С 16 марта 1994 по 31 декабря 1997 года в диапазоне средних волн московского вещательного региона, на частотах сначала 1359, затем 1467, 1152 и, наконец, 792 кГц работала независимая радиостанция «РаКурс» — видимо, последняя станция неформатного, некоммерческого музыкального радиовещания 1990-х в Москве, стилистически и идейно наследовавшая самой первой такой станции — радио SNC (1991-1992). Эфир «РаКурса» строился по уникальной концепции: каждый эфирный день (с 16:00 до 01:00, впоследствии с 16:00 до 23:00) был целиком отдан на откуп «ведущему дня». Ведущий — в современных понятиях, одновременно ведущий, режиссёр, продюсер и аудиоинженер эфира — выстраивал сетку эфирного дня самостоятельно, не оглядываясь ни на какие авторитеты, с единственным ограничением: на «РаКурсе» нельзя было ставить в эфир поп-музыку. При этом основой сетки был не музыкальный поток, «ротация», а авторские тематические программы или рубрики. Часть таких программ вели сами ведущие эфира, часть — приглашённые авторы, которых в основном тоже приглашали ведущие (и работали с этими авторами в качестве редакторов). Музыкальный поток, «ротация», присутствовал только в утренних сегментах — с 07:00 до 10:00; затем три часа шёл дневной эфир, состоявший в основном из разговорных программ.
Ведущим эфирного дня субботы (в период 1996-97 — с 16:00 до 23:00) был Константин Волков. Это эфирный псевдоним вашего покорного слуги, Кирилла Мошкова, ныне главного редактора «Джаз.Ру», а в описываемый период — редактора джазовых новостей информационного агентства InterMedia. Постепенно количество джазовых проектов ведущего Волкова превысило возможности субботнего эфира, и одна его авторская программа, «Джем-Клуб», с марта 1996 г. стала выходить в другой эфирный день — в среду с 18:10 до 19:00, в эфире ведущего «Дедушки» Роберта Редникина. Программа представляла собой ток-шоу о джазе. В программу приходили музыканты, организаторы фестивалей, руководители джаз-клубов, коллеги — джазовые критики и журналисты… — и мы с ними разговаривали о джазе, перемежая эти разговоры разными музыкальными фрагментами.
Джем, как известно — импровизационный музыкальный диалог, заранее не подготовленный. Отсюда название программы: мы не готовили диалоги заранее — мы импровизировали. Ведущий не просто задавал вопросы, но не стеснялся и сам что-то рассказывать, высказывать какие-то мнения (пусть не всегда зрелые), сообщать какую-то информацию. Поэтому программа представляла собой не чистое интервью, а именно диалог.
На официальном сайте станции (кстати, «РаКурс» был первой радиостанцией в Москве, обзавёдшейся собственным вебсайтом) о программе было написано следующее:
Дискуссионная программа о джазе и смежных жанрах, где в гости к ведущему приходят люди, на чьих плечах лежит продвижение этой музыки в России — ведущие джазовых радиопрограмм с других станций, критики, руководители клубов и джазовых организаций, музыкальные педагоги, представители фирм грамзаписи. Другая форма существования программы — представление мнений тех, кто по разным причинам не может присутствовать в студии (от прозы Хулио Кортасара и Бориса Виана до журнала Down Beat или музыковедческих монографий отечественных исследователей.) Программа адресована тем, кто всерьез интересуется джазом как артефактом, как видом искусства.
Программа «Джем-Клуб» от 20.03.1996. Один из ранних выпусков «Джем-Клуба» — здесь можно слышать, что название программы устоялось не сразу: ведущий Константин Волков называет её «Джем-сешн», и эфирная «рубашка» здесь ещё не совсем такая, как в более поздних выпусках этой программы. Гость студии — джазовый критик и продюсер Дмитрий Ухов, впоследствии — председатель Московской ассоциации джазовых журналистов. Обсуждается фестиваль «Альтернатива», который проводил в 90-е годы Дмитрий Ухов, а также «альтернатива» массовой культуре — границы жанров, взаимодействие направлений, проблемы некоммерческого искусства — в общем, если отвлечься от конкретики программы «Альтернативы» 1996 года, примерно те же проблемы, которые волнуют многих и сейчас. Звучит много интересной музыки.
Качество записи вполне удовлетворительное. Продолжительность 46:53.
Слушать/скачать:
Программа «Джем-Клуб» от 03.04.1996. Один из ранних выпусков «Джем-Клуба» — здесь можно слышать, что название программы устоялось не сразу: ведущий Константин Волков называет её «Джем-сешн», и эфирная «рубашка» здесь ещё не совсем такая, как в более поздних выпусках этой программы. Гость «Джем-клуба» — радиоведущий Михаил Митропольский, в описываемый период представлявший программу «Соло для джаза» на существовавшей в 90-е годы женской радиостанции «Надежда» и джазовую рубрику на государственном канале «Радио Маяк». Гость и ведущий обсуждают проблему, которую впоследствии продолжали обсуждать публично — на радио, телевидении и в публичных дискуссиях — на протяжении следующих 14 лет: что и как нужно делать для того, чтобы в поле зрения (и слуха) аудитории попадала не только та музыкальная продукция, которую ей активно навязывает шоу-бизнес. Звучит много весьма живой музыки разных направлений.
Качество записи вполне удовлетворительное. Продолжительность 47:10. К сожалению, прощание оборвано на полуслове — не хватило плёнки в кассете.
Слушать/скачать:
Программа «Джем-Клуб» от 10.04.1996. Один из ранних выпусков «Джем-Клуба» — здесь всё ещё можно слышать, что название программы устоялось не сразу: ведущий Константин Волков называет её «Джем-сешн», и эфирная «рубашка» здесь ещё не совсем такая, как в более поздних выпусках этой программы. Гость программы — Андрей Соловьёв, ведущий той же радиостанции, только из другого дня — Андрей вёл на «РаКурсе» вторники. Андрей на «РаКурсе» специализировался на новом джазе, новой импровизационной музыке и вообще на авангарде разного рода, хотя все эти специализации были довольно условными — в его эфирах звучал и рок, и вполне традиционный джаз (особенно когда он запустил программу об истории советского джаза), а в моей концертной программе «Московский Свинг» по субботам, например, довольно регулярно выступали музыканты-авангардисты. В ходе «Джем-клуба» звучат несколько работ Андрея как музыканта (он трубач, хотя в этом качестве наверняка большему количеству людей известен как участник группы «Вежливый отказ», чем как новоджазовый авангардист), а гость и ведущий страшно серьёзно обсуждают проблемы отношений нового, старого, традиционного и новаторского в музыке.
Запись с не очень качественной аудиокассеты, качество приемлемое, но не блестящее.
Продолжительность 46:59. К сожалению, самый финал программы (прощание) на кассету не влез — запись заканчивается обрывом на словах Андрея.
Слушать/скачать:
Программа «Джем-Клуб» от 22.05.1996: в студии «РаКурса» — Юрий Козырев, основатель и глава Московского колледжа импровизационной музыки (бывшая «Студия Москворечье»), первопроходец джазового образования в СССР, ещё в 1967 г. создавший первое в стране музыкальное учебное заведение, где преподавали современную музыку и игру на «неклассических» инструментах.
Юрий Павлович Козырев умер 31 декабря 2001 г. в возрасте 68 лет (см. его биографию). Насколько мне известно, это единственная сохранившаяся запись его радиоинтервью (не только на «РаКурсе», но и вообще на радио). Разговор получился очень напористый и интересный — разъясняется, в чём разница между ремеслом музыки и искусством музыки, кого можно научить играть джаз, в чём главная проблема академического музыкального образования, как это — играть без нот, и т.д.
Оригинал записи был сделан прямо в ходе эфира, но на не очень качественную аудиокассету, да ещё и с некоторой перегрузкой, поэтому качество ниже обычного, хотя вполне пригодное для ознакомительных целей. Продолжительность 49:32.
Слушать/скачать:
Программа «Джем-Клуб» от 24.07.1996: в студии «РаКурса» — Юрий Сергеевич Саульский, народный артист СССР, советский эстрадный и джазовый композитор, глава джазовой комиссии Союза композиторов и вообще неофициальный «министр джаза СССР» в 1960-80-е гг., а в 90-е — глава Московского джаз-ангажемента (впрочем, регалии Юрия Сергеевича подробно обсуждаются в первой части программы).
Планировалось, что это будет первая из нескольких бесед с Юрием Саульским, автором бессмертного «Чёрного кота», на «РаКурсе». Однако не сложилось: то Саульский не мог, то он мог, но на этот день в программу уже кто-то был приглашён, то ещё какие-то условия не совпадали, потом радиостанция и вовсе закрылась, а в 2003-м Юрий Сергеевич умер — вот и получилось, что за всю журналистскую деятельность Константина Волкова / Кирилла Мошкова эта встреча в студии оказалась единственным моим интервью с Саульским, хотя мы с ним по разным делам регулярно пересекались до конца его жизни. По-моему, он обижался, что я его так больше и не пригласил на радио. Простите, Юрий Сергеевич. Я очень об этом жалею.
Продолжительность 50:20. По непонятным причинам в начале программы после джинглов (позывных станции и заставки программы) выпали примерно 20-30 секунд — представление станции, программы и ведущего, да и представление гостя начинается с полуслова; вместо выпавшего фрагмента в фонограмме откуда-то оказались шесть секунд 1000-герцового тест-сигнала. Это уже не восстановить, увы. Всё остальное — в порядке.
Слушать/скачать:
Программа «Джем-Клуб» от 09.10.1996: в студии «Радио РаКурс» — саксофонист Игорь Бутман. Тогда он был ещё жителем Нью-Йорка, где работал с конца 1980-х гг., в Россию регулярно приезжал на гастроли. До нынешней роли руководителя респектабельного московского джаз-клуба, лидера лучшего джазового оркестра в России, телевизионной знаменитости и общественного деятеля было ещё далеко.
Разговор в программе идёт почти исключительно о музыкальной деятельности Игоря Бутмана в первой половине — середине 90-х гг.
Продолжительность 43:55. К сожалению, последняя музыкальная пьеса обрывается на середине.
Слушать/скачать:
Программа «Джем-Клуб» от 06.11.1996: гость «Радио РаКурс» — саксофонист Олег Киреев, в тот период всё ещё представлявший джазовую сцену Уфы. Переехать в Москву, стать арт-директором сначала клуба Cool Train, а затем «Союза Композиторов», выпустить альбомы в США и гастролировать по всей Европе ему ещё только предстояло. Олег обсуждает с ведущим Константином Волковым башкирскую джазовую сцену; звучит также фрагмент интервью старейшины джазовой критики России — Алексея Баташёва, рассказывающего об уфимском джазе. В студии присутствует председатель существовавшего в 90-е годы в Уфе творческого объединения «Интерджаз» Ильгиз Хабибуллин, тоже принявший участие в разговоре. Звучит много музыки Киреева, и в финале передачи он играет в студии на саксофоне живьём.
Продолжительность 46:52. Качество более чем удовлетворительное.
Слушать/скачать:
Программа «Джем-Клуб» от 27.11.1996: в студии «Радио РаКурс» — главный редактор «Радио Престиж» Михаил Галич (в 90-е и позже работал также на «Радио МВ», «Радио НСН»). В диалоге с ведущим Константином Волковым он рассказывает о двух взаимосвязанных явлениях — репертуарной и коммерческой политике всемирного концерна звукозаписи Berthelsmann Music Group (BMG) и о вещательной политике «Престижа», который в середине 90-х занимал в московском FM-диапазоне форматную нишу smooth jazz radio (в те годы, правда, обозначение smooth jazz ещё только входило в оборот, и формат этот ещё назывался NAC, New Adult Contemporary, «новая современная музыка для взрослых»). Звучат характерные для эфира «Престижа» записи в стилистике smooth jazz, взятые из каталога лейблов концерна BMG.
Продолжительность 46:57. Качество более чем удовлетворительное.
Слушать/скачать:
Программа «Джем-Клуб» от 15.01.1997: В студии Радио РаКурс — ведущий Константин Волков и музыковед Аркадий Петров, один из старейшин российской джазовой журналистики (1936-2007). Аркадий Евгеньевич рассказывает об истории создания своей только что вышедшей тогда книги «Джазовые силуэты», иллюстрируя её уникальными, никогда не издававшимися записями из архивов своей радиопрограммы, первой в СССР радиопрограммы о джазе, выходившей на советском радио еще в 1960-е гг.
Продолжительность 46:34. Качество удовлетворительное. Последняя музыкальная композиция, к сожалению, оборвана на середине.
Слушать/скачать:
Программа «Джем-Клуб» от 21.01.1997. В студии Радио РаКурс — ведущий Константин Волков и самый популярный джазовый вокалист России Сергей Манукян. Начав с выяснения удивительных обстоятельств музыкальной карьеры Манукяна (родился и получил музыкальное образование в Грозном, в 80-е переехал в Таллинн, где прославился на весь Советский Союз, а после 1991 г. из независимой Эстонии перебрался в Москву), ведущий и гость постепенно разбирают всю эстетическую политику певца, перемежая разговор песнями из новейшего, на момент эфира, альбома музыканта.
Продолжительность 43:34. Качество удовлетворительное. Последняя песня звучит не целиком.
Слушать/скачать:
Программа «Джем-Клуб» от 26.03.1997. В студии Радио РаКурс — ведущий Константин Волков и композитор, пианист, организатор и арт-директор Курского джазового фестиваля (который всего через год стал самым обширным «передвижным» джаз-фестивалем центральной России) — Леонид Винцкевич. Первая встреча автора программы и замечательного музыканта и продюсера, положившая начало плодотворному сотрудничеству, продолжающемуся на момент публикации уже 14 лет (вот и в ноябре 2010 Константин Волков, теперь уже под своим паспортным именем Кирилл Мошков, ездил в Курск вести концерты фестиваля «Джазовая провинция», который продюсирует Леонид Винцкевич). Автор и гость обсуждают как проблемы джазового движения в России, так и музыку самого Винцкевича, замешанную на джазе, классике и русском фолке (причём в сотрудничестве с эстонскими, немецкими и американскими музыкантами!).
Продолжительность 44:45. Качество удовлетворительное.
Слушать/скачать:
Программа «Джем-Клуб» от 04.06.1997
Редкий образец сохранившегося «рядового» выпуска «Джем-Клуба», представляющего собой не диалог ведущего с гостем, а расширенный выпуск «Джазовых новостей», которые в эфирном расписании обычно предшествовали «Джем-Клубу» (среда, 18:00). Раз в месяц-полтора ведущий «Джем-Клуба» Константин Волков и автор «Джазовых новостей» Фёдор Случевский (который также выпускал по субботам программу «Хендриксология») устраивали обсуждение текущих джазовых новостей в студии «Радио РаКурс», ставили в эфир фрагменты интервью с музыкантами, сделанных ими на тех или иных джазовых концертах, а иногда даже фрагменты диктофонных записей самих концертов. Всё это делалось, конечно, на не самом высоком техническом уровне («РаКурс» трудно было назвать хорошо оснащённой радиостанцией даже по стандартам 90-х годов), но изрядно оживляло эфир. Вот и в этом выпуске Волков рассказывает о своей поездке в Курск на первый фестиваль «Джазовая провинция», а Случевский — о выезде в Санкт-Петербург на концерт Дейва Брубека. Звучат фрагменты интервью и даже концертная запись.
Качество удовлетворительное, если не обращать особого внимания на «самодельное» качество использованных в программе первичных материалов (диктофонных записей): такое уж было время…
Слушать/скачать:
Потихонечку слушаю передачи и они мне нравятся. Есть в диалоговом формате какая-то прелесть! Обычные репортажные описания концертов и фестивалей захватывают не так, как диалог двух людей, в ходе которого звучат интересные мысли.
A good idea! Go ahead!
У вас дважды закачан файл Козырев.
Первый и второй аудиофайлы.
rakurs_jam-club_22051996_kozyrev
Вернее, третий и четвертый файлы.
программа «Джем-Клуб» от 10.04.1996.
программа «Джем-Клуб» от 22.05.1996:
Спасибо за бдительность! Ссылка поправлена, виновный посажен в холодную.