Архивы радиопрограммы «Джем-Клуб» (Радио РаКурс, 1996-1997)

5
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

С 16 марта 1994 по 31 декабря 1997 года в диапазоне средних волн московского вещательного региона, на частотах сначала 1359, затем 1467, 1152 и, наконец, 792 кГц работала независимая радиостанция «РаКурс» — видимо, последняя станция неформатного, некоммерческого музыкального радиовещания 1990-х в Москве, стилистически и идейно наследовавшая самой первой такой станции — радио SNC (1991-1992). Эфир «РаКурса» строился по уникальной концепции: каждый эфирный день (с 16:00 до 01:00, впоследствии с 16:00 до 23:00) был целиком отдан на откуп «ведущему дня». Ведущий — в современных понятиях, одновременно ведущий, режиссёр, продюсер и аудиоинженер эфира — выстраивал сетку эфирного дня самостоятельно, не оглядываясь ни на какие авторитеты, с единственным ограничением: на «РаКурсе» нельзя было ставить в эфир поп-музыку. При этом основой сетки был не музыкальный поток, «ротация», а авторские тематические программы или рубрики. Часть таких программ вели сами ведущие эфира, часть — приглашённые авторы, которых в основном тоже приглашали ведущие (и работали с этими авторами в качестве редакторов). Музыкальный поток, «ротация», присутствовал только в утренних сегментах — с 07:00 до 10:00; затем три часа шёл дневной эфир, состоявший в основном из разговорных программ.

Ведущим эфирного дня субботы (в период 1996-97 — с 16:00 до 23:00) был Константин Волков. Это эфирный псевдоним вашего покорного слуги, Кирилла Мошкова, ныне главного редактора «Джаз.Ру», а в описываемый период — редактора джазовых новостей информационного агентства InterMedia. Постепенно количество джазовых проектов ведущего Волкова превысило возможности субботнего эфира, и одна его авторская программа, «Джем-Клуб», с марта 1996 г. стала выходить в другой эфирный день — в среду с 18:10 до 19:00, в эфире ведущего «Дедушки» Роберта Редникина. Программа представляла собой ток-шоу о джазе. В программу приходили музыканты, организаторы фестивалей, руководители джаз-клубов, коллеги — джазовые критики и журналисты… — и мы с ними разговаривали о джазе, перемежая эти разговоры разными музыкальными фрагментами.

Джем, как известно — импровизационный музыкальный диалог, заранее не подготовленный. Отсюда название программы: мы не готовили диалоги заранее — мы импровизировали. Ведущий не просто задавал вопросы, но не стеснялся и сам что-то рассказывать, высказывать какие-то мнения (пусть не всегда зрелые), сообщать какую-то информацию. Поэтому программа представляла собой не чистое интервью, а именно диалог.

Mike Ellis in Jam Club on Radio Rakurs
Июнь 1997, студия РаКурса. Слева направо: американский саксофонист Майк Эллис, соавтор «Джазовых новостей» Фёдор Случевский и ведущий Константин Волков. Единственное сохранившееся фото с программы «Джем-клуб». К сожалению, запись именно этого выпуска программы нуждается в серьёзной реставрации, поэтому мы её пока не публикуем.

На официальном сайте станции (кстати, «РаКурс» был первой радиостанцией в Москве, обзавёдшейся собственным вебсайтом) о программе было написано следующее:

Дискуссионная программа о джазе и смежных жанрах, где в гости к ведущему приходят люди, на чьих плечах лежит продвижение этой музыки в России — ведущие джазовых радиопрограмм с других станций, критики, руководители клубов и джазовых организаций, музыкальные педагоги, представители фирм грамзаписи. Другая форма существования программы — представление мнений тех, кто по разным причинам не может присутствовать в студии (от прозы Хулио Кортасара и Бориса Виана до журнала Down Beat или музыковедческих монографий отечественных исследователей.) Программа адресована тем, кто всерьез интересуется джазом как артефактом, как видом искусства.


Программа «Джем-Клуб» от 20.03.1996. Один из ранних выпусков «Джем-Клуба» — здесь можно слышать, что название программы устоялось не сразу: ведущий Константин Волков называет её «Джем-сешн», и эфирная «рубашка» здесь ещё не совсем такая, как в более поздних выпусках этой программы. Гость студии — джазовый критик и продюсер Дмитрий Ухов, впоследствии — председатель Московской ассоциации джазовых журналистов. Обсуждается фестиваль «Альтернатива», который проводил в 90-е годы Дмитрий Ухов, а также «альтернатива» массовой культуре — границы жанров, взаимодействие направлений, проблемы некоммерческого искусства — в общем, если отвлечься от конкретики программы «Альтернативы» 1996 года, примерно те же проблемы, которые волнуют многих и сейчас. Звучит много интересной музыки.

Кирилл Мошков (Константин Волков) и Дмитрий Ухов за три дня до этого эфира, 17 марта 1996, в ныне не существующем Arbat Blues Club (фото © Александр Забрин)
Кирилл Мошков (Константин Волков) и Дмитрий Ухов за три дня до этого эфира, 17 марта 1996, в ныне не существующем Arbat Blues Club (фото © Александр Забрин)

Качество записи вполне удовлетворительное. Продолжительность 46:53.
Слушать/скачать:


Программа «Джем-Клуб» от 03.04.1996. Один из ранних выпусков «Джем-Клуба» — здесь можно слышать, что название программы устоялось не сразу: ведущий Константин Волков называет её «Джем-сешн», и эфирная «рубашка» здесь ещё не совсем такая, как в более поздних выпусках этой программы. Гость «Джем-клуба» — радиоведущий Михаил Митропольский, в описываемый период представлявший программу «Соло для джаза» на существовавшей в 90-е годы женской радиостанции «Надежда» и джазовую рубрику на государственном канале «Радио Маяк». Гость и ведущий обсуждают проблему, которую впоследствии продолжали обсуждать публично — на радио, телевидении и в публичных дискуссиях — на протяжении следующих 14 лет: что и как нужно делать для того, чтобы в поле зрения (и слуха) аудитории попадала не только та музыкальная продукция, которую ей активно навязывает шоу-бизнес. Звучит много весьма живой музыки разных направлений.

Михаил Митропольский, Кирилл Мошков (Константин Волков). Фото сделано примерно через два года после этой записи, 14 марта 1998. © Павел Корбут
Михаил Митропольский, Кирилл Мошков (Константин Волков). Фото сделано примерно через два года после этой записи, 14 марта 1998. © Павел Корбут

Качество записи вполне удовлетворительное. Продолжительность 47:10. К сожалению, прощание оборвано на полуслове — не хватило плёнки в кассете.
Слушать/скачать:


 

Программа «Джем-Клуб» от 10.04.1996. Один из ранних выпусков «Джем-Клуба» — здесь всё ещё можно слышать, что название программы устоялось не сразу: ведущий Константин Волков называет её «Джем-сешн», и эфирная «рубашка» здесь ещё не совсем такая, как в более поздних выпусках этой программы. Гость программы — Андрей Соловьёв, ведущий той же радиостанции, только из другого дня — Андрей вёл на «РаКурсе» вторники. Андрей на «РаКурсе» специализировался на новом джазе, новой импровизационной музыке и вообще на авангарде разного рода, хотя все эти специализации были довольно условными — в его эфирах звучал и рок, и вполне традиционный джаз (особенно когда он запустил программу об истории советского джаза), а в моей концертной программе «Московский Свинг» по субботам, например, довольно регулярно выступали музыканты-авангардисты. В ходе «Джем-клуба» звучат несколько работ Андрея как музыканта (он трубач, хотя в этом качестве наверняка большему количеству людей известен как участник группы «Вежливый отказ», чем как новоджазовый авангардист), а гость и ведущий страшно серьёзно обсуждают проблемы отношений нового, старого, традиционного и новаторского в музыке.

Андрей Соловьёв и Кирилл Мошков, 2000 (фото © Павел Корбут)
Андрей Соловьёв и Кирилл Мошков, 2000 (фото © Павел Корбут)

Запись с не очень качественной аудиокассеты, качество приемлемое, но не блестящее.
Продолжительность 46:59. К сожалению, самый финал программы (прощание) на кассету не влез — запись заканчивается обрывом на словах Андрея.
Слушать/скачать:


Программа «Джем-Клуб» от 22.05.1996: в студии «РаКурса» — Юрий Козырев, основатель и глава Московского колледжа импровизационной музыки (бывшая «Студия Москворечье»), первопроходец джазового образования в СССР, ещё в 1967 г. создавший первое в стране музыкальное учебное заведение, где преподавали современную музыку и игру на «неклассических» инструментах.
Юрий Павлович Козырев умер 31 декабря 2001 г. в возрасте 68 лет (см. его биографию). Насколько мне известно, это единственная сохранившаяся запись его радиоинтервью (не только на «РаКурсе», но и вообще на радио). Разговор получился очень напористый и интересный — разъясняется, в чём разница между ремеслом музыки и искусством музыки, кого можно научить играть джаз, в чём главная проблема академического музыкального образования, как это — играть без нот, и т.д.

Оригинал записи был сделан прямо в ходе эфира, но на не очень качественную аудиокассету, да ещё и с некоторой перегрузкой, поэтому качество ниже обычного, хотя вполне пригодное для ознакомительных целей. Продолжительность 49:32.
Слушать/скачать:


Программа «Джем-Клуб» от 24.07.1996: в студии «РаКурса» — Юрий Сергеевич Саульский, народный артист СССР, советский эстрадный и джазовый композитор, глава джазовой комиссии Союза композиторов и вообще неофициальный «министр джаза СССР» в 1960-80-е гг., а в 90-е — глава Московского джаз-ангажемента (впрочем, регалии Юрия Сергеевича подробно обсуждаются в первой части программы).
Планировалось, что это будет первая из нескольких бесед с Юрием Саульским, автором бессмертного «Чёрного кота», на «РаКурсе». Однако не сложилось: то Саульский не мог, то он мог, но на этот день в программу уже кто-то был приглашён, то ещё какие-то условия не совпадали, потом радиостанция и вовсе закрылась, а в 2003-м Юрий Сергеевич умер — вот и получилось, что за всю журналистскую деятельность Константина Волкова / Кирилла Мошкова эта встреча в студии оказалась единственным моим интервью с Саульским, хотя мы с ним по разным делам регулярно пересекались до конца его жизни. По-моему, он обижался, что я его так больше и не пригласил на радио. Простите, Юрий Сергеевич. Я очень об этом жалею.

Юрий Саульский, фото начала 2000-х © Павел Корбут
Юрий Саульский, фото начала 2000-х © Павел Корбут

Продолжительность 50:20. По непонятным причинам в начале программы после джинглов (позывных станции и заставки программы) выпали примерно 20-30 секунд — представление станции, программы и ведущего, да и представление гостя начинается с полуслова; вместо выпавшего фрагмента в фонограмме откуда-то оказались шесть секунд 1000-герцового тест-сигнала. Это уже не восстановить, увы. Всё остальное — в порядке.
Слушать/скачать:

Программа «Джем-Клуб» от 09.10.1996: в студии «Радио РаКурс» — саксофонист Игорь Бутман. Тогда он был ещё жителем Нью-Йорка, где работал с конца 1980-х гг., в Россию регулярно приезжал на гастроли. До нынешней роли руководителя респектабельного московского джаз-клуба, лидера лучшего джазового оркестра в России, телевизионной знаменитости и общественного деятеля было ещё далеко.

Игорь Бутман, 1996
Игорь Бутман, 1996

Разговор в программе идёт почти исключительно о музыкальной деятельности Игоря Бутмана в первой половине — середине 90-х гг.
Продолжительность 43:55. К сожалению, последняя музыкальная пьеса обрывается на середине.
Слушать/скачать:


Программа «Джем-Клуб» от 06.11.1996: гость «Радио РаКурс» — саксофонист Олег Киреев, в тот период всё ещё представлявший джазовую сцену Уфы. Переехать в Москву, стать арт-директором сначала клуба Cool Train, а затем «Союза Композиторов», выпустить альбомы в США и гастролировать по всей Европе ему ещё только предстояло. Олег обсуждает с ведущим Константином Волковым башкирскую джазовую сцену; звучит также фрагмент интервью старейшины джазовой критики России — Алексея Баташёва, рассказывающего об уфимском джазе. В студии присутствует председатель существовавшего в 90-е годы в Уфе творческого объединения «Интерджаз» Ильгиз Хабибуллин, тоже принявший участие в разговоре. Звучит много музыки Киреева, и в финале передачи он играет в студии на саксофоне живьём.

Кирилл Мошков (Константин Волков) и Олег Киреев, весна 1999
Кирилл Мошков (Константин Волков) и Олег Киреев, весна 1999


Продолжительность 46:52. Качество более чем удовлетворительное.
Слушать/скачать:

Программа «Джем-Клуб» от 27.11.1996: в студии «Радио РаКурс» — главный редактор «Радио Престиж» Михаил Галич (в 90-е и позже работал также на «Радио МВ», «Радио НСН»). В диалоге с ведущим Константином Волковым он рассказывает о двух взаимосвязанных явлениях — репертуарной и коммерческой политике всемирного концерна звукозаписи Berthelsmann Music Group (BMG) и о вещательной политике «Престижа», который в середине 90-х занимал в московском FM-диапазоне форматную нишу smooth jazz radio (в те годы, правда, обозначение smooth jazz ещё только входило в оборот, и формат этот ещё назывался NAC, New Adult Contemporary, «новая современная музыка для взрослых»). Звучат характерные для эфира «Престижа» записи в стилистике smooth jazz, взятые из каталога лейблов концерна BMG.

Продолжительность 46:57. Качество более чем удовлетворительное.
Слушать/скачать:


Программа «Джем-Клуб» от 15.01.1997: В студии Радио РаКурс — ведущий Константин Волков и музыковед Аркадий Петров, один из старейшин российской джазовой журналистики (1936-2007). Аркадий Евгеньевич рассказывает об истории создания своей только что вышедшей тогда книги «Джазовые силуэты», иллюстрируя её уникальными, никогда не издававшимися записями из архивов своей радиопрограммы, первой в СССР радиопрограммы о джазе, выходившей на советском радио еще в 1960-е гг.

Аркадий Петров, 2002 (кадр из телепрограммы «Джазофрения» телеканала «Культура»)
Аркадий Петров, 2002 (кадр из телепрограммы «Джазофрения» телеканала «Культура»)

Продолжительность 46:34. Качество удовлетворительное. Последняя музыкальная композиция, к сожалению, оборвана на середине.
Слушать/скачать:


Программа «Джем-Клуб» от 21.01.1997. В студии Радио РаКурс — ведущий Константин Волков и самый популярный джазовый вокалист России Сергей Манукян. Начав с выяснения удивительных обстоятельств музыкальной карьеры Манукяна (родился и получил музыкальное образование в Грозном, в 80-е переехал в Таллинн, где прославился на весь Советский Союз, а после 1991 г. из независимой Эстонии перебрался в Москву), ведущий и гость постепенно разбирают всю эстетическую политику певца, перемежая разговор песнями из новейшего, на момент эфира, альбома музыканта.

Август 1998, Сергей Манукян даёт интервью телеканалу «Культура»
Август 1998, Сергей Манукян даёт интервью телеканалу«Культура»

Продолжительность 43:34. Качество удовлетворительное. Последняя песня звучит не целиком.
Слушать/скачать:


Программа «Джем-Клуб» от 26.03.1997. В студии Радио РаКурс — ведущий Константин Волков и композитор, пианист, организатор и арт-директор Курского джазового фестиваля (который всего через год стал самым обширным «передвижным» джаз-фестивалем центральной России) — Леонид Винцкевич. Первая встреча автора программы и замечательного музыканта и продюсера, положившая начало плодотворному сотрудничеству, продолжающемуся на момент публикации уже 14 лет (вот и в ноябре 2010 Константин Волков, теперь уже под своим паспортным именем Кирилл Мошков, ездил в Курск вести концерты фестиваля «Джазовая провинция», который продюсирует Леонид Винцкевич). Автор и гость обсуждают как проблемы джазового движения в России, так и музыку самого Винцкевича, замешанную на джазе, классике и русском фолке (причём в сотрудничестве с эстонскими, немецкими и американскими музыкантами!).
Продолжительность 44:45. Качество удовлетворительное.
Слушать/скачать:


Программа «Джем-Клуб» от 04.06.1997

Редкий образец сохранившегося «рядового» выпуска «Джем-Клуба», представляющего собой не диалог ведущего с гостем, а расширенный выпуск «Джазовых новостей», которые в эфирном расписании обычно предшествовали «Джем-Клубу» (среда, 18:00). Раз в месяц-полтора ведущий «Джем-Клуба» Константин Волков и автор «Джазовых новостей» Фёдор Случевский (который также выпускал по субботам программу «Хендриксология») устраивали обсуждение текущих джазовых новостей в студии «Радио РаКурс», ставили в эфир фрагменты интервью с музыкантами, сделанных ими на тех или иных джазовых концертах, а иногда даже фрагменты диктофонных записей самих концертов. Всё это делалось, конечно, на не самом высоком техническом уровне («РаКурс» трудно было назвать хорошо оснащённой радиостанцией даже по стандартам 90-х годов), но изрядно оживляло эфир. Вот и в этом выпуске Волков рассказывает о своей поездке в Курск на первый фестиваль «Джазовая провинция», а Случевский — о выезде в Санкт-Петербург на концерт Дейва Брубека. Звучат фрагменты интервью и даже концертная запись.

Фёдор Случевский, американский вокалист Тим Стронг и Кирилл Мошков (Константин Волков) в редакции Радио РаКурс, 1997
Фёдор Случевский, американский вокалист Тим Стронг и Кирилл Мошков (Константин Волков) в редакции Радио РаКурс, 1997

Качество удовлетворительное, если не обращать особого внимания на «самодельное» качество использованных в программе первичных материалов (диктофонных записей): такое уж было время…
Слушать/скачать:

Ведущий Константин Волков в студии «Радио РаКурс», 1997
Ведущий Константин Волков в студии «Радио РаКурс», 1997 (фото: Павел Корбут)

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяТрио Анджея Ягодзиньского: Шопен как окончательное решение
Следующая статьяВоскресенский «Химик» приглашает на «Татьянин джаз»: открываем новые имена
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

5 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Потихонечку слушаю передачи и они мне нравятся. Есть в диалоговом формате какая-то прелесть! Обычные репортажные описания концертов и фестивалей захватывают не так, как диалог двух людей, в ходе которого звучат интересные мысли.

  2. Вернее, третий и четвертый файлы.
    программа «Джем-Клуб» от 10.04.1996.
    программа «Джем-Клуб» от 22.05.1996:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя