NEW Жан-Люк Понти в Москве: фотовзгляд
3 ноября в Московском международном Доме музыки выступает джазовый скрипач Жан-Люк Понти — новатор электроскрипки, ведущий мастер этого инструмента, прославившийся как один из пионеров джаз-рока в 1970-е гг. Вместе с ним выступят клавишник Вильям Лекомт, барабанщик Дамьен Шмитт и басист Линли Март.
Жан-Люк Понти родился во Франции 29 сентября 1942 г. Его отец был директором музыкальной школы в городке Авранш, мать там же преподавала фортепиано, так что неудивительно, что Жан-Люк начал обучаться игре на фортепиано и скрипке с пятилетнего возраста. В тринадцать лет он бросил общеобразовательную школу, чтобы иметь возможность заниматься на скрипке целый день. В 15 он уже поступил в Парижскую консерваторию, в 17 — числился её первым учеником. В то время он играл исключительно классику. Джазом он заинтересовался в двадцатилетнем возрасте, слушая пластинки своего легендарного земляка — джазового скрипача Стефана Граппелли — и его американского коллеги Стаффа Смита. Интересно, что Жан-Люк сначала попробовал играть джаз на кларнете и тенор-саксофоне и только затем вернулся к скрипке… После службы в армии в 1962-64 гг. он вернулся к музыке, но теперь уже играл только джаз. В 60-е он играл на обычной акустической скрипке в манере Граппелли; в 70-е — стал одним из пионеров европейского джаз-рока и перешел на электрический инструмент с многочисленными электронными эффектами (с 1977 г. он играет на пятиструнной электроскрипке, так называемой «виолектре»).
Помимо сольной работы, Понти был участником рок-группы Фрэнка Заппы Mothers Of Invention, джазового трио клавишника Джорджа Дюка и одного из самых значительных джаз-роковых составов 70-х — Mahavishnu Orchestra. Впрочем, он вообще очень много записывался с самыми разными музыкантами: среди них пианист Чик Кориа, басист Стэнли Кларк, его ранний кумир Стефан Граппелли и даже поп-звезда Элтон Джон. В 80-е он увлеченно работал с синтезаторами и секвенсерами, а его материал стал клониться в сторону инструментальной поп-музыки. Однако удачный альбом 1991 г. «Tchokola» продемонстрировал его новый потенциал, усиленный совместной работой с африканскими музыкантами (например, барабанщиком Брисом Васси). С тех пор он выпустил еще ряд записей на лейбле Atlantic, а в 2000-е — на Koch (в том числе очень удачный альбом 2007 г. «The Atacama Experience»). Двухтысячные для Понти — это записи с мега-звездами джаза, активная гастрольная деятельность, а в творчестве — возвращение к истокам, к джазу 70-х, с сильным влиянием африканских ритмов.
ВИДЕО: Jean-Luc Ponty «No Absolute Time»
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=xg35ZKH2Omw]