Константин Волков |
2 декабря в США объявлен список номинантов премии Grammy, которую ежегодно вручает Академия звукозаписи (NARAS) — профессиональная организация, объединяющая несколько тысяч профессионалов музыкального бизнеса. Лауреаты премии будут объявлены на 53-й ежегодной церемонии вручения Grammy, которая состоится 13 февраля.
Как обычно, помимо собственно джазовых номинаций (о которых ниже), джазовые имена присутствуют и в других категориях премии (всего она в этом году будет вручаться по 109 категориям). Рассмотрим список джазовых номинантов «Грэмми» в том порядке, в котором они публикуются в списках категорий (собственно джазовые номинации, с 44 по 49-ю, оказываются в середине списка).
В «общемузыкальной» категории «Лучший новый артист», в которой отмечаются самые громкие дебютанты года, один номинант из четырёх — джазовый артист: это контрабасистка Эсперанса Сполдинг (Esperanza Spalding).
В разделе «поп-музыка» в категории «Лучшее женское вокальное исполнение поп-музыки» находим вокалистку Нору Джонс с треком «Chasing Pirates» с альбома «The Fall», выпущенного джазовым лейблом Blue Note Records. Конечно, Нора Джонс — не джазовый артист, но её история и музыка тесно связаны с джазом (см. «Полный джаз» #10-2003). А в номинации «Лучшее мужское вокальное исполнение поп-музыки» фигурирует Майкл Бублэ (Michael Bublé), тоже числящийся широкой публикой по джазовому ведомству (за трек «Haven’t Met You Yet» с альбома «Crazy Love», 143/Reprise). Этот же альбом Бублэ видим и в категории «Лучший вокальный альбом традиционной эстрады». Среди «попсы» видим также трек ещё одного выходца с джазового поля, да не кого-кого, а самого Хэрби Хэнкока с треком «Imagine» из альбома «The Imagine Project» (Hancock Records) — это категория «Лучшее сотрудничество вокалистов в поп-музыке»: кроме маэстро Хэрби, в треке участвуют вокалисты Пинк, Индия.Арие, Сил, а также конголезская группа Konono No. 1, гитарист Джефф Бек и малийская певица Уму Сангарэ. И, как обычно, много джазовых, околоджазовых и «смежных» музыкантов в инструментальных поп-категориях: по «Лучшему инструментальному исполнению поп-музыки» номинированы басист Стэнли Кларк (за «No Mystery» с альбома «The Stanley Clarke Band», Heads Up International) и бывший рокабильный гитарист Брайан Сетцер, давно переключившийся на исполнение задорного неосвинга с собственным биг-бэндом (отмечен его трек «Sleepwalk» с альбома «Don’t Mess With A Big Band», Surfdog Records), а на «Лучший альбом инструментальной поп-музыки» среди номинантов видим целое созвездие представителей т.н. smooth jazz’а, который наконец-то признан тем, чем на самом деле является — то есть инструментальной попсой. Тут и сладкогласный саксофонист Джералд Олбрайт с альбомом «Pushing The Envelope» (Heads Up International), и ещё более сахарный его коллега Кёрк Уэйлум (Kirk Whalum, за «Everything Is Everything: The Music Of Donny Hathaway», Rendezvous Music/Mack Avenue), и совсем уж сахаринный сопранист Кенни Джи (за «Heart And Soul», Concord Records), и, наконец, гитарист Ларри Карлтон в дуэте с японским коллегой по имени Так Мацумото за альбом «Take Your Pick» (335 Records, Inc.)/
Теперь рассмотрим джазовые категории «Грэмми» — с 44 по 49-ю.
ДАЛЕЕ: шесть джазовых номинаций премии Grammy и другие номинанты из джазового мира
Как обычно, список джазовых категорий открывает «Лучший альбом современного джаза» — того самого, который contemporary jazz, на левом фланге которого — джаз-рок и фьюжн, а на правом — smooth.
Номинанты в категории Best Contemporary Jazz Album:
-
The Stanley Clarke Band — «The Stanley Clarke Band», Heads Up International
-
Joey DeFrancesco — «Never Can Say Goodbye», HighNote Records
-
Jeff Lorber Fusion — «Now Is The Time», Heads Up International
-
John McLaughlin — «To The One», Abstract Logix
-
Trombone Shorty — «Backatown», Verve Forecast
Категория 45, Best Jazz Vocal Album
-
Dee Dee Bridgewater — «Eleanora Fagan (1915-1959): To Billie With Love From Dee Dee», Emarcy
-
Freddy Cole — «Freddy Cole Sings Mr. B», HighNote Records
-
Denise Donatelli — «When Lights Are Low», Savant Records
-
Lorraine Feather — «Ages», Jazzed Media
-
Gregory Porter — «Water», Motéma Music
Вот те раз. А москвичи-то катались с Грегори Портером на Московском джазовом парходе и слегка посмеивались его манере оборачивать голову чёрной тканью даже в самую суровую жару. Теперь, небось, статус этого вокалиста несколько изменится!
Категория 46, «Лучшая сольная джазовая импровизация»
-
«Solar», пианист Алан Броудбент, трек с альбома «Live At Giannelli Square: Volume 1», Chilly Bin Records
-
«A Change Is Gonna Come», пианист Хэрби Хэнкок, трек всё с того же альбома «The Imagine Project» (Hancock Records)
-
«Body And Soul», пианист Кит Джарретт, трек с альбома «Jasmine», ECM
-
«Lonely Woman», пианист Хэнк Джонс (посмертно), с альбома «Pleased To Meet You», Justin Time Records
-
«Van Gogh», трубач Уинтон Марсалис, пьеса с альбома «Portrait In Seven Shades (Jazz At Lincoln Center Orchestra)», Jazz At Lincoln Center
Рискнём предположить, что Академия почтит память великого Хэнка Джонса. Впрочем, насколько Grammy отражают реальную ситуацию в джазе и что именно поощряют или отмечают — это предмет отдельного разговора, не для информационной заметки.
Категория 47. Best Jazz Instrumental Album, Individual or Group
- John Beasley — «Positootly!», Resonance Records
- Clayton Brothers — «The New Song And Dance», ArtistShare
-
Vijay Iyer Trio — «Historicity», ACT Music + Vision
-
James Moody — «Moody 4B», IPO Recordings
-
Danilo Perez — «Providencia», Mack Avenue Records
Держим пальцы за замечательного пианиста Виджея Айера, но не следует отметать возможность политкорректного голосования: легендарный саксофонист Джеймс Муди недавно объявил о своей смертельной болезни и отказе от болезненной (и наверняка бесцельной) химиотерапии, так что голосующие эксперты Академии вполне могут решить поддержать именно его.
Категория 48. «Лучший альбом большого джазового состава»
-
Darcy James Argue’s Secret Society — «Infernal Machines», New Amsterdam Records
-
Billy Childs Ensemble Featuring The Ying String Quartet — «Autumn: In Moving Pictures Jazz — Chamber Music Vol. 2», ArtistShare
-
Dave Holland Octet — «Pathways», Dare2 Records
-
Metropole Orkest, John Scofield & Vince Mendoza — «54», Emarcy/Universal
-
Mingus Big Band — «Mingus Big Band Live At Jazz Standard», Jazz Workshop, Inc./Jazz Standard
Интересная тенденция: из записей больших ансамблей только одна (альбом нидерландского Metropole Orkest с приглашённым американскими звёздами — Джоном Скофилдом и Винсом Мендосой) выпущена «большой» фирмой грамзаписи, остальные — продукция независимых, кооперативных лейблов или даже джаз-клубов (как альбом «Мингус Биг-бэнда»).
И, наконец, категория 49: Best Latin Jazz Album
-
Pablo Aslan — «Tango Grill», Zoho
-
Hector Martignon — «Second Chance», Zoho
-
Poncho Sanchez — «Psychedelic Blues», Concord Picante
-
Chucho Valdés And The Afro-Cuban Messengers — «Chucho’s Steps», Four Quarters Entertainment
-
Wayne Wallace Latin Jazz Quintet — «¡Bien Bien!» Patois Records
А теперь — к иным номинациям в конце списка, где обычно тоже мелькают джазовые имена.
Композиторская категория «Best Instrumental Composition» почти вся состоит из джазовых записей:
-
«Aurora» — композитор Патрик Уильямс (Patrick Williams The Big Band). Трек из альбома «Aurora» [ArtistShare]
-
«Battle Circle» — композитор Джералд Клэйтон (Clayton Brothers) [ArtistShare]
-
«Box Of Cannoli» — композитор Тим Хаганс (The Norrbotten Big Band). Трек из альбома «The Avatar Sessions» [Fuzzy Music]
-
«The Path Among The Trees» — композитор Билли Чайлдс (Billy Childs Ensemble). Трек из альбома «Autumn: In Moving Pictures Jazz — Chamber Music Vol. 2» [ArtistShare]
Есть свои награды и у аранжировщиков, и здесь тоже традиционно сильны позиции джазменов. В категории «Best Instrumental Arrangement» видим следующую картину:
-
«Carlos» — аранжировщик Винс Мендоса, альбом «54» (John Scofield, Vince Mendoza & Metropole Orkest), Emarcy/Universal
-
«Fanfare For A New Day» — аранжировщик Патрик Уильямс (Patrick Williams The Big Band). Трек из альбома «Aurora» [ArtistShare]
-
«Itsbynne Reel» — аранжировщик Гил Голдстайн (Dave Eggar, альбом «Kingston Morning», Domo Records
-
«Monet» — аранжировщик Тед Нэш, Jazz At Lincoln Center Orchestra (из альбома «Portrait In Seven Shades», Jazz At Lincoln Center
-
«Skip To My Lou» — аранжировщик Франк Маккиа, трек с его собственного альбома «Folk Songs For Jazzers» [Cacophony]
Аналогичная ситуация — во второй такой же категории, «Лучшая аранжировка инструментального аккомпанемента вокалу»:
-
«Baby» — трек с альбома Бобби Макферрина «Vocabularies» [Emarcy], аранжировщик Роджер Трис (Roger Treece). Кстати, этот же альбом номинирован в категории 107, «Лучший альбом классического кроссовера».
-
«Based On A Thousand True Stories» — аранжировщик Винс Мендоса, альбом «A Thousand True Stories» шведской вокалистки Силье Нергорд (Silje Nergaard & Metropole Orchestra Strings) [Sony]
-
«Don’t Explain» — аранжировщик Джеффри Кизер (Geoffrey Keezer), альбом вокалистки Дениз Донателли «When Lights Are Low» [Savant Records]
-
«Imagine» — снова вездесущий Хэрби Хэнкок, на сей раз как аранжировщик в партнёрстве с Лэрри Клайном.
Ну и, наконец, «писательская» категория — «Лучшая статья для буклета альбома» (Best Album Notes): здесь тоже часто фигурируют специалисты по джазу, так как в джазе традиционно принято публиковать на обложках виниловых альбомов или в буклетах компакт-дисков обширные, подробные статьи о музыке и музыкантах, написанные, как правило, крупными специалистами. Вот и в этом году здесь фигурирует журналист Эшли Кан (Ashley Kahn), специалист по Майлсу Дэйвису и Джону Колтрейну, на сей раз как автор статьи для буклета альбома «Side Steps» — издания исторических записей саксофониста Джона Колтрейна на Prestige Records.
Ну, а окончательных результатов нам надо ждать до 13 февраля, когда Академия звукозаписи объявит лауреатов «Грэмми». Джазовые и технические номинации обычно не показывают по телевизору, но мы обязательно постараемся их рассмотреть в специальном сообщении «Полного джаза».
эээ
«тоже чилящийся широкой публикой по джазовому ведоству »
«Брайан Сетцер, давно перключившийся»
O ja. Danke!
))) а что такое ведоству я все равно не поняла)))