28 декабря в Нью-Йорке на 90-м году жизни умер от сердечного приступа один из столпов джазового образования в США — Билли Тейлор.
Доктор Тейлор (так его обычно называли в джазовом сообществе: ещё в 1975 г. он, одним из первых среди джазменов, получил в Университете Массачусеттса в Амхёрсте степень доктора в области музыкальной педагогики) был превосходным пианистом и композитором, играл с Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи и Майлсом Дэйвисом, долгие годы выступал в квартете легендарного саксофониста Бена Уэбстера, а его записи с собственным Billy Taylor Trio составят честь любой коллекции джазовых пластинок. Однако лучше всего он известен как неутомимый пропагандист и популяризатор джаза, чьи труды в значительной степени обрисовали нынешний облик системы американского джазового образования. А ещё, как шутили его коллеги — как обладатель самых больших очков в джазе! Он написал первый серьёзный учебник по современному джазовому исполнительству — «How To Play Bebop», который вышел в 1949 г., когда автору было только 28 лет. С 1977 г. он вёл популярную джазовую радиопрограмму «Jazz Alive», которую транслировали сотни станций сети Национального общественного радио США (NPR), и принимал участие во многих значимых телевизионных проектах, которые помогли познакомить с джазом широкую аудиторию в Северной Америке (прежде всего в знаменитой серии документальных фильмов «The Subject Is Jazz», но также и в качестве музыкального обозревателя телепрограммы канала CBS «Воскресным утром» и ночного ток-шоу Дэвида Фроста). Кроме того, он преподавал джазовое исполнительство в Университете Лонг-Айленда и в Манхэттенской Школе музыки, и с середины 1960-х годов продюсировал концерты серии Jazzmobile, которые заново популяризировали джаз в «чёрных гетто» Манхэттена и Бронкса.
ДАЛЕЕ: подробности биографии доктора Тейлора, видео!
Уильям Эдвард Тейлор-мл. родился в Гринвилле (Северная Каролина) 24 июля 1921 г. и вырос в столице США — Вашингтоне. Его семья принадлежала к афроамериканскому среднему классу: отец был дантистом, мать преподавала в средней школе. С семилетнего возраста Билли обучался игре на фортепиано, получив затем высшее образование по этой специальности на музыкальном факультете Университета штата Вирджиния. В 22-летнем возрасте он переехал в Нью-Йорк и уже через два дня начал работать в легендарном джаз-клубе Three Deuces в составе ансамбля Бена Уэбстера: эта работа, подлившаяся до конца 40-х, сделала его знаменитым в нью-йоркском джазовом сообществе. В 49-м он стал штатным пианистом не менее легендарного клуба Birdland; с 1951-го работал с собственным трио в клубах Нью-Йорка и Чикаго. Будучи очень одарённым в литературном плане, он был одним из немногих музыкантов, плодотворно и успешно выступавших на ниве джазовой публицистики: с 1950-х гг. он регулярно писал о джазе для музыкальных и информационных изданий. После суперуспешной документальной серии NBC «The Subject Is Jazz» он получил приглашение стать музыкальным радиоведущим и на протяжении 60-х гг. работал на целом ряде нью-йоркских радиостанций и основал компанию Inner City Broadcasting, которая в 1971 г. даже купила популярную гарлемскую станцию WLIB. В 70-е он перешёл на Национальное общественное радио, где долгие годы вёл сначала популярную программу «Jazz Alive» (и ряд других), а в недавние годы — передававшуюся на всю территорию США с 1994 по 2002 г. концертную программу «Джаз в Кеннеди-Центре с Билли Тейлором», в ходе которой он не только представлял радиослушателям концерты, транслировавшиеся из вашингтонского Центра исполнительских искусств им. Джона Ф. Кеннеди, но и интервьюировал музыкантов, принимавших в них участие. При этом он никогда не оставлял исполнительство или сочинение музыки: им написано около 300 джазовых пьес, наибольшую известность из которых получила несложная 16-тактовая тема в манере госпелз, в исполнении певицы Нины Симон ставшая одним из неофициальных гимнов движения за гражданские права афроамериканцев в 1960-е гг. — «I Wish I Knew How It Would Feel to Be Free» («Хотел бы я знать, каково это — чувствовать себя свободным»).
Заслуги доктора Тейлора перед американским джазовым сообществом были отмечены премией Национального фонда искусств «Мастер джаза» в 1988 г. и Национальной медалью искусств в 1992-м. Его радиопрограмма «Taylor Made Piano: A Jazz History» в 1982 г. получила престижную премию им. Джорджа Фостера Пибоди — высшую награду в области радио- и тележурналистики в США.
В посвящённой памяти д-ра Тейлора статье «Нью Йорк Таймс» приводит его слова из недавнего интервью, в котором он выражал своё неприятие господствующему взгляду на восприятие джаза: «Многие говорят — пошли-ка в джазовый клуб, выпьем, а может, и музыку послушаем. Не может быть большего непонимания того, что делают музыканты! Это не значит, что играть джаз значит всё время хмуриться, и что в этом нет кайфа. Он есть. Но то, что играть джаз кажется легко и приятно, не означает, что музыканты не тратят восемь часов в день на упражнения».
ВИДЕО:
Трио Билли Тейлора (Чип Джексон — контрабас, Стив Джонс — барабаны) исполняет авторскую пьесу д-ра Тейлора «CAG» (съёмка 2001 г.)
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=WUAFKMIZnXk]
Трио Билли Тейлора (Виктор Гаскин — контрабас, Кёртис Бойд — барабаны) исполняет самую известную авторскую пьесу д-ра Тейлора «I Wish I Knew How It Would Feel To Be Free»
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=brBtTluod_w]
Самая известная пьеса д-ра Тейлора «I Wish I Knew How It Would Feel To Be Free» в прославившем её исполнении Нины Симон (1967)
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=-TarrSrx4v0]
Спасибо!Всё здорово!!!ВАиК….!!!
Что здорово,Владимир? Что замечательный музыкант умер? Ну Вы даете…