Джаз в зимнем Эйлате: премьера нового фестиваля, кажется, удалась

0

Дуби Ленц, художественный руководитель фестиваля «Зимний джаз на Красном море», — крупный журналист и поклонник World Music. Термин этот, плохо переводящийся на русский язык, объединяет всех, кто не хочет называться попсой, но хочет зарабатывать больше, чем джазмены. Все лучшие музыканты этой компании вышли, конечно, из джаза, после появления в нём направления фьюжн, позволившего использовать не только американскую музыку. Но не желают звёзды «Музыки мира» покидать джаз и совмещают выступления на стадионах с игрой на джазовых фестивалях. Поэтому в программе первого зимнего фестиваля традиционного джаза было немного.

Первый блин вышел огромным комом. Фестиваль открыл секстет барабанщика Дорона Рафаэли, собравший всё плохое, что может быть в выступлении израильского ансамбля. Чудовищное озвучивание зала, неинтересные и длинные композиции, низкий профессиональный уровень всех музыкантов, за исключением клавишника Хода Мошонова. Назавтра, на джем-сешн, Рафаэли играл Колтрейна — точно, ярко и нестандартно. Может, не каждому музыканту дано быть лидером?

Ethan Iverson (The Bad Plus)
Ethan Iverson (The Bad Plus)
Reid Anderson (The Bad Plus)
Reid Anderson (The Bad Plus)

Зато второй номер стал событием. The Bad Plus — скромное фортепианное трио, без всяких электронных «примочек». Но выяснилось, что и в наш коммерческий век осталась, извините за банальность, волшебная сила искусства. Фантастический пианист Итан Айверсон сравним только с академическими музыкантами — и по технике, и по музыкальному мышлению. Потрясающий контрабасист Рид Андерсон — стержень ансамбля, обеспечивающий его музыке незыблемую основу. Барабанщик Дэвид Кинг — настоящий Царь Давид! Признаюсь, подобных не видел, хотя слышал барабанщиков великих — Билли Кобэма и Элвина Джонса. Кинг играет на минимального размера установке сложную музыку, идеально сочетаясь с партнерами. Трио практически не играет «по блюзу», в музыке отсутствует даже намек на американские гармонии и ритмы, от джаза в The Bad Plus — только неукротимая энергия, моментально передающаяся залу. Четырежды (!) музыканты бисировали, в последний раз — когда возбуждённые слушатели стояли!
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, много фото!

David King (The Bad Plus)
David King (The Bad Plus)

Второй фестивальный день начался с единственного чисто джазового концерта. Израильский саксофонист Эли Диджибри учился в Бёркли у выдающегося пианиста Кенни Баррона и мечтал с ним поиграть. В Эйлате мечта сбылась, к радости поклонников джаза. Баррон — пианист старой школы, каких сейчас практически нет. Мягкое, интеллигентное звукоизвлечение, чистейшие пассажи и превосходное чувство ритма. Диджибри блестяще владеет стилями, но тяготеет к лирической, старой музыке и отлично умеет слушать партнёра. В результате — замечательный, самодостаточный дуэт, напоминающий лучшие усечённые ансамбли в истории джаза.

Eli Digibri, Kenny Barron
Eli Digibri, Kenny Barron

Хуан Карлос Кассерас и трио «Танго негро» были примерами худшей стороны «музыки мира». Колоритный аргентинец, живущий в Париже и объявляющий программу прокуренным и пропитым голосом, выдаёт в первых пьесах весь свой скромный арсенал певца и пианиста. Программа, предполагающая показать всю историю танго, показывает практически одно лицо танго: грубое и примитивное. От подобных мы, познакомившись с творчеством Пьяццолы, отвыкли. Партнёры Кассераса — неплохой бандонеонист (возможно, отличный, но мы этого не услышали: в городе нельзя строить дом выше кафедрального собора), хороший басист и превосходный барабанщик. Его я и слушал более часа из полуторачасового концерта.

Egberto Gismonti
Egberto Gismonti

Финал второго дня — свидание с главным гостем фестиваля. Эгберту Жисмонти не вписывается в музыкальные рамки. Сам он утверждает, что музицирует и на рояле, и на гитаре, основываясь на бразильских мелодиях, ритмах и интонациях. Но музыка его давно ушла от фольклорных корней и завоевала собственное место в современной культуре. Гипнотически-волшебное воздействие Жисмонти и его музыки на публику объяснить словами невозможно. Нужно только слушать. И ждать его следующего приезда в Израиль.

Свидетелем третьего фестивального дня я, увы, не был и рассказываю о нём со слов знатока джаза Эдуарда Марковича.

Itamar Erez
Itamar Erez

— Первый, израильский состав, доставил удовольствие. Квинтет гитариста и пианиста Итамара Эреза играл хороший современный фьюжн на достойном всего фестиваля уровне. Выступление «Братства братьев» было лучшим концертом третьего дня. Виртуозы египтяне братья Тавадрос, удист Джозеф и перкуссионист Джеймс, объединились с израильтянами братьями Мохиах, басистом Реем и барабанщиком Томом, и превосходным аккордеонистом Асафом Талмуди. И заиграли абсолютно восточную музыку, но так ярко и мощно и с таким драйвом, что это был настоящий джаз. Завершал фестиваль квартет Трилока Гурту, индийского исполнителя на ударных. Превосходный музыкант, замечательные партнёры — басист, гитарист и скрипач, но после «Братства братьев» музыкальных откровений уже не было…

Trilok Gurtu
Trilok Gurtu

По словам Дуби Ленца, программы «Зимнего джаза на Красном море» спланированы до 2014 года. Кажется, у нас появляется ещё один фестиваль. Может быть, не 100% джазовый, но очень интересный.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя