Рецензии: март 2011, часть 2

0
Рецензии
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxgQLax рекламодатель: ип слепнер лев леонидович инн 770901462702
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
Юрий Льноградский IL

«Джаз.Ру» представляет небольшие рецензии («микровпечатления») на альбомы иностранных джазовых музыкантов, вышедшие в последние месяцы. Редакция готова принимать как пресс-релизы о выходе новых альбомов, так и сами альбомы на рецензию от любых российских и зарубежных издателей.
Связаться с редакцией

Joe De Rose & Amici — «Sounds For The Soul»

First Orbit Sounds, 2010

Группа, возглавляемая барабанщиком, играющая нечто опасно близкое к smooth-джазу и исполняющая почти исключительно его авторский материал — чего тут следует опасаться в первую очередь? Безликости. В случае с Джо де Роузом, к счастью, опасения не оправдываются. Гитарист Христо Витчев и пианист Вебер Иаго, которые помогают ему с композицией и аранжировками, уводят музыку из той самой опасной близости к smooth в более ёмкое contemporary, соло Витчева и саксофониста Дэнна Зинна убедительны и осмысленны, сам де Роуз показывает в девяти треках альбома достаточно разнообразную динамику — и, как результат, в первые строки персонального рейтинга эта запись у слушателя встанет вряд ли, но его маленькой аудиофильского счастья не испортит точно и скрасит не один вечер, когда ситуация будет требовать чего-то в меру лёгкого, в меру умного, в меру мэйнстримового и в меру популярного.

Marc Ribot — «Silent Movies»

PI Records, 2010

Идея писать музыку к немому кино (а также арт-хаусу и «несуществующим фильмам») всё больше овладевает умами современных импровизаторов — видимо, в наш мультимедийный век это выглядит по-настоящему современным языком. И хорошо в этом в первую очередь то, что, несмотря на все концепции, эту музыку можно (и нужно) по-прежнему слушать именно как музыку, не пытаясь найти обязательного отображения в конкретном аккорде конкретного движения локтя на экране. Одинокая гитара Марка Рибо (лишь изредка наложенная сама на себя) — совершенно идеальный инструмент для создания тонкой настроенческой музыки, и именно в этом ключе и надо воспринимать альбом. К чёрту озвучку кино задним числом — Билл Фризелл и Гоблин в этой области уже, думается, сказали всё, что нужно, со всех мыслимых ракурсов. А вот личное мастерство и личное настроение Марка Рибо, собственное, авторское, в диапазоне от меланхолического и спотыкающегося «Delancey Waltz» до заковыристо драйвового «Fat Man Blues» — это и есть то, ради чего этот альбом ещё не раз будет взят с полки. И то, что Рибо на сей раз не ушёл в диссонансах и неочевидностях дальше пары осознанных ученических огрехов в звукоизвлечении, добавляет альбому дополнительной прелести и делает его интересным в первую очередь не поклонникам Джона Зорна или Леонида Фёдорова, а тем, кто неровно дышит к сольным работам того же Фризелла и Ральфа Таунера.

Jose James & Jef Neve — «For All We Know»

Verve, 2010

Ни вокалиста Хосе Джеймса, ни пианиста Джефа Неве широко известными не назовёшь. Их автобиографии тоже вряд ли заставят поверить, что именно к ним сегодня надо присматриваться в первую очередь (скорее эти автобиографии чем-то по-доброму позабавят — Джеймс, например, называет своими главными ориентирами Джона Колтрейна и… Марвина Гэя). Впрочем, какие их годы?.. Записанный дуэтом альбом — искренний и старательный экскурс в область самой что ни на есть сентиментальной джазовой баллады, который просто не надо слушать без горящих свечей и истомившейся спутницы. На первый взгляд это собрание стандартов («Lush Life», «Embraceable You», «Body And Soul» и т.п.) — однозначная попытка сделать простой беспроигрышный ход; и на первый же взгляд Неве — пианист ничем не выделяющийся из широких масс других пианистов, а Джеймс — обычный сладкоголосый красавчик, нарочито подпускающий в своё исполнение мягкой гнусавости. Однако после десятка прослушиваний в альбоме обнаруживается-таки настоящая искренность, которая у этих конкретных парней — вот именно такая, пусть неочевидная и в чём-то знакомая, но своя. До Джонни Хартмана или Сэмми Дэйвиса Джеймсу, безусловно, далеко. Но если предположить, что именно с этой работы вы начнёте знакомство с балладными джазовыми альбомами «for lovers», то совсем не факт, что со временем дойдёте до Хартмана и Дэйвиса. Многие и в Хосе Джеймсе найдут достаточно, чтобы получать свой кайф.

Stanton Moore — «Groove Alchemy»

Hudson Music, 2010

Альбом известного барабанщика выпущен сразу в трёх ипостасях — CD, CD c приложением книги-учебника и DVD (распространяемого с автографом). Стэнтон Мур, работая в составе трио (клавишные и гитара), обращается к наследию барабанщиков эпохи зарождения фанка и демонстрирует разные грани этой музыки — порой вполне современные, порой отчётливо старомодные, вплоть до некоторой музыкальной эксцентрики. Альбом несколько прямолинеен и вряд ли станет жемчужиной коллекции, но его пульсирующая энергетика и абсолютная точность и (простите за невольный каламбур) сочность барабанной составляющей делает «Groove Alchemy» достаточно привлекательным..

Phronesis — «Alive»

Edition Records, 2009

Трио, в котором за главного — контрабасист Джаспер Хёйби, наводит на недвусмысленные параллели с трио контрабасиста Авишая Коэна: не упомянуть это сходство нельзя ещё и потому, что на барабанах у Phronesis — «коэновский» барабанщик, Марк Джулиана, и его работа с Хёйби и пианистом Айво Нимом, по большому счёту, весьма мало отличается от того, что он делал с Коэном. Современный джаз, непростая и прихотливая мелодика, асимметричная полиритмия, многоэтажная гармония, выведенный на передний план контрабас (там, где Хёйби стабильно играет шестнадцатыми, представителям старой школы иногда хватило бы просто паузы), постоянно уплывающее в сторону новой академической музыки фортепиано… «Alive», как следует из названия, записан вживую, и, наверное, именно вживую этот состав наиболее хорош, так как не может не быть особой магии в том, что эта многослойная музыка рождается на твоих глазах. А в записи — нет, конечно же, это не клон Авишая Коэна и не клон многих других аналогичных ансамблей, которые тоже не клоны Авишая Коэна, но это и не безусловное откровение. Это просто хорошее фортепианное трио, музыку в котором пишет и тон в котором задаёт контрабасист, и любопытно в этом трио ещё и то, что оно, пожалуй, не так уж близко к стандартам современного британского мэйнстрима, как можно бы было опасаться: есть в нём какой-то здоровый космополитизм, явно не в последнюю очередь обусловленный и Марком Джулианой, и самим Джаспером Хёйби — сегодняшним лондонцем, но датчанином по происхождению.

Kaulakau — «In Fabula»

Discmedi, 2010

Каталонский квартет, в котором традиционные контрабас и ударные соседствуют с шалмеем (старинным предшественником гобоя) и колёсной лирой — уже неплохо. Ударные при этом расцвечиваются регулярным использованием кахона и прочей национальной перкуссии, а шалмей — применением электронного процессора. Словом, «этно-джаз» в полный рост, с тем дополнением, что музыканты всё-таки не играют в сверхпопулярную нынче стилистику, а действительно всерьёз копают свою собственную траншею. «Лирист» Марк Эхэа — вообще заслуживающий отдельного разговора персонаж, умудряющийся чисто технически выжимать из своего инструмента такое, что делает диск интересным даже в отрыве от собственно содержания. В остальном же получившаяся траншея ощутимо проигрывает тому, что удаётся делать каталонцам на живых концертах: ударные Энрико Канады несколько бесцветны, шалмей Жорди Молины временами лишнего режет слух, контрабас Франко Молинари… стоп. Вот с контрабасом как раз всё хорошо, и это хороший повод вернуться к оценке альбома, а не его соответствия концертному исполнению: умный и оригинальный материал, сыгранный большими мастерами своего дела, явно имеющими что сказать и в импровизации, и в демонстрации каталонского музыкального наследия. А концерты — они в России, мягко говоря, не очень часты. Так что диск — как минимум хороший повод услышать что-то новое.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя