Новое поколение норвежского джаза. Mathias Eick Quintet в Москве: впечатления

2
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

3 октября в Московском Доме композиторов играл квинтет норвежского трубача Матиаса Эйка. Эйк — из молодого поколения норвежских импровизаторов: когда первые звёзды «нордического» джаза (Ян Гарбарек, Терье Рипдаль и др.) уже были на пике славы в Европе, Матиаса ещё не было на свете — он родился в 1979 г. Как и многие другие современные джазмены, он играет на множестве разных инструментов: на концерте в Москве он солировал на трубе и на синтезаторе, а вообще профессионально играет ещё и на контрабасе, вибрафоне и гитаре.

Mathias Eick
Mathias Eick

И, как и у многих современных джазменов, работа с собственным ансамблем у него — не единственная и не факт, что главная: с 1998 г. он работает в составе одного из самых известных норвежских «молодёжных» джазовых коллективов, играющих так называемый nu jazz — группе Jaga Jazzist. Там же играет и пианист его квинтета, Ойстейн Муен (Øystein Moen), и влияние Jaga Jazzist отчётливо слышно в сольной работе Матиаса Эйка: её основу составляют чистые, прозрачные мелодии, иногда до боли напоминающие музыку из хороших советских кинофильмов 1970-х гг. — опирающиеся на европейскую мажорно-минорную ладовую систему и не носящие ни в изложении темы, ни в импровизации ни малейшего оттенка «афроамериканщины» с её характерными блюзовыми нотами.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, фото, видео с концерта!


ВИДЕО: Квинтет Матиаса Эйка играет пьесу «December» (фрагмент)
httpv://www.youtube.com/watch?v=SiaMYfhKpB0

При этом многие пьесы строятся по примерно сходному генеральному плану: развёрнутая интродукция, изложенная продолжительными арпеджио (последовательным перебором нот аккордов) на синтезаторе или акустическом рояле и длинными нотами на трубе, переходит в медленную или среднетемповую, но всегда ощутимо пружинящую, ритмичную пьесу, где тема опять излагается протяжными нотами трубы с обширной реверберацией. О, эта реверберация, наследие звукового канона легендарного лейбла ECM, прославившего в Европе норвежский джаз — длиннющее эхо на длинных нотах, которое пиарщики фирмы именовали «звуком ледяных фиордов», хотя звук этот получался не погружением солиста в ледяной фиорд, а выкручиванием до отказа ручки задержки на ревербераторе Lexicon в знаменитой студии Rainbow в Осло! Матиас сознательно играет с ней, меняет продолжительность реверберации и окраску тембра инструмента, делая его то более звонким, как у собственно трубы, то более глухим, как у флюгельгорна — под левой рукой у него стоит специальный контроллер, которым он искусно меняет параметры звука своего инструмента; а для того, чтобы сменить звук с чистого на «примоченный», он то и дело поворачивает трубу от одного установленного перед ним микрофона к другому.
Соло трубы, за счёт доминирующего использования мажорно-минорной системы и общеевропейских песенных интонаций, у Эйка зачастую кажется выписанным продолжением изложения темы (хотя на самом деле он весьма искусно эти соло импровизирует).

Аудун Эрлиен
Аудун Эрлиен

Временами (особенно когда Матиас отставляет трубу на специальную подставку и берётся за синтезатор) саунд группы вообще уклоняется в сторону добротного прог-рока, но звучащего не подавляюще, а деликатно, атмосферно, объёмно, с опорой на скромный, не «задранный» в звуковом балансе, но хорошо ощутимый бас (Аудун Эрлиен). Тут опять скрещение традиций «нордической» звукозаписи, сформированных ещё в 70-е гг. прошлого века норвежским звукорежиссёром Яном-Эриком Конгсхёугом, и общей для всего модного движения nu jazz тенденцией делать звук максимально прозрачным. Нужно отметить, что ансамлю в рамках этой довольно узко очерченной звуковой эстетики удаётся добиться впечатляющего тембрового разнообразия и довольно яркой ритмики, в том числе — за счёт использования сразу двух ударных установок, персонал которых (Торстен Лофтхус и Эрланн Дален) искусно переключается между функциями граунд-бита (основного ритмического пульса) и тембрально-перкуссионной работы, расширяющей и обогащающей звуковую палитру ансамбля.

Матиас Айк, Торстен Лофтхюс и Эрланд Дален
Матиас Эйк, Торстен Лофтхус и Эрланд Дален

Так, в пьесе «October» (как и многие другие композиции, прозвучавшие в этом концерте, она изначально была записана на первом сольном альбоме Матиаса Эйка «The Door», вышедшем в 2008 г. на ECM) впечатлило использование в качестве одного из перкуссионых (а точнее, даже и мелодических) элементов… музыкальной пилы — настоящей ленточной пилы, на которой играют смычком!
httpv://www.youtube.com/watch?v=6zGCz_qb-8Y

Общее впечатление: нам крайне полезно соприкасаться с передним краем развития импровизационной музыки по всему миру. Это очень здорово, что к нам часто ездят американцы — в том числе и те, кто определяет сейчас вектор поисков на «переднем крае», и вовсе не обязательно в авангарде; хотелось бы сказать то же самое и о европейцах, но увы — передовые, ищущие музыканты-импровизаторы из Европы оказываются у нас не так часто, а если оказываются, то либо в лице «звёзд», которых приятно увидеть «для коллекции», но которые давно уже никуда не идут и остановились в своём развитии, либо в лице каких-то уж совсем оторванных от широкой слушательской массы экспериментаторов. А такие вот, как ансамбль Матиаса Эйка, общедоступные, понятные самой широкой публике и в то же время не застывшие в своём развитии, опирающиеся не на музейные модели полувековой давности, а на сегодняшний день развития массовых музыкальных жанров — увы, приезжают редко. И как жаль, что на концерте Матиаса Эйка в Доме композиторов практически не было наших молодых музыкантов, которым крайне полезно слушать подобные коллективы, зато примерно треть зала заполняли слушатели, между собой говорившие по-норвежски! Может, организаторам стоило бы не идти по лёгкому пути, приглашая «экспатов», а хотя бы прислать заранее анонс для публикации в профильном издании, то есть в «Джаз.Ру»?.. Впрочем, этот риторический вопрос автор уже устал задавать, потому что внятного ответа на этот вопрос всё равно никогда не получает.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяСаксофонист Олег Киреев назначен советником президента Башкирии
Следующая статьяЭлектробасист Маркус Миллер покажет в Петербурге посвящение «Tutu»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Спасибо. К сожалению видео записано «С воздуха», при этом барабаны всегда доминируют. Учитывая ваше положение (все таки джазовый журнал) попробуйте договариваться о записи с пульта. Хотя это конечно дополнительные трудности, но было бы значительно качественнее

    • Боюсь, Вы не очень представляете себе ни юридические, ни технологические реалии этого вопроса. Если коротко: это невозможно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя