«Сентябрь в Тихвине»: полный репортаж с XI фестиваля

0
Анна Филипьева,
редактор «Джаз.Ру»
фото: Кирилл Мошков

Самые проницательные наши читатели, наверное, успели заметить, что в последнее время редакция портала проявляла повышенный интерес к тому, что происходит в городе Тихвине Ленинградской области, примерно в 250 км на северо-восток от Санкт-Петербурга. И это неспроста! Мы действительно готовили журналистский десант на фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине», который проходит здесь каждый год в первые выходные сентября на протяжении вот уже одиннадцати лет и до которого мы почему-то до сих пор ещё не доезжали. Идейным вдохновителем фестиваля выступает тихвинский пианист и композитор Игорь Володин, чей дебютный альбом «Иллюзии», вышедший в начале этого года и наделавший (в хорошем смысле) много шума, заставил многих обратить свои взоры в направлении старинного города Т. 

Тихвин
Тихвин

В этом году открытие фестиваля было выездным и происходило в клубе JFC в Санкт-Петербурге. Концерт прошёл в четверг, 2 сентября, когда мы только выезжали из Москвы. Поэтому для нас фестиваль начался уже непосредственно в Тихвине 3 числа в концертном зале Тихвинского лесохимического завода.
По сути, большей частью это был концерт местных представителей околоджазового сообщества, в том числе учащихся тихвинской Школы искусств им. Н.А.Римского-Корсакова. Имя композитора присвоено школе не случайно: как известно, Николай Андреевич был родом из этих мест и провёл в Тихвине детство (с 1844 по 1856 гг.)
Вечер открыло выступление духового оркестра (руководитель — Иван Смольский), состоящего поровну из учеников и преподавателей Школы искусств. В основном как раз благодаря его участию «Сентябрь в Тихвине» определяется не просто как джазовый фестиваль, а как фестиваль духовой и джазовой музыки. Для поддержания праздничного настроения у прибывающих гостей оркестр начал играть ещё в фойе, а затем переместился в зал, где в силу своей многочисленности расположился не на сцене, а перед ней, и на радость всем убедительно жахнул в публику парой бравурных маршей.
ДАЛЕЕ: много фотографий, видео с фестиваля, полный рассказ о фестивале!  

Тихвинский духовой оркестр
Тихвинский духовой оркестр

На сцене появился бессменный ведущий фестиваля Владимир Борисович Фейертаг, который официально открыл концерт (в Тихвине, как мы заметили, вообще придают большое значение официальной стороне мероприятия), отметив в своей речи тот факт, что сейчас только самое начало учебного года, однако это не помешало учащимся подготовить концертную программу. Несколькими часами раньше по дороге в Тихвин эту же самую мысль обсуждали между собой и представители «Джаз.Ру». Действительно, было заметно, что программу учащиеся готовили добросовестно. Школьный вокальный ансамбль «Счастливый день», например, исполнил под аккомпанемент фортепиано спиричуэл, стандарт «What a Wonderful World» и соул-версию «Оды к радости» — всё тщательно аранжированное и отрепетированное. Затем было несколько сольных выступлений школьных солисток, после которых на сцену вышел самодеятельный вокальный ансамбль «Гармония» при районном Доме культуры. Кому-то может показаться странным, но я искренне порадовалась, услышав этот ансамбль. Во-первых, тому, что самодеятельность такого рода каким-то чудом у нас всё-таки где-то ещё существует. Во-вторых, тому, что поют эти дамы не «Муси», извините за выражение, «пуси», а, например, спиричуэлс или песню из кинофильма «Завтрак у Тиффани» («Moon River» — правда, по-русски). И, наконец, отдельное им спасибо за то, что хлопают в такт на вторую и четвёртую долю. Это определённо добрый знак. Да и спето, положа руку на сердце, было, может быть, не особо аутентично, но весьма неплохо — особенно последняя композиция, исполненная а капелла. 

Ансамбль «Гармония»
Ансамбль «Гармония»

 Закрывал первое отделение новгородский ансамбль саксофонистов «Комбо», который традиционно приезжает на каждый «Сентябрь в Тихвине» уже четвёртый год подряд. 

Тихвинский Диксиленд
Тихвинский Диксиленд

Второе отделение было отдано на откуп профессиональному исполнительству. Выступил местный диксиленд под руководством Евгения Генкина, вобравший в себя большую часть взрослого состава духового оркестра. В качестве кларнетиста здесь, кстати, играл Игорь Володин, чей квартет (уже с Игорем за фортепиано) завершал вечер. 

Игорь Володин
Игорь Володин

В интервью, опубликованном во втором номере печатного журнала «Джаз.Ру» за текущий год, Игорь Володин рассказывал о своём сотрудничестве с саксофонистом Алексеем Кругловым, контрабасистом Николаем Клишиным и барабанщиком Олегом Юдановым, с которыми он как раз и записывал свой альбом и с которыми, кстати, по завершении фестиваля в этом году записал ещё несколько своих пьес (что, будем надеяться, тоже выльется в итоге во что-нибудь вещественное). Но в том же самом интервью он упоминал, что у него есть и тихвинский состав, который мы как раз и услышали под занавес пятничного концерта. На прямой каверзный вопрос автора этих строк относительно роли тихвинского ансамбля в его творчестве Игорь ответил буквально следующее: 

Я играю с тихвинскими ребятами не вынужденно [в отсутствие Круглова, Юданова и Клишина — ред.]. Во-первых, каждому музыканту нужно обязательно иметь свою ритм-секцию. Во-вторых, я горжусь тем, что у меня в городе, который до некоторого времени вообще не знал, что такое джаз, выросли такие ребята. Вот Миша (барабанщик Майк Павлов — ред.) до этого играл только тяжёлый рок. Юра [Гребецкий], который играет на бас-гитаре, вообще работает продавцом в магазине. Поэтому везде, где есть возможность с ними сыграть, я играю, абсолютно ничего не боясь и не стесняясь. 

Tikhvin Jazz Quartet
Tikhvin Jazz Quartet

И, нужно сказать, в составе квартета Игоря Володина музыканты действительно были на своём месте. Саксофонист Павел Балясов, например, произвёл впечатление вдумчивого музыканта. Судя по тому, что мы услышали, на него оказывает определённое влияние пример Алексея Круглова. А бас-гитарист Юрий Гребецкий играл такие логичные и мелодичные соло, что мы даже поинтересовались потом, действительно ли они спонтанные. Был получен ответ — да, действительно. Что касается самого Игоря Володина, то он лишний раз дал повод убедиться в своей харизматичности как пианиста и композитора, представив несколько новых пьес. Не только лирических, кстати: ярко и необычно прозвучала, например, композиция «Ванюша» — весёлая бесшабашная румба со смешным соло барабанщика. 
Возвращаясь в гостиницу довольно поздним вечером, мы издалека услышали звуки саксофона, которые преследовали нас все дни пребывания в Тихвине. Это Алексей Круглов готовился к классическому концерту, о котором пойдёт речь дальше. 
Благодаря содействию заведующей тихвинского отдела культуры Елены Юрьевны Котовой, утро следующего дня делегация «Джаз.Ру» провела в Богородичном Успенском монастыре — главной достопримечательности Тихвина, где хранится знаменитая икона Божией Матери — Тихвинская. 

Концертная же программа началась по столичным меркам невозможно рано — в час дня тихвинский духовой оркестр, надев куртки потеплее, водрузился на открытую сцену на площади Свободы напротив здания ДК и, невзирая на капризы северной погоды, которая на протяжении выступления оркестра менялась четыре раза в диапазоне от ливня с ветром до яркого солнца, стоически отыграл часовую программу бодрой оркестровой музыки под строгим взглядом статуи-трансформера напротив сцены (почему трансформера? Её голова в кепке и подпись на постаменте как-то не соответствуют двубортной шинели и характерной позе генералиссимуса. — Ред.)

Тихвинский духовой оркестр
Тихвинский духовой оркестр
Алексей Шустов
Алексей Шустов

Сразу по завершении уличного выступления оркестра начался концерт в зале ДК. Народу на него, к сожалению, собралось немного. Впрочем, и не мало. Первым выступил молодой коллектив саксофониста Алексея Шустова (родом он из Ярославля, учится в Москве). Честно сказать, нам это имя не было до сих пор знакомо. Но ансамбль оказался крепким, играл авторскую музыку в русле современного мэйнстрима, и если каких улучшений и можно было бы желать ему в будущем, то это, в общем-то, стандартные пожелания к молодым музыкантам: хотелось бы более выпуклой динамики и умения вовремя ставить в соло точку. 

Затем на сцене вновь очутился уже известный нам по вчерашнему выступлению нижегородский ансамбль саксофонистов, исполнивший на этот раз программу «эвергринов» эры свинга (и не только). 

После антракта вновь играл тихвинский ансамбль Игоря Володина: на этот раз они ограничились двумя пьесами, одна из которых — очень светлая лирическая и при этом искренне жизнерадостная композиция «Байкал», написанная по впечатлениям от поездки группы в Иркутск, — исполнялась впервые. Из нового репертуара — и пьеса «Мегаполис Блюз», концертное исполнение которой мы предлагаем вам посмотреть: 
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=VkNWmd2kQEw] 

Тим Дорофеев
Тим Дорофеев

Краткость этого выступления объяснялась довольно обширной программой, показанной выступающим следом коллективом архангелогородского гитариста Тима Дорофеева, с которым играли земляки — горячо любимые Игорем Володиным басист Николай Клишин и барабанщик Олег Юданов. Программа была интересная и очень разнообразная стилистически — тут тебе и размышления на блюзовые темы, и впечатляющая нешаблонная сольная гитарная интерпретация «’Round Midnight» Монка, и очень умные (хотя и понятные) фантазии на испанскую тему, и даже некий гибрид джаз-рока и кантри с комическими эпизодами. Но, честно говоря, судя по реакции зала, публика не вполне всё это оценила. Даже немного обидно. 
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=ioSj4xSlUmc] 

А вечером (по тихвинским меркам: в столицах в это время начинаются только самые ранние вечерние концерты) на втором этаже ДК произошёл джем-сешн. Впрочем, слово «произошёл» здесь не совсем подходит, поскольку несёт в себе оттенок чего-то неожиданного или спонтанного. В данном же случае джем представлял собой довольно тщательно спланированную акцию, вплоть до наличия празднично одетой ведущей с программой вечера и обязательным конферансом. 

Полковая церковь
Полковая церковь

Следующее утро оказалось наконец-то солнечным, что позволило нам прогуляться по городу вдумчиво, а не короткими перебежками в паузах между проливными дождями. В результате на живописном берегу реки напротив монастыря была обнаружена Полковая церковь, которая сейчас по своему первоначальному назначению не используется, зато служит небольшим концертным залом при музее Н.А. Римского-Корсакова, находящемся буквально в десятке метров от неё. Именно в этой Полковой церкви в полдень состоялся классический концерт фестиваля: московский саксофонист Алексей Круглов и директор тихвинской Школы искусств пианистка Наталья Румянцева исполнили дуэтом несколько академических произведений, охватывающих по времени создания период с XVIII по XX век.
Зал Полковой церкви совсем небольшой. При полной загрузке он способен вместить примерно сорок слушателей. И все сорок были в наличии. Звучали Леонардо да Винчи (не тот, который художник, а другой), Эдвард Григ, И.С.Бах, Черепнин, Глазунов, Щедрин. Конечно, не обошли вниманием и Римского-Корсакова. А как же! Музыканты готовились к концерту всего три дня — начали репетировать в четверг, а в воскресенье уже выступили с концертом. Но, надо сказать, круглосуточные занятия Алексея не прошли даром. Сыграно было здорово, результатом остались довольны и слушатели, и исполнители. 

Наталья Румянцева, Алексей Круглов
Наталья Румянцева, Алексей Круглов

По окончании концерта журналисты и музыканты снова побежали в ДК на заключительный концерт фестиваля. Не знаем, кстати, насколько практика дневных концертов пользовалась бы успехом в крупных городах, но в Тихвине она идёт на ура. 

Игорь Володин, Алексей Круглов в проекте «Звуки теней»
Игорь Володин, Алексей Круглов в проекте «Звуки теней»

В первом отделении концерта был представлен совместный проект Игоря Володина и Александра Насильнова «Звуки теней». Определить одним словом деятельность Александра Насильнова на культурной ниве непросто. Если постараться кратко, то он — играющий на гитаре звукорежиссёр, который сочиняет стихи, песни и иногда поёт в стилистике, приближенной к раннему периоду творчества Бориса Гребенщикова. Кроме того, это человек, стараниями которого в Тихвине существует хорошо оборудованная студия звукозаписи, где, в частности, в прошлом году как раз и был записан альбом «Иллюзии». Проект «Звуки теней» представлял собой программу из инструментальных композиций Игоря Володина и песен Александра Насильнова, в исполнении которых ему помогала Анна Анфимова, чей вокал также можно услышать на альбоме Игоря Володина. Пьесы перемежались декламацией стихотворений Александра Насильнова в исполнении автора. Вообще в рамках именно этого концертного выступления к Игорю Володину присоединился полный состав музыкантов, принимавших участие в записи «Иллюзий» — Алексей Круглов, Николай Клишин и Олег Юданов. И этот состав позволил достичь максимального драматизма в исполнении композиций, и так сильно к тому располагающих. Тут уж, наконец, проняло и сдержанную тихвинскую публику, которая всё-таки покричала «браво» и даже позволила себе немного посвистеть. 

Виктор "Петрович" Колесов
Виктор "Петрович" Колесов

Во втором отделении играл вологодский «Петрович Блюз Бэнд», причём не сам по себе, а с привлечением специального гостя — санкт-петербургского мастера хроматической губной гармоники Максима Некрасова, наверное — лучшего в России импровизатора на этом инструменте. В силу его присутствия на сцене бодрый коллектив гитариста и вокалиста Виктора Колесова с блеском показал не только гитарный блюз-рок в духе Стиви Рэй Воэна, но и инструментальный своего рода smooth jazz с красивыми гитарными соло и потрясающим разливом мощной импровизации на гармонике. 

Максим Некрасов
Максим Некрасов

У автора этих строк остались самые приятные воспоминания о Тихвине. И дай Бог, чтобы традиция «Сентября в Тихвине» не прерывалась. Всё-таки и город приятный, и фестиваль душевный, и люди хорошие.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяStolen From Norway: трио Альперин — Шилклопер —Вордал в Москве
Следующая статья«Джаз Василия Аксёнова» во Дворце на Яузе
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя