Роберт Багдасаров фото автора |
20 октября, Санкт-Петербургский Мюзик-Холл: Маркус Миллер — музыкант «первой лиги» современного джаза и фьюжн, многократный обладатель премии «Грэмми», мультиинструменталист и композитор.
Маркус Миллер (Marcus Miller) — бас-гитара, бас-кларнет; Шон Джонс (Sean Jones) — труба; Алекс Хан (Alex Han) — саксофон; Федерико Гонсалес Пенья (Federico Gonzalez Peña) — клавишные; Луис Като (Louis Cato) — ударные.
Маркус Миллер родился в 1960 г. в музыкальной нью-йоркской семье и с раннего детства проявлял повышенный интерес к музыке и музицированию. Живя в хулиганском районе Джамэйка, он сумел избежать «уличных» соблазнов и посвятить всю свою жизнь многочисленных музыкальным инструментам, которыми он владеет: начиная с кларнета, фортепиано, саксофона — и заканчивая любимой бас-гитарой. К 14 годам Миллер уже выступал с несколькими фанковыми и ритм-н-блюзовыми группами в качестве басиста и параллельно продолжал классическое музыкальное образование как кларнетист. В итоге Маркус Миллер стал одним из самых востребованных сессионных музыкантов: в первую очередь — за счёт яркой и агрессивной манеры игры на басу, и во вторую очередь — благодаря тому, что занятия классикой обогатили его свободным чтением нотной грамоты (а ведь в то время подавляющее число электробасистов были, что называется, «слухачами» и не имели музыкального образования). Очень скоро Маркус Миллер стал постоянным музыкантом штатного ансамбля популярнейшей развлекательной телепрограммы Saturday Night Live. В качестве сессионного музыканта он записывался с Аретой Франклин, Дэвидом Санборном, Мэрайей Кэрри, Элтоном Джоном, Брайаном Ферри, Фрэнком Синатрой и многими другими.
В 1981 году в жизни и карьере Миллера случился крутой поворот: кумир его детства, величайший музыкант XX века Майлс Дэйвис пригласил Миллера в свой коллектив. А в 1986 году они записали совместный альбом «Tutu», посвящённый знаменитому борцу за права чёрного населения ЮАР — епископу Дезмонду Туту, который в 1984 г. получил Нобелевскую премию мира. Миллер полностью спродюсировал этот альбом и сам записал все инструментальные партии — Майлсу оставалось только импровизировать поверх них.
Сольная карьера Маркуса Миллера началась на рубеже 1980/90-х; ряд успешных альбомов, прежде всего «Tales» и «M ²», выдвинули его в число самых известных солирующих бас-гитаристов в мире.
Впервые российская публика увидела Маркуса в Санкт-Петербурге на Петропавловском джазовом фестивале-2006 и была покорена его талантом. В 2007 г. Маркус Миллер был хэдлайнером крупнейшего джазового open-air фестиваля«Усадьба. Джаз» в Архангельском. В тот раз он легко, буквально с первого аккорда, покорил московскую публику, что обеспечило ему грандиозный аншлаг во время следующего приезда в 2008 году в рамках «The Thunder! Tour» совместно с двумя другими популярнейшими бас-гитаристами — Виктором Вутеном и Стэнли Кларком.
В 2010 году Маркус Миллер посетит Санкт-Петербург в рамках тура, посвященного Майлсу Дэйвису. Тур называется «Tutu Revisited — The Music of Miles Davis». Гость шоу — главная труба всемирно известного джазового оркестра Линкольн-Центра, Шон Джонс. Программа концерта составлена по мотивам того самого альбома «Tutu» — эдакой лихо завёрнутой, очень мощно аранжированной смеси из джаза, фанка, рока, фьюжн и… невероятной магии.
ЗАКАЗАТЬ БИЛЕТ
Александровский парк, 4 (м. «Горьковская») Проезд
Сайт Мюзик-Холла
ДАЛЕЕ: интервью Маркуса Миллера, видео проекта «Tutu Revisited — The Music of Miles Davis»!
Интервью Маркуса Миллера
(июнь 2010, Роттердам, фестиваль North Sea Jazz. Фрагменты)
Маркус, скажи пару слов о программе, в туре с которой ты сейчас находишься, я знаю, что это музыка Майлса Дэйвиса — «Tutu Revisited»…
— В Париже в прошлом году с сентября по январь была выставка, посвящённая Майлсу Дэйвису — это целый музей, посвящённый творчеству и жизни Майлса. И директор выставки позвонил мне и попросил на закрытии выставки в честь Майлса сыграть «Tutu». Я немного нервничал по этому поводу, помня, что Майлс был не тем человеком, который любил возвращаться в прошлое. Он никогда не стал бы играть музыку, которой уже больше 20 лет… Поэтому я нервничал, но затем подумал: «Если я найду молодых и по-настоящему талантливых музыкантов, как Дэйвис, когда вышла пластинка «Tutu», они смогут привнести нечто новое в эту музыку, и таким образом мы отдадим дань Майлсу и одновременно создадим новый современный саунд, который, я думаю, понравился бы Майлсу». К тому же Майлс любил в составе группы иметь молодых, вдохновляющих его музыкантов, и я подумал, что получится отличное сочетание двух ментальностей. Мы собрали молодых ребят, звучание получилось отличное, и то, что должно было быть одним концертом, в итоге переросло в тур на несколько месяцев. Нам так понравилось, что мы решили повторить тур и в этом году, и второй год удаётся на славу.
Маркус, кто для тебя Майлс Дэйвис?
— Для меня Майлс Дэйвис и Джон Колтрейн облекли в физическую форму сам джаз. Много музыкантов, которых я знаю, постоянно развиваются, и в момент выбора, в каком направлении пойти, спрашивают себя: что бы Майлс сделал в этом случае, что бы Джон сыграл здесь? Потому что Джон и Майлс создали образец: всегда в поиске, никогда не довольны тем, что сделали вчера. Майлс в особенности: постоянно развивался, постоянно делал что-то новое, и это для него было натуральное состояние. Это стало очень важным моментом в моём развитии как музыканта, именно в этом я многому у него научился.
ВИДЕО проекта «Tutu Revisited — The Music of Miles Davis»:
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=BndeCNt_srI]