Олег Степурко |
Arkady Shilkloper Trio — «Live in DOM»
2010
В импровизации джазовый музыкант не может полагаться только на вдохновение. Может, оно придёт, а может — и нет. Вот почему у него всегда есть заготовки, которые он может использовать в своем соло. Но если все же вдохновение пришло и музыкант начинает играть волшебные, фантастические фразы, которые его самого приводят в изумление, вот тогда выпускается CD с этим выступлением — «Live». Именно так случилось на концерте Трио Аркадия Шилклопера в московском клубе «Дом», что и послужило причиной выпуска альбома «Arkady Shilkloper Trio Live in Dom».
Но такое событие невозможно без того, чтобы это вдохновение коснулось единомышленников Аркадия — Игоря Иванушкина (контрабас), Артёма Федотова (ударные) и Аркадия «Freeman» Кириченко (специальный гость — на обложке написано: «вокальная акробатика»).
Конечно, выбор состава трио без гармонического инструмента, когда в ритм-секции только бас и барабаны, говорит о том, что Шилклоперу более близко линеарное мелодическое мышление, которое выражается в том, что практически все композиции написаны на ладовой основе и строятся на одном аккорде — более того, на одном риффе (повторяющейся фразе в аккомпанементе). Этот принцип подчёркивается и тем, что в аккомпанементе часто возникает «органный пункт» на одной ноте, который свойствен восточному, ладовому мышлению.
Начинается альбом с композиции Шилклопера «Кобра», её можно отнести к композиторским удачам Аркадия.
ДАЛЕЕ: продолжение рецензии, ССЫЛКИ НА ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ
Вступление «Кобры» — каденция Шилклопера, в которой он демонстрирует свою феноменальную амбушюрную технику на грани невозможного (амбушюр — рабочий орган музыканта-духовика: мышцы губ и челюстного аппарата. — Ред.). Он играет двухголосное соло, в разных регистрах показывает двух музыкальных персонажей, как в «Картинках с выставки» Мусоргского показаны два персонажа в пьесе «Два еврея. Богатый и бедный». Только у Аркадия — не два еврея, а скорее назидательная бабушка (в нижнем регистре) и непоседа-ребёнок, взвизгивающий в высоком регистре. Заканчивается этот диалог валторновым грувом, который является фирменным приёмом Аркадия: он построен на том, что часть нот берётся на вдохе, а часть на выдохе, и возникает мощный драйв, вызывающий в воображении слушателя звучание целой ритм-секции. Такие амбушюрные грувы во всём мире, кажется, может исполнять только Аркадий. Далее звучит яркая, моторная тема, основанная на движении восьмыми, она сразу вводит слушателя в мир динамических энергий нашего времени. Тема заканчивается общим унисоном, после которого начинается импровизация.
Соло Аркадия построено не так, как в мэйнстриме — только на цепочках восьмых, нона контрастных ритму протяжных фразах с амбушюрными мордентами (мелодическое украшение: нота берётся не «сплошняком», а в моментальном чередовании со вспомогательным звуком. — Ред.) и, кроме того, у него не блюзовая пентатоника, как у других, а свой лидийский лад (как привет давнему партнёру — пианисту Мише Альперину и его молдавским ладам). Но вот что необычно: кульминация соло состоит из ритмических паттернов на одной ноте, когда Шилклопер трактует валторну, как барабан. После вставки-бриджа темы начинается свинг. Некоторые считают, что появление свинга после фанк-ритма — это динамическое снижение, что так, мол, нельзя создать кульминации пьесы. Но Аркадий оправдывает свинг тем, что после остановки ритма начинает играть дуэт-перекличку с басом. Причём бас с помощью флажолетной техники игры имитирует электрогитару, и всё это движение переходит в сумасшедший, в духе Шнитке, вальсок, в котором два участника диалога начинают «перебрасываться» цитатами из академической музыки. Реприза обрывается общим унисоном.
Композиция Хораса Силвера «The Gods Of Yoruba» начинается с басового органного пункта на альпийском роге, который Шилклопер перемежает брейками барабанов: он их создаёт ударами ладонью по мундштуку (тоже фирменная «фенька» Аркадия). Затем, на бесконечном огранном пункте — ноте, которую Аркадий извлекает с помощью цепного дыхания — приглашённый певец Аркадий «Freeman» поёт скэт-каденцию. В отличие от джазовых скэтменов, Freeman использует не английские, а африканские слоги, что придаёт его фразе особый шарм. Звучит протяжная, красивая тема Силвера, переведённая из оригинального размера 4/4 в нечётный ритм 5/4. В соло Шилклопер использует ещё один фирменный приём: трели на двойной аппликатуре в высоком регистре, которые создают потрясающий эффект крика — будто кричат Сирены из античного мифа.
Пьеса «Beer For Bird» в запредельном темпе далеко за 200 ударов метронома в минуту позволяет Шилклоперу показать свою бисерную технику во всём великолепии, а Freeman‘у — свой парадоксальный скэт, часто напоминающий кудахтанье кур или скандальные реплики базарных торговок. Пьеса заканчивается виртуозным соло барабанов.
Композиция «Intrada» заставляет вспомнить о лучших опусах направления ECM: лозунг создателя этого направления, продюсера Манфреда Айхера — «самый красивый звук после тишины» — воплотил Аркадий со товарищи в этой пьесе. Как и многие пьесы этого направления, «Intrada» основана на органном пункте одиноко звучащей ноты «ля», парящей, словно птица над пустыней. На самом деле, чтобы играть такие пьесы, нужно обладать особым ощущением времени, чтобы можно было передать его слушателям. И Аркадий умеет создать остановку времени, когда оно переходит в неподвижность, и в этом надмирном покое выпрямляется душа, словно услышав звуки Вечности.
Композиция «Blues» начинается с каденции валторны, в который Аркадий применяет приём многоголосия (мультифонии): к звуку валторны добавляется пение сквозь мундштук, создавая обертональные гармоники, и это позволяет валторне играть аккордами. Далее следует тема, традиционный блюз на 12/8, который поёт Аркадий Кириченко-Freeman, и на фразы певца валторна отвечает филлами (заполняющими фразами), заставляя вспомнить диалог голоса Луи Армстронга с филлами тромбониста Джека Тигардена. И в соло валторны Аркадий демонстрирует то, что он владеет не только медитативными мирами ECM, но и может сыграть соло в лучших традициях ритм-энд-блюза.
Нам повезло, что мы дождались такого времени, когда наши музыканты стали в один ряд с лучшими музыкантами мира и выдают на-гора такие шедевры, как этот великолепный альбом. И хорошо, что всё больше людей начинают это понимать. Так, у меня есть ученик по импровизации, который имеет академическое образование по валторне, но стал заниматься джазом только благодаря Шилклоперу.
Я помню, как Шилклопер в 1970-е годы (тогда — солист оркестра Большого театра) набирался джазовых знаний в биг-бэнде легендарного Лаци Олаха и в квинтете Юрия Чугунова. В 80-е Аркадий ушёл из огромного дворца Большого театра, чтобы построить свой собственный дом. И сейчас мы можем сказать, что за эти годы Аркадий смог выстроить потрясающий дом джаза, в котором мы можем найти удивительные музыкальные миры.
к сожалению на сайте по ссылке не написано, как можно купить этот диск или где скачать.
Аркадий мне ответил:
Диск можно купить или в культурном центре «ДОМ», или у меня лично.
(наверное имеется ввиду на его концерте)
Джазовый гитарист участник легендарной джазовой группы 80-х «Зебра» мне прислал комментарий на латинице. Я даже спросил его — он с России или в Европпе?:
Oleg, dobriy vetcher, s udovolstviem prochel vashu retsenziu na CD «Arkady Shilkloper Trio Live in Dom», eto ochen izobrazitelno, izobretatelno i veselo; konechno, tak mojet pisat chelovek, katoriy sam otchen v kurse dela i blestiashe znaet predmet!
Prostite moy turetskiy aksent, nikak ne reshu vopros s cirilitsey.
Udachi!
Andrei Bodnartchouk