Челябинск, «Концерт памяти друзей»: дань уважения при аншлаге

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Наталья Риккер,
Челябинск
Фото: Виктор Заболотнев
NR

«Концерт памяти друзей» можно назвать одним из самых значительных событий на челябинской музыкальной сцене. Превосходные эпитеты для этой культурной акции, организованной местным джазовым движением, подкрепляет убедительная статистика: число участников, приближающееся к нескольким десяткам, неизменно полный зал филармонии и стилевое многообразие, охватывающее широкий спектр направлений современной музыки на Южном Урале. Действо, состоявшееся 22 января в зале имени Сергея Прокофьева, этим параметрам соответствовало в полной мере.

Анатолий Кролл, Игорь Бурко
Анатолий Кролл, Игорь Бурко

В два отделения организаторы уместили аж 16 коллективов. Цифра могла быть и большей, но из гуманности к публике оргкомитет вовремя остановил прием заявок от музыкантов. Пристальное внимание к «Концерту памяти друзей» в профессиональной музыкальной среде, несмотря на то, что все в нём принципиально выступают бесплатно, не удивительно. Это повод отдать дань уважения своим учителям и коллегам (а публично это удаётся сделать отнюдь не всегда), а кроме того — и здесь высокий пафос отходит в тень — музыкальный марафон, устраиваемый джазменом Игорем Бурко и его соратниками, даёт прекрасный шанс во всей красе показать «городу и миру» свой коллектив. Полагаю, что именно последним фактором нередко руководствуются молодые группы, в изобилии предлагающие свои выступления. Может, Челябинск — и город с джазовыми, рóковыми и эстрадными традициями, но в музыкальную память поколений я верю слабо. Хотя именно появление свежих лиц в филармонии обновляет сет-лист концерта.

Боб Савин (фото: Алексей Гольянов, 2005)
Боб Савин (фото: Алексей Гольянов, 2005)

Впервые «Концерт памяти джазовых музыкантов» состоялся 14 января 2007 года, в день рождения известного челябинского певца, барабанщика, солиста ансамбля «Уральский диксиленд» Бориса «Боба» Савина, человека, который был лицом не только одного из старейших диксилендов в стране, но лицом челябинского джаза в целом. Именно Борис Петрович неизменно открывал международный джаз-фестиваль «Какой удивительный мир!» гимном «What A Wonderful World». Пел с той же уютной хрипотцой, как у великого Луи, с необыкновенной харизмой и неподдельной верой в джаз. Потеряв своего друга осенью 2006 года (Борис Савин скоропостижно скончался от тяжелой болезни), джазовые музыканты на излёте острого чувства утраты провели концерт. Его лейтмотивом стала символичная случаю пьеса Джона Льюиса «Django». Поминали не только Боба Савина, вспомнили и тех, кому обязаны самим фактом появления джаза в Челябинске: Анатолия Хайкина (в 1932 году он впервые в городе собрал джаз-оркестр), Михаила Папашику, Олега Тергалинского (выдающихся бэндлидеров, аранжировщиков, композиторов и инструменталистов, у которых училось несколько поколений джазменов) и многих других. Важность акции состояла в том, что концерт-посвящение стал, пожалуй, единственной возможностью напомнить о легендарных музыкантах прошлого. Аудио-, кино- или видеозаписей после них практически не осталось. В лучшем случае сохранились немногочисленные партитуры, воспоминания коллег и фотографии. Вот их-то на протяжении всего концерта и показывали на большом экране, размещённом прямо на сцене. В качестве почетного гостя мероприятия пригласили Анатолия Кролла. Его детство и юность прошли в Челябинске, более того, творческое и профессиональное родство с малой родиной Анатолий Ошерович не только признаёт, но и поддерживает по сей день, в числе прочих проектов ежегодно посещая этот концерт.
ДАЛЕЕ: подробный рассказ о концерте, фото, видео

Превратившись в регулярное событие, акция «Памяти джазовых музыкантов» не изменила своей драматургии и первоначального посыла. Однако сменилось её название. Бурко со товарищи «нарастили» более широкий контекст. Отныне афиши гласят: «Концерт памяти друзей». Инициативу джазменов охотно поддержали академические, эстрадные и рок-музыканты. Вероятно, это стилевое многоголосие, четырёх-пяти часовая продолжительность концерта, делающие его столь заметным в череде других музыкальных мероприятий, привлекают ныне широкую слушательскую аудиторию.

Оркестр под управлением Станислава Бережнова
Оркестр под управлением Станислава Бережнова

22 января пьеса «Django», обычно исполняемая симфоджазовым составом как патетический финал, прозвучала лишь фрагментарно, намёком. Возродившийся оркестр под управлением Станислава Бережнова сыграл её как позывные, настроил эмоциональный камертон присутствующих перед обязательной демонстрацией на экране фотографий тех, кого, собственно, поминали. Однако ещё накануне в интервью местной прессе Игорь Бурко подчеркнул, что мемориальный характер акции не станет для музыкантов поводом играть только минорные произведения. «Знаете, как проходили похоронные процессии в Новом Орлеане? — говорил Игорь Владимирович журналистам. — После траурного марша, проводив своего друга, джазмены обязательно играли что-то весёлое и даже пускались в пляс, дабы их незабвенный коллега и на том свете чувствовал себя хорошо».

Стас Бережнов
Стас Бережнов

Вероятно, исходя из такой логики, построил выступление биг-бэнда Стас Бережнов. Начав с джазового переложения «Jingle Bells», оркестр выпустил калейдоскопом скорее эстрадные, а не джазовые песни Фрэнка Синатры, самба-подобные произведения челябинца Игоря Кривопалова-Москвина с поющим и танцующим канадцем кубинского происхождения Джесси Мара, а закончил блюзом Нила Хэфти «Splanky». Столь протяжённый по времени выход на сцену — преимущество исключительно оркестра Бережнова. Для остальных участников концерта хронометраж лимитируется жёстко: не более двух пьес общей длительностью максимум 10 минут. Пропорционально численности коллектива или авторитету патриарха челябинского джаза Бережнова даётся такая «льгота» — точно сказать сложно. Выступление биг-бэнда — непременная составляющая Концерта памяти друзей. Мощь его звучания задаёт событию торжественный пафос. А в союзе с бэндлидером за прошедшие полвека побывали многие, о ком стоило вспомнить. Впрочем, возвращение оркестра в этом году стало ещё и приятным доказательством, что он-таки не распался после странного решения муниципальных властей распустить дотируемый ими коллектив.

Тех, кто уже никогда не блеснёт в свете софитов, поминали в адресных посвящениях, иллюстрируя их соответствующими теме пьесами из своего репертуара. Для квартета «Маэстро Аккордеон» поводом вспомнить любимого педагога, профессора Челябинского Института Музыки им. Чайковского Наталью Ищенко стали наполненные внутренним драматизмом «Heavy Tango» Ришара Гальяно и «Waltz for Django» Антонио Форционе.

Игорь Бурко, Наиль Загидуллин
Игорь Бурко, Наиль Загидуллин

Не решился на эксперимент с репертуаром и «Уральский Диксиленд», который предпочёл «родные» песенные хиты «Moonglow», «All Of Me» и «Puttin` On The Ritz». Однако сыграли их расширенным составом — вместе с Камерным оркестром «Классика» под управлением Адика Абдурахманова и Анатолием Кроллом, солирующим на клавишных. Новые лирические краски — группа струнных, выразительные и при этом лаконичные партии Кролла — безусловно, разительно изменили привычное звучание диксилендовых пьес. Ушёл разухабистый кураж, появилось ощущение воздушности, полётности. Это выступление, разумеется, тоже имело своих адресатов — Бориса Савина, пианиста Аркадия Эскина, тромбониста Валерия Заварина и Георгия Гараняна, который хоть и не играл в составе ансамбля, но был творчески с ним связан, равно как и связан с Челябинском. Один из последних проектов Георгия Арамовича, реализованных здесь, — балет «Синдбад-мореход», созданный им с челябинским хореографом Валерием Кокоревым по мотивам сюиты Римского-Корсакова «Шахерезада». Как венец программы «Диксиленда» прозвучала задушевная мелодия Никиты Богословского «Три года ты мне снилась» (песни времён Великой Отечественной Войны появились в арсенале коллектива сравнительно недавно, в год 65-летнего юбилея Победы). В зале шёпотом шелестели стихи Алексея Фатьянова, и тем мягче были акценты и тоньше полутона. Грустно пел тромбон Наиля Загидуллина. Пел о тех, чьи лучшие соло остались в памяти, а сейчас звучат где-то в горних высях, развлекая небесную компанию.

Валерий Сундарев
Валерий Сундарев

Желание сыграть то, от чего комок подкатит к горлу, вело в тот вечер многих музыкантов. Именно с этим желанием гитарист Валерий Сундарев исполнил пьесу «Message To A Friend». Некогда Пэт Матини посвятил ее своему другу Чарли Хэйдену. Великий контрабасист, слава Богу, жив, но вот настроение грусти в этой пьесе резонировало с чувствами наших музыкантов. Рок-группа Live`R`pool выбрала «Tears in Heaven» почитаемого ими Эрика Клэптона, балладу, которую блюзмен написал, потеряв маленького сына.

Если мы грустим, то грусть эта светлая, — убеждён был каждый в зале. И никого не удивило, что после пронзительной песни Марка Мермана «Возвратные частицы» бард-квартет «Седьмая бригада» спел развесёлую бесшабашную песню-шутку «Аргаяш» на смеси татарского, немецкого и русского. «Жизнь продолжается, и она лучший “наркотик”», — сказал со сцены фронтмен коллектива Олег Степанов. И потому так к месту звучали ирландская моряцкая «What Will We Do With A Drunken Sailor?» и блюз Бобби «Блю» Блэнда «Further up the Road» в версии кантри-ансамбля «Братья Енотовы».

Вадим Красюк, Александр Паклин
Вадим Красюк, Александр Паклин

И потому так сладко было слушать джем на губных гармониках лидера «Енотовых» Вадима Красюка и Александра Паклина, юноши, которого без преувеличения можно назвать открытием местной блюзовой и джазовой сцены. И потому так громко, щедро и искренне зритель дарил артистам свои аплодисменты. На что Анатолий Кролл мудро заметил: «Надеюсь, что их слышат те, ради кого мы сегодня собрались!» И потому Игорь Бурко, благодаря собравшихся, обещал: «Джазовый фестиваль в Челябинске обязательно будет! Не сомневайтесь. Мы ещё встретимся!»

ВИДЕО: «Уральский диксиленд» в 2005 г. с Бобом Савиным на барабанах
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=HXl95AkrqmI]

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя