Андрей Соловьёв Фото: архив автора |
«Мы со смертью не встречаемся, — писал то ли Вольтер, то ли Дидро, — когда она есть, нас уже нет». Это не совсем так, потому что встреча всё-таки происходит, когда уходят близкие люди. Даже если живут они далеко, на другом конце Света. У нас уже наступил понедельник, а в Лос-Анджелесе еще продолжался воскресный вечер, когда не стало гитариста Игоря Григорьева.
Во второй половине 80-х Игорь Григорьев был одним из самых заметных представителей московской новоджазовой сцены. При этом, думаю, его можно смело признать едва ли не единственным в России музыкантом, который великолепно изучил традиционный джаз, свободно играл на джемах несколько сотен «стандартов», писал роскошные аранжировки для биг-бэнда и при этом глубоко знал и чувствовал новую импровизационную музыку. Он никогда не разыгрывал «перестроечную карту», чем подчас грешили наши авангардисты, не поддавался соблазну превратить выступление в капустник, юмористический концерт или балаган. Однажды, за рюмочкой чая, я спросил его: «Игорь, ты так много сил отдал классическому джазу — что тебя привлекает в авангарде, почему ты играешь его?» — «Мне интересен новый звук, необычные тембры и краски. А также новый ритм, для этого в импровизационной музыке больше возможностей, чем в джазе, где все вращается вокруг бесконечного чик-чирик-чик-чирик» (так он остроумно проиллюстрировал характерную свинговую пульсацию).
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Игоря Григорьева, фото, видео
Первыми заметными проектами Игоря Григорьева в Москве стали группы «Крыша» и «Асфальт», представлявшие у нас панк-джаз, no wave и звучавшие как-то совсем не по-русски. Когда я вспоминаю те годы, мне кажется, что многое из записанного Игорем тогда сегодня остается актуальным, и это не только мое мнение. Некоторое время назад, например, владелец фирмы SoLyd Records Андрей Гаврилов сказал мне: «Что бы я сегодня с удовольствием переиздал, так это записи «Крыши», выпущенные «Мелодией».
Группу «Асфальт» Григорьев собрал в 1987 году. Как я уже отметил, этот проект развивал идеи no wave — «никакой волны». Григорьев много слушал таких музыкантов, как Джамаладдин Такума, Джеймс Блад Алмер, Роналд Шеннон Джексон и по косточкам разложил все секреты коулмановской «гармолодики». Музыка «Асфальта» была в меру злая, энергичная и довольно сложная с точки зрения фразировки и ритма. «Крыша», наоборот, звучала помягче, изобиловала элементами медитации и ладовой импровизации. «Такую музыку авангардисты, должно быть, слушают в плеере», — метко подметил Дмитрий Ухов, набрасывая одну из первых рецензий на записи проекта. Появление «Крыши» и «Асфальта» пришлись на начало перестройки. На группу обратили внимание не только наши, но и западные издатели — фирма Bad Alchemy в Германии и Leo Records в Великобритании. Игоря пригласил в свой состав Владимир Чекасин. Но у гитариста были совсем другие творческие и жизненные планы — в самом начале 90-х он эмигрировал в Калифорнию.
В Лос-Анджелесе он сразу неплохо устроился, нашёл место в одном из голливудских оркестров, начал преподавать в Los Angeles Harbor College. Некоторое время даже сотрудничал со Стэном Гетцем и Шорти Роджерсом. Одна из первых пластинок, выпущенных им за океаном — это альбом «The Land of Cucumber», «Страна огурцов», изящная сольная пластинка со стандартами и ностальгически-ироничными треками вроде «Black Eyes». Потом вышел компакт-диск дуэтов с очень музыкальной и понимающий толк в мэйнстриме японской певицей Киото Вадзима. Одним из постоянных заокеанских партнёров Игоря стал калифорнийский тромбонист-ветеран Родни Оукс, с которым они продвигали проект Ogogo (своеобразное сокращение от фамилий Оукс и Григорьев). В минувшем десятилетии Игорь Григорьев издал более полутора десятка пластинок, как концертных, так и студийных. Иногда казалось, что он торопится сделать больше, словно боится не успеть. К сожалению, многие его проекты так и остались незавершёнными. На рассвете 27 сентября сердце гитариста перестало биться.
ВИДЕО:
Проект OGOGO
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=zIzJCOE0GJE]
Igor Grigoriev, Rodney Oakes: Joy Spring
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=4KnxLFw-LEc]
Возможно кто-то из великих французов и писал подобным образом о смерти, но это не более, чем вольная интерпретация высказывания Эпикура из письма к Менекею: «Таким образом самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, мы уже не существуем». Что же касается Игоря Григорьева, то я, к стыду своему, достаточно хорошо зная московскую джазовую сцену, об этом гитаристе слышу впервые, хотя, если судить по заметке-некрологу, он не был музыкантом второго порядка. Жаль, что о некоторых своих соотечественниках-музыкантах узнаешь только в рубрике » In Memoriam».
Сложный был человек. И необычайно талантливый. Жил себе в кайф. Не прогибался. Не пристраивался. Музыка его такая же тонкая и сочная, как и он сам. Кому посчастливилось знать его лично — уж точно запомнил на всю жизнь. Мне посчастливилось. И стены ДК в «Бауманке» верно до сих пор дрожат от радости, помня бетоном как мы там встречались «пошуметь».
Прощай, Игорь…Спасибо за удовольствие быть рядом с тобой и на одной сцене, и за одним столом.
Отдельное спасибо и респект Андрею Соловьеву — единственному, пожалуй, Человеку, которого Игорь Григорьев мог назвать своим Другом.
Узнала о смерти Игоря только сегодня, случайно. Знала его хорошо, давно, в юности. Да уж, был не простой. Но очень интересный. Мне лично в жизни много открыл и много дал. Дружили плотно, правда, в основном он с моим мужем. Музыкант сильный, труд в музыке был потрясающим, самоотверженным в те годы. Талантливый был, философ. Кто поможет узнать о его последних годах жизни? Если можно…
Не знаю насколько он был сложным человеком, мне посчастливилось с Игорем работать в Ставропольской филармонии, никогда у меня не возникало никаких разногласий с ним, хотя все было не всегда гладко, конечно ругались, бросали инструменты и уходили, но все это творческий процесс — так и должно быть, в споре рождается истина. Когда я пеереехал в штаты, Игорь здесь уже был своим в доску, и конечно с первыми вопросами, которых было не мало, я обращался к нему. Даже когда он был на гастролях, он всегда поднима трубку и в очередной раз обьяснял мне особенности американской жизни. Для меня он был как палочка- выручалочка номер один. А по поводу пофилософствовать он любил, я никогда не забуду когда я был проездом в Москве и останавливался у него, в то время он преподовал гитару в училище, его мама, как и многие москвичи в то время, гнала самогон, и мы набравшись сего зелья спорили до хрипоты — время линейно или нет. Мы никогда не забудем тебя, золотой ты наш Игорь!