Николай Шиенок, фото: Гульнара Хаматова |
В нынешнем году 14 июля праздник был не только в столице Франции: раскалённая палящим солнцем необычайно жаркого лета столица России впервые в истории принимала у себя квартет одного из важнейших джазовых гигантов планеты — Орнетта Коулмана. На единственный концерт в Светлановском зале Московского международного Дома музыки пришли люди, которые ждали этого момента многие годы и уже не чаяли, что такое вообще когда-нибудь произойдёт.
Тут, однако, тот самый случай, когда рассказ о концерте лучше всего начать с конца. В финале, на бис, квартет Коулмана исполнил самую известную и прекрасную балладу Орнетта — «Lonely Woman». А теперь перечитайте это предложение ещё раз и представьте: вы сидите в двух шагах от сцены, на которой сам Орнетт Коулман исполняет для вас «Lonely Woman». В Москве, на исходе первого десятилетия XXI века. Разве это не фантастика? Мне до сих пор не верится. А ведь так оно и было!
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, много фотографий
Сначала я ожидал услышать нечто похожее на концерт пятилетней давности, записанный на диске «Sound Grammar» (Phrase Text, 2006), за который Орнетт, кстати, получил Пулитцеровскую премию — самую престижную в области «литературы и искусства» в США. Но вклад бас-гитариста Эла Макдауэлла, который выступает и записывается с Коулманом с 1985 года, а теперь пришёл и в этот квартет на смену контрабасисту Грегу Коэну, стал для меня настоящим открытием. Его высокий гитарный звук привнёс в палитру квартета неожиданные краски, которые для любителей гитары в джазе (к которым отношусь и я) — словно бальзам.
Из записи «Sound Grammar» я уже знал, что Тони Фаланга великолепно играет на контрабасе смычком, но как это звучит вживую… О, уважаемые, как это звучит вживую! Границы жанра уже не видны, перед вами — просто МУЗЫКА, способная покорить сердце каждого. В четвёртой композиции мне даже показалось, что им удалось сыграть что-то очень наше родное, столько там было бездонной и пронзительной русской тоски. И через такую музыку душа лечится, как ни странно. Антидепрессант в чистом виде. Порадовала нарочито замедленная версия «Turnaround» — джазового мега-стандарта всех времён и народов.
Что касается барабанщика (и, по совместительству, сына и менеджера Маэстро) Денардо Коулмана, то насчёт его музыкальных способностей существует распространенное и просвещённое мнение, с которым я по-прежнему не хочу соглашаться. А концерт в ММДМ ещё больше укрепил меня в намерении и дальше противиться неприятию Денардо как музыканта. Мне не кажутся абсурдной затеей старые виниловые пластинки «The Empty Foxhole» (Blue Note, 1966) и «Ornette at 12» (Impulse!, 1968), где отец посадил за ударные своего сына в 10- и 12-летнем возрасте, соответственно. Они мне нравятся, я их даже люблю. К ним просто нужно относиться иначе и слушать другими ушами. А иначе получится всё равно как ругать Марка Шагала за то, что домики на заднем плане прорисованы кособоко, лошадь неправильная, а у невесты один глаз больше другого. Правильно ли поступил Телониус Монк, который так никогда и не предложил своему сыну поиграть на ударных у себя в ансамбле (хотя тот ОЧЕНЬ хотел)? Не уверен…
Сейчас Денардо — это словно часть Орнетта, источник его энергии, поддержка и опора. Не думаю, что без него у Маэстро достало бы сил выступать сейчас с концертами по всему миру, сочинять и записывать музыку. Перед нами — уникальный пример гармонии в извечной проблеме «отцов и детей», нечто особенное, не похожее на всё остальное. Слушать игру Денардо на концерте лично мне было интересно, в ней хватало неожиданных моментов и поворотов. И его вклад в общее звучание квартета мне кажется естественным и органичным.
И наконец — сам Маэстро. Невысокий и хрупкий, отметивший в марте своё 80-летие, он удивил и восхитил больше всех. Благодарная и правильная публика (что, признаться, редкость для ММДМ), которая встретила его выход на сцену продолжительной стоячей овацией, не была разочарована: Орнетт Коулман — в отличной форме, это не музейный экспонат, а интереснейший «выступающий композитор», средоточие мудрости, просветлённости и внутренней силы. Парадоксальный склад ума, неиссякаемое чувство юмора. Когда юная корреспондентка ТВЦ позавчера спросила его, в какой момент своей жизни он понял, что альт-саксофон для него — главное, он ответил: «Вообще-то, женщин я люблю больше». Разумеется, годы берут своё, и ему уже очень непросто играть на трубе, но альт-саксофон в его руках звучал по-прежнему мощно. Жаль, что на этот раз Орнетт почему-то решил обойтись без скрипки, её мы так и не услышали.
Было приятно видеть большое количество компакт-дисков и пластинок (среди них были и очень редкие), которые принесли на концерт истинные ценители. Удивительно то, что они вели себя гораздо скромнее и сдержаннее тех, кто упорно ломился к сцене с чем попало: пираткой с Горбушки, надорванными билетами, девичьими песенниками-молескинами, в руки Маэстро сунули для автографа даже российский паспорт. Хорошо хоть Орнетту позже догадались подставить пюпитр, чтобы удобнее было подписывать все эти предметы, но вот предложить пожилому и уставшему человеку сесть уже не догадались. А потом, как рассказывают (мы к тому времени уже ушли), пришёл какой-то сердитый «швондер» и велел всем расходиться, потому что зал нужно срочно убрать и запереть. То есть некоторым не повезло.
Странно, что разнообразная и насыщенная концертная история современной Москвы ничему не учит организаторов концертов, которые продолжают наступать на старые грабли, да и само количество этих граблей не спешит уменьшаться. Хорошо бы собрать этих людей в какую-нибудь ассоциацию, провести семинар, мастер-класс или что там ещё, чтобы попытаться выработать рецепты гармонизации энтузиазма и амбиций/аппетитов устроителей со здравым смыслом, а также (и главным образом! — Ред.) c интересами самих музыкантов и любителей музыки.
Самый главный персональный вывод из всего увиденного и услышанного: Орнетт Коулман по-прежнему АКТУАЛЕН, его музыка — не просто важная часть богатой истории джаза, она — часть нашей сегодняшней жизни. «Люди всегда говорят о том, как много я сделал. Я же всегда надеюсь, что смогу сделать ещё больше».
Фотография «Орнетт даёт автографы»— изумительна.
Рассказ, достойный концерта. Фотографии изумительны, слов нет. Большое спасибо вам! Полезу вытаскивать записи Орнетта, давно не слушал его.
отличный отчет и рассказ, очень «по белому» завидую Вам
Здорово написано. Завидую.
Не верю я про Денардо. Надо посмотреть видео с концерта, а вдруг и правда.
Я и не прошу мне верить. И знаю многих уважаемых людей, которые с моим мнением категорически не согласны. Хотя по-прежнему остаюсь при своём.
Я абсолютно согласен с Николаем насчёт барабанщика:)))
завидую страшно… пропустила волшебство. спасибо за репортаж!
Хороший репортаж. А что касается ОК, то фигура этого музыканта, хотя во многом уже принадлежит истории джаза, все еще продолжает оставаться актуальной, потому что востребована та музыка, которую он исполняет, а его игра продолжает волновать сердца любителей джаза. И очень верное замечание насчет устроителей подобных джазовых концертов, которые желают выдавить по максимуму из мероприятия, и в результате коммерческий расчет, по-моему, не только входит в противоречие со здравым смыслом и уж, конечно, интересами слушателей, но и в некоторой степени снижает значимость самого события.
Эх, жалко я упустил возможность свой виниловый Free Jazz у него подписать…
мои 5 копеек (интервью с ОК и текст):
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=896&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=1126057
на сайте почему-то все в одном абзаце/
Да уж…какая культура,такой у нее и портал
Да уж…какая культура,такой у нее и портал