком и современным фьюжн, с красивой гармонической подложкой и весьма изящного аранжировочного рисунка. Хороший альбом, чего там.
Alain Blesing — «Just On Six»
Petit Label, 2010
Французский гитарист Ален Блесин — фигура в мире далеко не самая авторитетная, но после ряда его работ, прослушанных и вживую, и в записи, от сольной записи на акустической гитаре ожидалось всё-таки что-то более цельное. По факту же — пятнадцать недлинных пьес, названных сообразно длительности («2’51», «2’22» и так далее), не отличающихся друг от друга практически ничем: весьма свободный и неторопливый перебор струн в самых разнообразных сочетаниях, несомненное желание что-то сказать — и, к сожалению, весьма спорные достижения в этой области. Дерек Бэйли, делая нечто подобное, достигал куда большего эффекта, а Блесин, пожалуй, больше заставляет жалеть об упущенных возможностях, чем вслушиваться в материал. Потому что гитарист он великолепный, а звукоизвлечение на «акустике» у него соответствует самым высоким мировым стандартам. Возможно, как раз это и есть повод к тому, чтобы всё же купить пластинку и попробовать понять мысль художника: Ален не из тех, кто штампует диски только ради наличия «мерчендайза» на прилавках во время концертов.
Wojtek Pilichowski — «Fair Of Noise»
Universal, 2010
Польского басиста Войтека Пилиховского в профильном сообществе иначе как без приставки «супер» не именуют, и это одновременно дань уважения и диагноз. «Fair Of Noise» трудно рассматривать просто как музыку, а не как сольную работу басиста-виртуоза, который в каждую отдельно взятую секунду должен напоминать, кто тут именно главный. Даже само вступление, названное незатейливо «Intro», — такое же массивное, пафосное, загромождённое, как и весь альбом. Звук почти везде перенасыщен самым что ни на есть «жиром» звукорежиссуры, барабаны — обязательно громкие, синтезаторы — обязательно вычурные и работающие за весь оркестр, вокал — обязательно нестандартный (хотя использование разговоров с собственными детьми в качестве захода на пьесу уже кем только не применялось), соло на басу — обязательно слэпом, фанк — обязательно на неровный размер, рок — обязательно с виртуозной космической гитарой под классику. Пожалуй, «Fair Of Noise» в плане собственно музыки скорее неудачен, чем удачен — столько в него вбухано всех подряд красок, без разбора и меры — и акварели, и гуаши, и акрила. А вот в чём удачен — так это в создании именно того самого «перекачанного» звучания, от которого искренне балдеешь в шестнадцатилетнем возрасте, когда есть хороший сабвуфер, хорошие высокочастотные динамики и мама с папой на даче. Так что, безусловно, каждому своё, и наверняка для многих эта работа может стать первым шагом на пути к, например, Маркусу Миллеру — а там, глядишь, дело дойдёт и до Майлса Дэйвиса…
Ray Harris — «Ray Harris & The Fusion Experience»
Record Kicks, 2010
Клавишник, вокалист и бэндлидер Рэй Харрис — далеко не лучшее, что случалось с фанком, соулом, латино и фьюжн за последние пару десятилетий, но присмотреться к нему тем не менее стоит. При всей немудрёности и клишированности музыки, в которой только ленивый не найдёт измеряемых десятками аналогий с классиками жанра, Харрис умудряется построить работу своего ансамбля так, что собственно о работе речь не идёт. Можно ли винить уличного мексиканского музыканта за то, что он играет всем известные мелодии узнаваемым тембром на обязательной в этом случае гитаре? Нет, потому что для него это естественно; оцениваешь не качество и не новизну, а именно единение материала и исполнителя. Так же и у Харриса: знакомые африканские ритмы сменяются знакомым латино, знакомые соул-хоры — знакомым поп-вокалом с благородной хрипотцой, знакомая босса-нова — знакомым эйсид-джазом. Но — нисколько не раздражает своей знакомостью. Чего же ещё желать, если речь о стилистике, которая давно доказала своё право на жизнь?
Tohpati Ethnomission — «Save The Planet»
MoonJune, 2010
«Спасите планету» в названии альбома и слово «миссия» в названии коллектива — достаточно серьёзный повод для того, чтобы заранее опасаться содержимого. Слишком уж, чёрт возьми, концептуально. Но по факту — вполне приемлемый инструментал, этническая окраска которого естественна просто потому, что играют его пятеро вполне себе коренных индонезийцев. Вычурная мелодика юго-восточной Азии, однако, ложится на вполне воспринимаемую европейским ухом гармонию; гитара лидера Топати и в особенности бас-гитара Индро Харджодикоро звучат и вовсе вполне по-американски; местная флейта Дики Суварджики знает своё место и работает на качество, а не на колорит. Бог его знает, почему именно таким образом гитарист решил спасать планету (дело, отметим в скобках, само по себе благородное): качественный, небезыинтересный и весьма техничный джаз-рок, приправленный индонезийским колоритом без пересаливания и обильно уснащённый прихотливыми унисонными партиями двух, а порой и трёх инструментов. До world music этой работе весьма далеко, а уж до набившего оскомину «этно-фьюжна» — ещё дальше: в первую очередь потому, что явно не от национального наследия пляшет лидер и композитор. Просто, видимо, никуда ему от этого национального наследия не деться, хотя и хочется играть что-то сравнительно американское. И результат получается, в общем-то, совсем неплохим.
Amy Pieterse — «Who»
MXM Studios, 2010
Первый сольный альбом живущей и работающей преимущественно в Санкт-Петербурге молодой вокалистки Эми Питерс (национальная принадлежность которой слишком сложна, чтобы её описывать) многими её поклонниками ожидался очень давно: достаточно сказать, что её коллективы собирают свою аудиторию уже лет пять как минимум. Диск, сведение которого делалось в Нью-Йорке, собрал практически все хиты группы и потому стилистически крайне разнообразен — от фанка до джазовой баллады, от лирического шансона (в хорошем смысле слова) до чего-то близкого к рэпу, от мягкого рэгги до откровенного танцевального диско. Но, пожалуй, диск остаётся более дополнением к «живой» группе, чем самостоятельным объектом интереса. Отчасти причина этого — сам голос Эми, объективную «невеликость» (то есть ограниченный диапазон) которого с успехом искупают именно концертная энергетика, внешние данные и сценическое поведение вокалистки, но никак не скрывает лишённая визуального ряда аудиозапись. Отчасти — её решение петь на альбоме как по-английски, так и по-русски. Как ни крути, русскоязычная музыка такого толка направляет мысли в сторону клубной атмосферы (со всеми вытекающими) и лишний раз напоминает, что у такого рода проектов есть объективный потолок, а сама двуязычность, из-за которой часть текстов наконец-то понимается слушателем без проблем, заставляет задуматься, так ли это слушателю было нужно. Так что остаётся надеяться, что это действительно только дебютный альбом — Эми Питерс в звукозаписи пока сильно отстаёт от Эми Питерс в живом выступлении, и если эти две ипостаси как-то сбалансировать, то всем будет только лучше.