Анна Филипьева, редактор «Джаз.Ру» фото: Сергей Кольер |
26 августа завершил свои летние мини-гастроли по Москве украинский дуэт Horizon.
Обе участницы дуэта, пианистка Роксана Смирнова и вокалистка Тамара Лукашёва, учились в Одесской консерватории. Их имена уже известны нашим читателям. Тамара — лауреат московского конкурса джазовых вокалистов 2009 года. А Роксана в 2008 г. была признана лучшей пианисткой на конкурсе «Do#Dж Junior» в Донецке. На следующий год они уже вместе получили вторую премию на конкурсе «Do#Dж Junior», а в конце прошлого года россияне могли услышать выступление дуэта на фестивале «МузЭнерго». В общей сложности дуэт, появившийся как совместный эксперимент в звукозаписи, на настоящий момент существует около года.
В период с 19 по 26 августа Horizon дал несколько концертов в разных московских клубах. Автору этих строк довелось послушать его выступление в клубе «Рэй» 19 августа в рамках концертного цикла «Анна Бутурлина представляет…»
То ли публика не успела прийти в себя от радости по случаю долгожданного ухудшения московской погоды, то ли цена за вход показалась ей высоковатой, но слушателей на концерте было крайне мало. А жаль. Концерт получился интересным и хорошо вписался в камерное пространство клуба.
Композиции дуэта очень женственны. В них нет ни грамма часто свойственного девичьим группам стремления непременно продемонстрировать слушателям, что, мол, хоть мы и девушки, но на самом-то деле — настоящие мужики! Впрочем, нет и утрированного женского кокетства, которое джазовые исполнительницы постсоветского пространства любят брать на вооружение в качестве основы своего сценического имиджа. В случае с Horizon речь идёт о живых ощущениях и эмоциях современных женщин, какие они есть, а не какими их принято представлять — сильные и нежные, печальные и восторженные, глубокие и наивные.
Раньше большинство пьес для дуэта писала Роксана, но со временем ситуация изменилась, и в настоящий момент репертуар ансамбля примерно в равной степени состоит из композиций Роксаны и Тамары.
Все пьесы имеют ярко выраженную эмоциональную окраску. Сами исполнительницы характеризуют стилистику, в которой работают, как джазовый импрессионизм с элементами академической музыки, но при этом уточняют, что не ограничиваются только этим и, на самом деле, затрудняются исчерпывающе ответить на вопрос о стиле. Но это — однозначно музыка впечатлений и жизненные зарисовки. Названия пьес — наглядная тому иллюстрация. «Дождь», «В дороге», «В поисках чуда» — это не только декларация контекста композиций. Это действительно их содержание, для передачи которого дуэт использует внушительный арсенал средств музыкальной выразительности, доступный фортепиано и вокалу. Тамара много пела инструментально (без слов), комбинируя текстовые фрагменты с имитацией звуков различного рода, с простым пропеванием мелодических линий и скэтовой импровизацией. Роксана также держалась в описательно-повествовательном ключе, выполняя гораздо больше, чем просто функцию аккомпанемента. Справедливости ради, надо сказать, что по временам как раз Тамара аккомпанировала Роксане, а не наоборот.
Большинство исполненных дуэтом пьес было на английском языке; впрочем, одна из композиций — «Поле» — была на русском, и Тамара призналась, что это пока единственная русскоязычная пьеса в их репертуаре. Но должна отметить, что мелодика русского языка не казалась чужеродной в музыкальном материале дуэта, как это часто бывает с джазовыми композициями.
Формы пьес тоже не отличались простотой и имели ярко выраженную драматургию, что в основном и роднило их с камерной академической музыкой.
В финале концерта на сцену из зала поднялись Анна Бутурлина и ещё одна вокалистка — Алина Ростоцкая, в результате чего приключился небольшой чисто дамский джем-сешн. И нужно сказать, что сожаление автора этих строк об отсутствии публики в зале ещё усилилось, поскольку вероятность услышать на джеме что-то впечатляющее не особенно велика, а здесь всё вышло именно что очень художественно, чтобы не сказать — неповторимо. Говорят, что последующие московские концерты дуэта прошли при более существенном скоплении народа, и это радует.
Очень рад, что Аня написала этот репортаж. Мне повезло, в последнее время я попадаю на исключительно интересные концерты, многие из которых проходят мимо внимания публики. Пишу эти строчки после концерта в понедельник, 23 августа — впечатление сильное. Роксану Смирнову я знаю уже много лет и отношусь с большим вниманием, представлял ее в своих программах на радио. Но вокалистка Тамара Лукашёва это отдельная история, явление совершенно необычное для нашей территории обитания. Ее возможности, готовность реализовывать самые необычные идеи, а главное раскрепощенное, ясное и смело музыкальное мышление обеих барышень доставили действительное удовольствие. На таком уровне у нас просто никто не поет. А, учитывая, что Тамара отправляется учиться в Кельн (здесь ей просто не у кого), перспективы самые обнадеживающие. Все это не значит, что у дуэта нет недостатков — есть и интонационные, и в форме, но они готовы совершенствоваться. Кроме того, девушки показали совершенно иные возможности, взаимодействуя с «хозяйкой» вечера Алиной Ростоцкой. Она и сама оказалась на высоте. Более того, это новое поколение вокалисток, включающее и Юлиану Рогачеву и, наверное, кого-то еще, кого я не знаю, занимается настоящим музыкальным поиском своего лица, а не борьбой друг с другом. К сожалению это приходится наблюдать в предыдущем поколении наших вокалисток, плодотворно «снимающих» известные джазовые образцы. Им не уступают в этих стремлениях и многие появляющиеся на наших клубных сценах афроамериканки. Конечно, той же Тамаре, Алине, если последняя сделает акцент не на клубно-развлекательную музыку, а не на то, к чему у нее явно имеется потенциал, будет трудно — публики для музыки у нас практически нет, а та, что есть, скептически сидит по домам и слушает музыкальные консервы.