4 и 5 апреля, Московский международный Дом музыки (Светлановский зал) — легенды джаза, обладатели 22-х премий Grammy Чик Кориа (фортепиано) и Гэри Бёртон (вибрафон): концерт в рамках мирового тура.
Представлять публике этих музыкантов — всё равно, что представлять апостолов самого Господа Бога. С одной стороны — занятие крайне неблагодарное, с другой — великая честь. В эфире Чик Кориа и Гэри Бёртон, дамы и господа.
Уиллис Коновер, ведущий программы Music USA
на радиостанции «Голос Америки» с 1955 по 1996 годы
Обращаться к нему запросто, «учитель», уже давно признак хорошего тона. Вибрафонист Гэри Бёртон — вице-президент знаменитого музыкального колледжа Бёркли, успешный педагог и действующий артист мирового масштаба. Звезда. Легенда. Кумир!
К пианисту Чику Кориа запросто может обращаться разве что сам Гэри Бёртон, и ещё несколько десятков человек из мировой джазовой элиты. Другие просто пасуют перед величиной столь крупной личности, хотя, как говорит сам Кориа, совершенно напрасно. Но он тоже — звезда, легенда и кумир уже нескольких поколений!
В этом году дуэт Чик Кориа и Гэри Бёртон отмечают сразу два юбилея. Во-первых, 70-летний юбилей самого Чика Кориа, к которому и приурочен мировой тур. Во-вторых, 40 лет назад они с Бёртоном впервые вместе вышли на одну сцену. С тех пор каждое их совместное выступление становилось событием в музыкальном мире.
Свою исключительность Бёртон и Кориа проявили ещё в молодости. Оба изучали музыку с детства и к 20 годам были уже серьёзными профессионалами. Бёртон стал заметен в составе квартета саксофониста Стэна Гетца. Журнал «ДаунБит» назвал его тогда лучшим исполнителем, а вскоре и лучшим музыкантом 1966 года. В 1968 году блеснул и Кориа, став одним из лучших пианистов в ансамбле Майлса Дэвиса. Так начались их карьеры, которые вскоре переплелись на первом совместном выступлении 1971 года.
Первый альбом дуэта Чик Кориа — Гэри Бёртон, «Crystal Silence», вышел в самом конце 1972 г. на европейском лейбле, который только еще начинал набирать известность — мюнхенском ECM. Продюсер ECM Манфред Айхер именно в эти годы формировал эстетику своего лейбла, ставшего одним из центров кристаллизации эстетики европейского джаза 70-80-х гг. в целом. Прозрачная, прохладная, наполненная головокружительными и головоломными музыкальными идеями, европейская и по духу, и по букве запись Кориа и Бёртона, в которой практически не было блюза, но которая под завязку была наполнена идеями нового камерного джаза, обогащенного всей мощью европейского классического наследия, стала одним из ключевых моментов формирования этой новой эстетики — даром что пришла вовсе не из Европы, а из Нью-Йорка: это лишний раз доказывает, что разделение джазовых стилей на американские и европейские во многом носит искусственный характер.
ДАЛЕЕ: продолжение истории дуэта, фото, ВИДЕО, заказ билетов!
Впервые Бёртон и Кориа побывали в Москве в июле 1982 г. Американский посол устраивал тогда серию концертов с целью представить советской публике лучше образцы заокеанской культуры. После концерта дуэта в резиденции посла США была ещё встреча с московской джазовой общественностью в Доме композиторов, где американские гости не выступали дуэтом (по политическим причинам их открытое выступление для советской публики было в тот год советско-американской напряжённости невозможно), но участвовали в джеме.
Второй раз московская публика слушала дуэт в том же зале, где они выступят 4-5 апреля — Большом (Светлановском) зале ММДМ — в сентябре 2006 г. В «Полном джазе» (тогда ещё в версии 1.0) наш постоянный автор Дмитрий Булычев писал:
Дуэт пианиста Чика Кориа и вибрафониста Гэри Бёртона в полной мере можно отнести к числу создателей классического джазового репертуара. Во-первых, сам Кориа — это прежде всего автор многих признанных стандартов (назову хотя бы «Fiesta», «Spain», «Armando’s Rhumba», «Crystal Silence», «500 Miles High», «Bud Powell», «Señor Mouse», «No Mystery»). Во-вторых, именно в дуэте с Бёртоном многие из этих стандартов получили свое каноническое воплощение. Поэтому для любителя джаза посещение концерта классического дуэта Чик Кориа — Гэри Бёртон имеет такую же важность, как для метролога — визит в парижскую палату мер и весов.
Из 16 премий Grammy у Кориа и 6 наград Бёртона пять золотых граммофончиков из списка каждого музыканты получили за совместные работы, последний раз — за «The New Crystal Silence», записанный в 2008 году. А вот количество пластинок, которые музыканты записали отдельно друг от друга, они давно перестали считать. Цифра у каждого уже перевалила за сотню.
ВИДЕО: Чик Кориа и Гэри Бёртон играют первую часть композиции «Rhumbata» в Мюнхенской филармонии
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=hCZ-iL19Em4]
Начало концертов: 20:00
Адрес ММДМ (Светлановский зал): Космодамианская набережная, дом 52, строение 8 (метро Павелецкая).
Заказ билетов: 730-1011, 739-5555, а также на сайте www.biletmarket.ru
Подробности на сайте ММДМ