Игорь Григорьев. In Memoriam

4
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Андрей Соловьёв
Фото: архив автора
AS

«Мы со смертью не встречаемся, — писал то ли Вольтер, то ли Дидро, — когда она есть, нас уже нет». Это не совсем так, потому что встреча всё-таки происходит, когда уходят близкие люди. Даже если живут они далеко, на другом конце Света. У нас уже наступил понедельник, а в Лос-Анджелесе еще продолжался воскресный вечер, когда не стало гитариста Игоря Григорьева.

Игорь Григорьев
Игорь Григорьев

Во второй половине 80-х Игорь Григорьев был одним из самых заметных представителей московской новоджазовой сцены. При этом, думаю, его можно смело признать едва ли не единственным в России музыкантом, который великолепно изучил традиционный джаз, свободно играл на джемах несколько сотен «стандартов», писал роскошные аранжировки для биг-бэнда и при этом глубоко знал и чувствовал новую импровизационную музыку. Он никогда не разыгрывал «перестроечную карту», чем подчас грешили наши авангардисты, не поддавался соблазну превратить выступление в капустник, юмористический концерт или балаган. Однажды, за рюмочкой чая, я спросил его: «Игорь, ты так много сил отдал классическому джазу — что тебя привлекает в авангарде, почему ты играешь его?» — «Мне интересен новый звук, необычные тембры и краски. А также новый ритм, для этого в импровизационной музыке больше возможностей, чем в джазе, где все вращается вокруг бесконечного чик-чирик-чик-чирик» (так он остроумно проиллюстрировал характерную свинговую пульсацию).
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Игоря Григорьева, фото, видео
Первыми заметными проектами Игоря Григорьева в Москве стали группы «Крыша» и «Асфальт», представлявшие у нас панк-джаз, no wave и звучавшие как-то совсем не по-русски. Когда я вспоминаю те годы, мне кажется, что многое из записанного Игорем тогда сегодня остается актуальным, и это не только мое мнение. Некоторое время назад, например, владелец фирмы SoLyd Records Андрей Гаврилов сказал мне: «Что бы я сегодня с удовольствием переиздал, так это записи «Крыши», выпущенные «Мелодией».

Игорь Григорьев, 1987
Игорь Григорьев, 1987

Группу «Асфальт» Григорьев собрал в 1987 году. Как я уже отметил, этот проект развивал идеи no wave — «никакой волны». Григорьев много слушал таких музыкантов, как Джамаладдин Такума, Джеймс Блад Алмер, Роналд Шеннон Джексон и по косточкам разложил все секреты коулмановской «гармолодики». Музыка «Асфальта» была в меру злая, энергичная и довольно сложная с точки зрения фразировки и ритма. «Крыша», наоборот, звучала помягче, изобиловала элементами медитации и ладовой импровизации. «Такую музыку авангардисты, должно быть, слушают в плеере», — метко подметил Дмитрий Ухов, набрасывая одну из первых рецензий на записи проекта. Появление «Крыши» и «Асфальта» пришлись на начало перестройки. На группу обратили внимание не только наши, но и западные издатели — фирма Bad Alchemy в Германии и Leo Records в Великобритании. Игоря пригласил в свой состав Владимир Чекасин. Но у гитариста были совсем другие творческие и жизненные планы — в самом начале 90-х он эмигрировал в Калифорнию.

 В Лос-Анджелесе он сразу неплохо устроился, нашёл место в одном из голливудских оркестров, начал преподавать в Los Angeles Harbor College. Некоторое время даже сотрудничал со Стэном Гетцем и Шорти Роджерсом. Одна из первых пластинок, выпущенных им за океаном — это альбом «The Land of Cucumber», «Страна огурцов», изящная сольная пластинка со стандартами и ностальгически-ироничными треками вроде «Black Eyes». Потом вышел компакт-диск дуэтов с очень музыкальной и понимающий толк в мэйнстриме японской певицей Киото Вадзима. Одним из постоянных заокеанских партнёров Игоря стал калифорнийский тромбонист-ветеран Родни Оукс, с которым они продвигали проект Ogogo (своеобразное сокращение от фамилий Оукс и Григорьев). В минувшем десятилетии Игорь Григорьев издал более полутора десятка пластинок, как концертных, так и студийных. Иногда казалось, что он торопится сделать больше, словно боится не успеть. К сожалению, многие его проекты так и остались незавершёнными. На рассвете 27 сентября сердце гитариста перестало биться.

Дискография Игоря Григорьева

ВИДЕО:
Проект OGOGO
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=zIzJCOE0GJE]

Igor Grigoriev, Rodney Oakes: Joy Spring
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=4KnxLFw-LEc]

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяАлексей Кузнецов: «Полвека в джазе», часть 3-я…
Следующая статьяНовосибирск возрождает джазовый фестиваль: в столице Сибири пройдёт Sib Jazz Fest
Андрей Соловьёв
ВИКИПЕДИЯ: Андрей Соловьёв родился и живёт в Москве. Окончил философский факультет МГУ, защитил диссертацию по истории европейской философии, преподавал, дослужился до профессора. Параллельно много времени уделял музыке, играл джаз на трубе, выступал со многими известными музыкантами, как отечественными (Сергей Курёхин, Владимир Чекасин, Марк Пекарский, Сергей Летов), так и зарубежными (Питер Ковальд, Ханс Кох, Луис Склавис). Гастролировал в Германии, Италии, Швейцарии, США, записал полтора десятка компакт-дисков и виниловых пластинок с различными составами. В 1985 году создал знаменитый «Оркестр московских композиторов», а с 1995 года постоянно играет на трубе в московской рок-группе «Вежливый отказ». Несколько лет вёл джазовые программы на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Ракурс». Подкасты Андрея Соловьёва «Дом, который построил джаз: вид сбоку» выходили на «Джаз.Ру» с 2006 по 2015 год.

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Возможно кто-то из великих французов и писал подобным образом о смерти, но это не более, чем вольная интерпретация высказывания Эпикура из письма к Менекею: «Таким образом самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, мы уже не существуем». Что же касается Игоря Григорьева, то я, к стыду своему, достаточно хорошо зная московскую джазовую сцену, об этом гитаристе слышу впервые, хотя, если судить по заметке-некрологу, он не был музыкантом второго порядка. Жаль, что о некоторых своих соотечественниках-музыкантах узнаешь только в рубрике » In Memoriam».

  2. Сложный был человек. И необычайно талантливый. Жил себе в кайф. Не прогибался. Не пристраивался. Музыка его такая же тонкая и сочная, как и он сам. Кому посчастливилось знать его лично — уж точно запомнил на всю жизнь. Мне посчастливилось. И стены ДК в «Бауманке» верно до сих пор дрожат от радости, помня бетоном как мы там встречались «пошуметь».
    Прощай, Игорь…Спасибо за удовольствие быть рядом с тобой и на одной сцене, и за одним столом.
    Отдельное спасибо и респект Андрею Соловьеву — единственному, пожалуй, Человеку, которого Игорь Григорьев мог назвать своим Другом.

  3. Узнала о смерти Игоря только сегодня, случайно. Знала его хорошо, давно, в юности. Да уж, был не простой. Но очень интересный. Мне лично в жизни много открыл и много дал. Дружили плотно, правда, в основном он с моим мужем. Музыкант сильный, труд в музыке был потрясающим, самоотверженным в те годы. Талантливый был, философ. Кто поможет узнать о его последних годах жизни? Если можно…

  4. Не знаю насколько он был сложным человеком, мне посчастливилось с Игорем работать в Ставропольской филармонии, никогда у меня не возникало никаких разногласий с ним, хотя все было не всегда гладко, конечно ругались, бросали инструменты и уходили, но все это творческий процесс — так и должно быть, в споре рождается истина. Когда я пеереехал в штаты, Игорь здесь уже был своим в доску, и конечно с первыми вопросами, которых было не мало, я обращался к нему. Даже когда он был на гастролях, он всегда поднима трубку и в очередной раз обьяснял мне особенности американской жизни. Для меня он был как палочка- выручалочка номер один. А по поводу пофилософствовать он любил, я никогда не забуду когда я был проездом в Москве и останавливался у него, в то время он преподовал гитару в училище, его мама, как и многие москвичи в то время, гнала самогон, и мы набравшись сего зелья спорили до хрипоты — время линейно или нет. Мы никогда не забудем тебя, золотой ты наш Игорь!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя