В течение октября и ноября текущего года в залах Московского Дома музыки пройдёт ряд интересных джазовых концертов. Москвичи смогут услышать американскую вокалистку Шарон Кларк, японскую пианистку Кейко Мацуи, оркестр им. Олега Лундстрема, трио американского барабанщика Майка Кларка, дуэт джазовых пианистов Валерия Гроховского и Бориса Фрумкина, дуэт американского пианиста Мишеля Камило с испанским фламенко-гитаристом Томатито и много другой яркой джазовой музыки.
ДАЛЕЕ: полная джазовая программа ММДМ на октябрь и ноябрь 2010 года, видео!
10 октября, 19:00, Театральный зал
Шарон Кларк, джазовый вокал (США) и квартет Алексея Черемизова (Санкт-Петербург)
Вы думали, что наследие великих американских певиц прошлых лет Эллы Фитцджеральд и Сары Вон забыто, и такой классический джаз уже никто не поёт?
Тогда встречайте и удивляйтесь — впервые в Москве выступит потрясающая Шарон Кларк. Она не оставляет равнодушным никого: критики расхваливают её на все голоса, музыкантов она повергает в благоговейный шок, а записи, где звучит её голос, переиздаются во всем мире. Ей рукоплещут залы Америки, Европы, а теперь — что очень приятно — и России.
Великолепная джазовая певица, Шарон Кларк является обладательницей потрясающего сочного контральто с небольшой хрипотцой. Выпускница всемирно известного Berklee College of Music, она одинаково искусно поёт джаз, блюз, соул и госпел, завораживая слушателя необычным тембром, великолепной техникой, чарующим свингом и мощью скэта.
На концерте в Доме музыки Шарон Кларк выступит в сопровождении петербургских джазменов — квартета под руководством талантливого пианиста и прекрасного аккомпаниатора Алексея Черемизова.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=S-QqRzJX3D0]
11 октября, 19:00, Светлановский зал
Кейко Мацуи, фортепиано (Япония)
В современной музыке коммерческая составляющая прочно занимает первую позицию. Статистика (сколько альбомов продано, сколько концертов в год…) стала главным оценочным критерием «звёздности» музыканта. Исходя даже единственно из этого критерия, Кейко Мацуи — звезда мирового масштаба. Продажи её дисков только в США зашкалили уже за полтора миллиона, при том, что большинство современных меломанов «скачивают» (законными и не очень способами) музыку из интернета.
И всё же Кейко Мацуи — это не коммерческий проект. Она настоящая художница от джаза. Каждый, из более чем десятка её альбомов и сотен концертов по всему миру, поражает новой гаммой красок, от пастельных тонов, до ярких этнических мотивов. Её мелодии не будоражат кровь, но и не дают заснуть. Первое ощущение во время прослушивания её композиций — необозримая глубина, в которой, к слову, тонуть приятно.
Предпоследний релиз Кейко Мацуи, композиции из которого услышат московские слушатели, наряду с песнями нового альбома — это своего рода квинтэссенция взаимопроникновения культур. Альбом записывался в ЮАР, Японии и США. Африканские и азиатские мотивы гармонично вплетены в канву американского джаза. Альбом «Moyo» (в переводе с суахили «душа») — первый, выпущенный Мацуи под собственным лейблом, он замечателен ещё и количеством приглашенных звёзд, участвовавших в записи: легендарный трубач Хью Масакела, саксофонисты Джеральд Олбрайт и Пол Тейлор, бас-гитарист Ричард Бона и многие другие.
Стиль Мацуи обычно называют «современным джазом» или «современной музыкой для взрослых». Но если мы немного углубимся в музыкальные направления, то данная музыка — нечто среднее между new age, smooth jazz и easy listening.
Мелодии пианистки всегда оригинальны, а аранжировки с использованием большого количества инструментов (в том числе национальной японской флейты сякухати) делают её музыку узнаваемой. Мацуи, говорящая языком джаз-поп и фьюжн, получила также признание как оригинальный композитор, сохранивший верность музыкальной культуре Востока, и как своеобразная вокалистка.
В программе московского концерта будут представлены композиции, как с предпоследнего альбома «Moyo», так и с нового альбома, выход которого намечен на осень 2010.[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=XzqsWxau_gI]
12 октября, 19:00, Театральный зал
Абонемент «Джаз со всеми остановками»: «Бенни Гудман и его время». Биг-бэнд имени Олега Лундстрема
Олег Лундстрем и Бенни Гудман — важные имена в истории джаза. В 1934 году оба музыканта создали свои легендарные джазовые оркестры, и каждый из них внёс неоценимый вклад в развитие музыкального искусства. Сегодня оркестр, носящий имя Олега Лундстрема (великого бэндлидера не стало в 2005 году), является самым «долгоиграющим» биг-бэндом в мире, что зафиксировано в российской Книге рекордов Гиннеса. Коллектив, недавно отметивший 75-летие, не только завоевал мировую славу, но и стал великолепным примером для подражания. Сотни тысяч зрителей побывали на его концертах, миллионы внимали его выступлениям по радио и телевидению, нетерпеливо ожидая выхода каждой новой пластинки. Творческая жизнь коллектива насыщенна и сегодня.
Наследие Бенни Гудмана (между прочим, сына выходцев из Российской империи) также собрано в огромном количестве альбомов. Большинство из них было записано в 30-е и 40-е годы прошлого века (в «эпоху великих биг-бэндов») фирмами Columbia и RCA Victor. Многие собственные композиции Гудмана вошли в джазовый золотой фонд, став вечнозелёными стандартами и обогатив репертуар без преувеличения всех биг-бэндов мира.
14 октября, 19:00, Светлановский зал
«Упоение джазом»: трио Майка Кларка (США) и Фонограф биг-бэнд Сергея Жилина. Струнная группа симфонического оркестра Москвы «РУССКАЯ ФИЛАРМОНИЯ»
«Упоение джазом» — цикл концертов, который вот уже несколько лет с успехом организует и проводит известный джазовый музыкант Сергей Жилин и его оркестр «Фонограф».
Очередной концерт цикла — это совместный проект, в котором партнёрами российских музыкантов станут джазмены из США. «Фонограф-Биг-Бэнд» и джазовое трио Майка Кларка не только сыграют каждый по отделению концерта, но также исполнят несколько произведений вместе. Прозвучат новые интерпретации известных джазовых стандартов, а слушатели вновь смогут насладиться современным джазом — ярким, энергичным и эмоциональным.
Трио Майка Кларка (США) Mike Clark’s Carnival of Soul. Им руководит знаменитый ударник Майк Кларк, один из лучших джазовых и фанк-ударников США. Он выступал с такими звездами, как Хэрби Хэнкок, Чет Бейкер, Уэйн Шортер, Джо Хендерсон, Гил Эванс, Тони Беннетт, Бобби Макферрин. Его бит можно услышать на треках столь разных музыкантов, как хип-хоп группы NWA и De La Soul, звезды хип-хопа и ди-джея Грэндмаста Флэш, Принс, Джанет Джексон, Бритни Спирс, Снуп Догг и др. Хэрби Хэнкок назвал Кларка «великим джазовым ударником».
В Россию Кларк приезжает с саксофонистом Робом Диксоном и органистом Джерри Зедом, которые принимали участие в записи альбома «Carnival of Soul».
Критики отмечают удивительно свежее и мощное звучание саксофона Диксона. Он работал с оркестром Каунта Бэйси, оркестр Эллингтона и многими другими. Джерри Зед (его настоящее имя Юрий Заславский, он родился на Украине) cейчас живет в Нью-Йорке и считается одним из наиболее оригинальных музыкантов в мире джаза/фанка этого города.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=xglvBageLfk]
23 октября, 19:00, Театральный зал
Абонемент «Валерий Гроховский представляет»: дуэт джазовых пианистов Валерий Гроховский — Борис Фрумкин
Именной абонемент Валерия Гроховского открывает его совместное выступление с Борисом Фрумкиным — известным джазовым пианистом, композитором и аранжировщиком. У обоих собеседников этого джазового диалога академическое прошлое. Впрочем, Борис Фрумкин консерваторию так и не закончил — джазовые «соблазны» для серебряного медалиста ЦМШ оказались сильнее. На выпускном концерте он поразил всех своими импровизациями, в 1965-м, всего через три года после окончания школы, уже выступал в Москве на фестивале со своим квинтетом. Ещё при жизни Дюка Эллингтона играл для него и удостоился похвалы гениального пианиста и композитора. Фрумкин работал в разных оркестрах, после ухода Георгия Гараняна руководил ансамблем «Мелодия», участвовал в постановке первого российско-американского мюзикла на музыку Эллингтона «Настоящая леди» (1988). Вот уже два года он возглавляет Государственный камерный оркестр имени О. Лундстрема.
24 октября, 14:00, Театральный зал
Абонемент «Азбука джаза» — «Гершвин-шоу»: Григорий Файн и ансамбль «Звёзды джаза»
Что такое джаз? Как его играют? Каким бывает джаз? На все эти животрепещущие вопросы, а также на множество других отвечает в своем цикле «Азбука джаза» пианист и композитор Григорий Файн. Он задался благородной целью ознакомить юную слушательскую поросль с классикой джаза и его кумирами, хотя учиться по «Азбуке» Файна интересно меломанам всех возрастов. Это подтверждают «выпускники» Григория Файна, уже освоившие весь его джазовый «курс» — ведь этот образовательный абонемент проходит в Доме музыки не первый год.
Первая программа абонемента «Азбука джаза» посвящена творчеству американского композитора Джорджа Гершвина. Ведь именно ему, по меткому выражению Уолтера Дамроша, удалось ввести Леди Джаз «как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество» и «смело одеть эту крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта». Прозвучат популярные мелодии Гершвина, ставшие вечнозелёными хитами.
В программе традиционно принимает участие ансамбль Григория Файна «Звезды джаза».
24 октября, 19:00, Театральный зал
Абонемент «Джазовые истории от Алексея Козлова»: новый вокал хх века. Джаз, соул, фанк, рок и поп
Прославленный музыкант Алексей Козлов продолжает свой просветительский проект в Доме музыки, стартовавший несколько сезонов назад. В своих оригинальных концертах-лекциях он уже расписал историю джаза и рока по хронологии и по персоналиям, а также подвёл к стилям, которые влияли на джаз и соединялись с ним, образуя самые разнообразные сочетания. Теперь настал черёд исполнительских спецификаций: в первой программе нового сезона Алексей Козлов в присущей ему захватывающей манере будет повествовать о том, как менялось звучание и значение человеческого голоса от направления к направлению в музыкальном искусстве прошлого века.
Как известно, Козлов — фантастический знаток музыкальной истории — умеет дать ощущение контекста времени, в которое возникало то или иное музыкальное явление. При этом он щедро делится с аудиторией не только знаниями, но и уникальными видео- и аудиоматериалами, демонстрирует фотографии и музыкальные клипы, что позволяет каждой лекции стать уникальным событием.
14 ноября, 19.00, Светлановский зал
Абонемент «Игорь Бутман представляет»
Мишель Камило, фортепиано (США), и Томатито, гитара (Испания); Игорь Бутман, саксофон
Джазовый пианист Мишель Камило (р. 1954) и гитарист фламенко Томатито (р. 1958) в составе дуэта выступят в России впервые. Идея совместного проекта пришла в голову Камило, который и уговорил поначалу скептически настроенного Томатито: «Мы не будем делать ни альбом в духе фламенко, ни, тем более, джазовый. Это что-то вроде приятного времяпровождения, и мы сыграем несколько пьес, в которых просто словим кайф». Нарочито неамбициозный проект «Spain» (2000) в результате завоевал Grammy, спровоцировал успешные туры дуэта в разных странах и побудил записать сиквел «Spain Again» (2006). Томатито признаётся, что после 18 лет работы с легендарным исполнителем фламенко Хосе Камароном играть с кем-то в ансамбле для него не представляет особой сложности. «Секрет в том, — считает Томатито, — что в джазе, как и во фламенко, ты думаешь на несколько тактов вперёд». Вот и дуэт с Мишелем Камило оказался более чем удачным. Камило, уроженец Доминиканской республики, прославился как пианист-виртуоз, умело соединяющий технику бибопа с латиноамериканскими ритмоформулами. В его активе 8 сольных альбомов, масса почетных мест в джазовых рейтингах разных лет.
В Москве дуэт выступит по приглашению Игоря Бутмана, причём знаменитый саксофонист тоже выйдет на сцену со своими именитыми гостями.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=yEwIwno2aL8]
27-28 ноября, 19.00, Светлановский зал
Серия «Джазовый Олимп»: TAKE 6 (США)
История Take 6 началась ровно 30 лет назад в одном из алабамских колледжей, когда первокурсник Клод Макнайт собрал друзей, чтобы вечерами петь джаз и госпел. Квартет выступал в кампусе и небольших церквях. Через какое-то время стало ясно, что парни переросли уровень студенческой самодеятельности. Путь к профессиональной карьере группе, которая к 1987 году насчитывала уже шесть человек, открыла фирма Warner Brothers, и её ставка на талантливых дебютантов оправдалась. Спустя год первый альбом Take 6, напомнив о кумирах госпела 1750-х, завоевал «Грэмми», прочно утвердившись в первой десятке по версии Billboard‘s Contemporary Jazz и Contemporary Christian charts. Путь по звёздной лестнице продолжился и в 1990-е, когда практически каждый альбом Take 6 становился событием и собирал урожай наград высшей пробы.
Сегодня секстет по-прежнему популярен. Его безупречный вокал, гармонически изысканное многоголосие и импровизационная свобода неизменно вызывают восхищение слушателей и критики. И немудрено. По словам Макнайта, группа начинает новый проект, веря, что он будет лучшим. Их девиз: «Эй, давайте-ка сдвинем эту гору!» (см. Мк 11:23).
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=QkL3nBCpoCo]
Сайт Московского международного Дома музыки
Буду удивляться разнообразию джазовых абонементов в ММДМ в этом году, а джаз ру мог и бы и профильтровать новость на предмет актуальности. Шэрон Кларк не впервые в Москве.