Ким Волошин |
Ранним утром 12 марта (в Москве был уже вечер) в своём доме в Нью-Джерси скончался на 83-м году жизни один из самых влиятельных джазовых барабанщиков 1950-60-х гг. — Джо Морелло, известный всему миру по 12 годам работы в легендарном квартете пианиста Дейва Брубека.
Именно Морелло принадлежат лавры новаторства в области использования в джазе необычных, «неквадратных» размеров — пять четвертей, семь четвертей и т.п. И, безусловно, одна из самых известных барабанных «формул» вообще (по крайней мере, до наступления эпохи рок-музыки) — это его чеканная пятичетвертная партия и соло на 5/4 в знаменитой пьесе саксофониста Пола Дезмонда «Take Five».
Морелло родился в Спрингфилде, штат Массачусеттс, 17 июля 1928 г. У него было очень плохое зрение, поэтому с детства он занимался не спортом, как большинство американских детей, а музыкой: он хотел стать скрипачом, но в подростковом возрасте услышал легендарного Яшу Хейфеца и, согласно известному джазовому мифу, решил, что никогда не добьётся такого же звука на скрипке и поэтому лучше станет барабанщиком. Сказано — сделано: молодой Морелло учился у двух выдающихся барабанщиков своего времени, Джорджа Стоуна (автора важнейшего учебника барабанной игры 40-х, «Контроль над палочками для исполнителя на малом барабане») и Билли Глэдстоуна, штатного барабанщика нью-йоркского мюзик-холла «Радио Сити». Кстати, Стоун был так впечатлён способностями своего ученика, что (это уже не миф, а исторический факт) написал новый учебник под воздействием идей Джо и посвятил ему первое издание новой книги, «Акценты и отскоки». Поселившись в Нью-Йорке, Морелло окунулся в богатую джазовую жизнь столицы мирового джаза. Он играл со всеми, от Джея Макшэнна и Стэна Кентона до Мариан Макпартланд и Фила Вудса. Его уже приглашали в оркестры Бенни Гудмана и Томми Дорси, но он отклонил оба приглашения, чтобы в 1955 г. отправиться в тур с мало кому ещё известным пианистом Дейвом Брубеком. Нанимался Джо всего на два месяца, а проработал в квартете Брубека двенадцать с половиной лет, аранжировав для ударных и записав классические номера — «Take Five», «Unsquare Dance», «Blue Rondo a la Turk», «Strange Meadow Lark» и др. Всего он записал в составе этого ансамбля около 60 альбомов.
Покинув Брубека в 1968 г., когда распался «классический» состав квартета, Джо Морелло в основном посвятил себя преподаванию игры на ударных инструментах. Среди его учеников — ряд известных барабанщиков, причём не только в джазе (например, Дэнни Готтлиб), но и в рок-музыке (барабанщик группы Брюса Спрингстина — Макс Уайнберг). Его перу принадлежит ряд учебных пособий; кроме того, он выпустил учебный видеофильм «Естественный подход к технике».
Джо Морелло давал частные уроки у себя дома до последних лет жизни. Известный джазовый критик Пол ДеБаррос, первым сообщивший о его уходе из жизни, вспоминает, как в тот день, когда он брал у легендарного барабанщика интервью, к музыканту домой пришёл молодой барабанщик, ради единственного урока у Морелло прилетевший из Австралии.
ВИДЕО:
Dave Brubeck Quartet, «Take Five», 1961:
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=BwNrmYRiX_o]
Соло Джо Морелло в составе квартета Дейва Брубека с использованием новаторской для тех лет техники игры по барабанам руками без палочек, 1961:
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=tsKq3HD0EFc]
Подбор сольных фрагментов игры Джо Морелло и эпизодов из его учебного видеофильма:
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=AzL7_P1_2qE]
Долгая хорошая жзнь.
Интересно, почему Морелло так (относительно) рано ушёл от Брубека?
Так ведь в 68-м прекратил существование весь квартет Брубека как таковой. Некролог писался по горячим следам, некогда было развивать темы. В версии для бумажного журнала, конечно, будет более подробно.
И потом, разве 12 лет — это мало? Мне кажется, что для джазового ансамбля состав такой продолжительной стабильности — скорее исключение.
Учитывая, сколько лет Брубек играет после 1968 года, то скорее мало чем много. Даже если помнить, что они играли вместе с Морелло целых 12 лет. Но есть же примеры и более продолжительного сотрудничества: например, трио фон Шлиппенбаха, Эванса и Ловенса, которые вот уже 40 лет выступают вместе.
Трио Шлиппенбах-Эванс-Ловенс вместе выступает 40 лет — от случая к случаю, иногда не собираясь годами.
А квартет Брубека был постоянным ансамблем, который гастролировал в среднем что-то порядка 150 дней в году.
Есть разница.