Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония.
Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).
В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.
КЛАСС!!
про дезмонда говорят, что он свои соло сачала на бумаге писал. типа, слишком все логично для импровизации. послушала сейчас вот эту вещь — теперь думаю, что ошибаются те, кто говорит про бумажки. имхо, неа, не писал он. у него как у чарли паркера — есть набор узнаваемых клише, которые хорошо ложатся на используемые квартетом брубека лады. например многие фразы в его соло в этой боссанове в копейку совпадают с фразами в two of a mind с альбома где он с маллигеном играет. не стал бы он сидеть фразы с одной бумажки переписывать на другую.
Скорее всего, так и есть. Особенно в этом убеждает сравнение квартетной «Take Five» и сольной «Take Ten»: фразы то повторяются дословно, то «зеркалятся» :)
Великий Музыкант и Великий Человек ушел. Нет слов. Его музыка навеки с нами.
Игорь Бутман
Великий Человек ушел,Великий Музыкант останется навеки!
Не знаю насчет вечности, но долгую память он заслужил. Дэйв Брубек много раз играл у нас. Каждый раз он был все старше и играл технически хуже и по музыкантски мудрее. Я помню его на пресс-конференциях, это было не менее сильное впечатление, чем от игры. Брубек ровесник Паркера, но это совершенно другая сторона джаза, при этом они очень ценили друг друга. Я начинал слушать джаз с Брубека в 1967-м. Это было очень естественно — в детстве дома звучала немецкая классика, итальянская опера. Брубек был близок не только потому, что учился у академистов, ему было, что сказать, в его музыке не было обычной музыкантской болтовни. Потом однажды, когда сам Брубек играл для посла США, остальные члены его команды приехали играть в Студию джаза, в Москворечье. Там, в ДК «Москворечье» в 114-комнате, перед набившимися в лекционную музыкантами играли Крис Брубек, Рэнди Джонс и Билл Смит. А за рояль вместо Дейва сел Витя Фридман. Все получилось. А три года назад мы получили от Брубека письмо с таким отзывом на записи самых близких мне музыкантов, что ради только этого уже стоило всю жизнь заниматься поиском… Ему вообще было, что сказать. Спасибо и светлая память…