Сергей Бондарьков Фото: Мария Савельева |
На следующий день после ДОМашнего концерта Trio X (Джо Макфи — саксофон и труба, Доминик Дюваль — контрабас, Джей Розен — ударные), 20 февраля, контрабасист Доминик Дюваль поднялся на сцену клуба-театра «Мастерская», чтобы выступить с новосибирским пианистом, композитором и импровизатором Романом Столяром. В конце года выйдет их первый совместный альбом, записанный в Штатах. В «Мастерской» же, как пояснила организатор концерта — глава агентства Improve Ольга Дука, Столяр и Дюваль представили то, «что у них получилось». Правда, уместнее было бы сказать «то, что у них получается»: концерт был в значительной степени (если не полностью) импровизирован.
Роман Столяр, при всей присущей ему экспрессии, — музыкант мягкий, с почти невесомыми руками. Иногда, в разреженных местах композиции, он так тонко касается клавиш, что струна рояля едва колеблется, вызывая прозрачный полузвук. Наверное, утончённость и изящество — два ключевых слова для описания игры Столяра. Исследует ли Роман пространства тишины, двигаясь как будто на ощупь (высокие звуки, часто взятые внутри рояля, неуверенно оглядываются в окружении пауз), или запускает пульсирующий водоворот нот в среднем регистре — в его музыке все время слышна какая-то хрупкость. О манере Доминика Дюваля я, чтобы не повторяться, попрошу вас прочитать в тексте про концерт Trio X.
Здесь мы лучше поговорим об особенностях взамиодействия Доминика и Романа. Сравнение моделей коммуникации Дюваля с Макфи и со Столяром, конечно, напрашивается, и я не вижу причин этого избегать.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа
Так вот, с Романом котрабасист играл несколько иначе. И дело тут не столько в том, что инструмент Романа — рояль, а не саксофон (хотя и это, безусловно, важно), сколько в том, что музыканты ещё не так хорошо знакомы друг с другом — сотрудничают они чуть больше года. Если Макфи и Дюваль, играя, скорее со-чувствуют, чем беседуют, то взаимодействие Дюваля со Столяром гораздо больше напоминает разговор. Здесь куда больше тонкой игры в вопрос и ответ, предложения темы и её развития — чего почти нет в Trio X. Интересно, что несмотря на большие акустические возможности фортепиано, Столяр и Дюваль — абсолютно равноправные партнеры в этом дуэте. Контрабас утверждает тугую фигуру, фортепиано отзывается всплесками похожих очертаний. Лёгкими шажками рояль устремляется вверх по лестнитце — по его следам, пропуская сразу по несколько ступенек, взбирается контрабас. Конечно, к этому не сводится «химия», существующая между Дювалем и Столяром. Как и всегда с хорошими музыкантами, всё гораздо сложнее и разнообразнее. Доминик и Роман устраивали совместные ритмические упражнения (несложный басовый рифф с девиациями и простукивание внутренностей рояля с акцентами в нижнем регистре клавиатуры); экспериментировали со стандартной блюзовой формой; в какой-то момент Роман и вовсе сменил фортепиано на цуг-флейту (большой свисток с поршнем и кулисой) и, расхаживая по сцене, сопровождал свою игру какой-то удивлённой глоссолалией.
Своего пика концерт достиг, когда Дюваль взял в руки смычок и, пальцами легко касаясь струн у самого основания грифа, стал играть близко к подставке. В результате его контрабас зазвучал почти как сопрано-саксофон Макфи накануне, когда тот исследовал его скрытые резонансные возможности. Это перевоплощение Столяр неожиданно сопроводил гулким ритмичным перезвоном фортепианно, «заряженного» монетками по 50 копеек (после концерта пианист поделился секретом: десятикопеечные монеты звучат еще лучше) и несложными басовыми фигурами в правой руке (по, видимому, на этих струнах монет не было). Ощутимый привкус гамелана и неочевидное сочетание звуков двух инструментов неожиданно напомнили о некотрых полётах Сан Ра и его космического оркестра. Дело, наверное, в ритуальной ритмичности перкуссионной игры с монетками в исполнении Столяра.
Иногда незапланированная случайность удивительным образом добавляет произведению глубины или удачно акцентирует какой-то его аспект. Если же художник работает с открытой формой, вероятность такого счастливого случая возрастает. В выступлении Столяра и Дюваля таких моментов было несколько. В самом начале концерта ребёнок, которого взял с собой кто-то из слушателей, как бы подражая отсутствующей трубе, пропел несколько нот — и они идеально попали в игру музыкантов. Потом в один из наиболее энергичных моментов выступления у Дюваля «поехал» бас, причем именно так, что звук скользящей по полу резиновой головки шипа и секундная пауза в игре Доминика точно легли в ритмический рисунок. Но самое красивое совпадение произошло во второй половине концерта: Столяр играл неторопливо, прозрачно, в лучших традициях лейбла ECM, когда за дверью слева от сцены кто-то включил воду. Вероятнее всего, кто-то из персонала клуба мыл посуду или был занят ещё каким-то сугубо бытовым процессом, но плеск воды оказался такой уместной краской, так выгодно оттенил игру музыкантов, что было ясное ощущение: вот именно так это место и должно звучать. И спасибо провидению, что посуды у неизвестного за дверью оказалось достаточно для того, чтобы магия этого момента длилась несколько минут. Я почему-то привык считать, что такие совпадения, когда всё сходится одно к одному, когда картина дописывает сама себя, — это признаки того, что в верном месте и в верное время происходит какое-то очень правильное действие. И, кажется, так оно и было.
Поздравляю, Сергей! Фотография Марии Савельевой Романа Столяра очень понравилась!
Ах, как красиво написано! Ну и что, что почти через 3 недели — у меня тоже не сразу получается хорошо написать о том, что делает Роман. А вот о монетках я даже не догадывалась. Хотя, наверное, в феврале на сольном концерте в Камерном зале нашей Новосибирской филармонии они, судя по звуку, тоже были.
А за этот снимок Марии отдельное спасибо! Особенно после того ужаса, что сделал фотограф филармонии для листовок к концерту