Владимир Мак, Иерусалим |
Летний джазовый фестиваль в Эйлате, израильском курортном городе на Красном море, давно вошёл в график поклонников джаза, забивающих себе последнюю неделю августа на мероприятие, которое в 2011 году пройдет в 25-й раз. Возможно, чтобы не простаивал двухтысячный ангар в порту, который сооружается для академического фестиваля Гергиева, решено 20-22 января провести в Эйлате ещё один джазовый фестиваль. Будет ли он существовать в дальнейшем — сказать невозможно, но программа зимнего джазового форума впечатляет.
Ансамблей — восемь. Два из них — израильские, два — интернациональные и четыре — гости из других стран.
Эгберту Жисмонти — самый «главный» участник фестиваля. Формально он принадлежит к создателям фьюжн, однако большинство и музыкантов и слушателей расценивает смешение (фьюжн) стилей и мелодических основ, как облегчение восприятия на потребу потребителей. (Проще — чтобы пипл хавал.) И не зря про этот фьюжн говорят, что он «на фиг не нужен». Жисмонти далёк от коммерции и от упрощения. Подобно тому, как Мустафа-Заде заиграл джаз на основе мугама, Жисмонти ввёл в джаз бразильские шоро. Родился музыкант в 1947 году в Бразилии, до пятнадцати лет учился игре на фортепиано, затем переехал в Париж, где изучал музыку на более высоком уровне. Желание применить шоро в композициях привело к освоению гитары. В 30 лет Жисмонти выпускает альбом «Solo», играя и на фортепиано и на гитаре. Единомышленники Жисмонти в музыке и иногда его партнёры — Нана Васконселуш, Ян Гарбарек, Ральф Таунер, Чарли Хэйден… В середине 90-х Жисмонти выступал в Иерусалиме, в полупустом зале Генри Крауна. Играл гениально, органично переходя с гитары на рояль и обратно. Он — не виртуоз в привычном смысле слова, он просто играет на каждом инструменте именно тогда, когда этого требует музыка. Убедиться в этом можно будет в Эйлате на сольном концерте Жисмонти.
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа об участниках первого зимнего джаз-фестиваля на Красном море
Итамар Эрез и ансамбль «Адама». Эрез — гитарист и пианист, увлечённый старинной классикой, современным джазом и музыкой народов мира. Музыкант провёл десять лет в Канаде, три года назад вернулся и собрал ансамбль. Недавно «Адама» записала диск «Посвящение», музыка которого отражает влияние на Итамара и его партнеров некоторых великих музыкантов. В составе привлекает Йорам Лахиш, играющий на гобое и английском рожке. Сам Итамар играет на гитаре и фортепиано, контрабасист — Юрай Орон, барабаны и перкуссия — Дани Бенедикт и Ишай Аптерман.
Проект Дорона Рафаэли. Дорон начал играть на бухарском барабане, а завершил образование в Иерусалимской академии музыки. Затем несколько лет в Штатах, увлечение латинской музыкой и возвращение домой. Сегодня увлечение Дорона Рафаэли — этнический джаз. Партнёры Дорона — басист и вокалист Ран Леви, пианист Ход Мошонов, вокалистка Чава Мешаша, саксофонист Омри Абрамов, тромбонист Моран Бар Он и перкуссионист Хен Меир.
Братство братьев. Братья-египтяне, удист Джозеф Тавадрош и перкуссионист Джеймс Тавадрош, известные в мире джаза проектами с Патитуччи, Аберкромби и ДеДжоннеттом, выйдут на сцену с братьями-израильтянами — барабанщиком Ри Мохиахом и басистом Томом Мохиахом и израильским аккордеонистом Асафом Талмуди. Состав имеет политическую окраску, но мне кажется интересной его музыкальная сторона — любопытные сочетания инструментов и джазовый опыт египтян.
Ещё один смешанный состав — дуэт джазовых звёзд, Диджибри и Баррона. Израильтянин Эли Диджибри из своих 32 лет 14 живет в Нью-Йорке, где получил образование и вошел в джазовую элиту. Диджибри многократно входил в постоянные составы с Хэнкоком, Картером, Голсоном и Терри, 8 лет назад вошёл в звёздный квинтет гитариста Курта Розенвинкеля и в квартет легендарного барабанщика Эла Фостера. В последние годы Диджибри тяготеет к малым составам — ему не надо перекликаться с вторым солистом, он сам в состоянии всё время вести сольную линию. На «Джазе на Красном море — 2009» Диджибри выступал в трио, а на зимнем фестивале в Эйлате выступит в дуэте с одним из самых замечательных пианистов современного джаза Кенни Барроном. В 1962 году 19-летний пианист был рекомендован Джеймсом Муди в ансамбль Диззи Гиллеспи. С этого момента Баррон триумфально шествует по главной дороге джаза. Номинации на «Грэмми», бесконечные первые места в опросах, длиннейший перечень великих партнёров. Нельзя не отметить человека, давшего ему первую рекомендацию. Джеймс Муди, замечательный саксофонист, выступавший несколько раз на эйлатских фестивалях, покинул наш мир 9 декабря. Думаю, Баррон и Диджибри сыграют несколько нот в память о нём.
Квартет Трилока Гурту. В 1951 году в Мумбае родился мальчик, в шесть лет начавший играть на табла и продолживший затем обучение игре на барабанах. Когда Трилок Гурту стал профессионалом, он играл на всех возможных ударных инструментах. Его привязанности широки: от индийской музыки, которую он играл с Шанкаром и Хуссейном, до джаза, джаз-рока и рока. Среди партнёров — Маклафлин и Клэптон, Дилан и Эвора, Метини и Леннокс… В квартете Трилока Гурту играют скрипач и клавишник Карло Кантини, гитарист Ролан Кабзас и басист Стефано Д’Аллора.
The Bad Plus — американское трио, которое помнят по выступлению на «Джазе на Красном море» в 2004 году. Это техничные и яркие музыканты, в музыке которых сочетаются классика, свинг, рок и техно-музыка 90-х годов. Пианист Итан Айверсон, басист Рэй Андерсон и барабанщик Дэвид Кинг на предстоящем фестивале, надеюсь, выступят не менее интересно, чем 6 лет назад.
Juan Carlos Caceres & Tango Negro Trio. Пианист Хуан Карлос Касерес, переехавший в 1968 году из Южной Америки во Францию, стал одним из первых популяризаторов аргентинского танго в Европе и одним из тех, кто внедрил танго в джазовую музыку. Когда ему исполнилось 50, Хуан Карлос запел хриплым прокуренным голосом. Запел вкусно и неповторимо. Его партнеры — басист Карлос Бускини, перкуссионист Марчелло Русилло и бандеонист Дэвид Песто.
Фестивальные концерты в Эйлатском порту состоятся 20, 21 и 22 января. По ночам — традиционные джем-сешнс.
программа хороша… и виза не нужна… и красное море зимой… если бы не новогодняя дыра в личном бюджете, поеъхала бы