К 90-летию со дня рождения саксофониста Пола Гонсалвеса (Paul Gonsalves, 1920-1974). Главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков комментирует историческое соло Гонсалвеса в пьесе «Diminuendo and Crescendo in Blue» с альбома оркестра Дюка Эллингтона «Ellington in Newport 1956 (Complete)» (Columbia, 1999)
«…Пол Гонсалвес родился в 1920 году в пригородах Бостона в семье иммигрантов из Кабо-Верде, Островов Зелёного Мыса. Первым его инструментом была гитара, и в детстве он любил наигрывать мелодии морна, кабовердийских народных песен, которые слышал от своих родителей. Потом он освоил тенор-саксофон, служил в армии, побывал и на фронте во Вторую мировую войну. На джазовой сцене он дебютировал в Бостоне, гастролировал с Каунтом Бэйси с 1947 по 49 годы и с Диззи Гиллеспи вплоть до 1950-го, когда присоединился к оркестру Дюка Эллингтона…»
ВИДЕОБОНУС
Студийная версия той же пьесы, снятая вскоре после Ньюпортского фестиваля; Гонсалвес играет не такую захлёбывающеся-импровизационную, несколько более спокойную (и не такую захватывающую), но гораздо более стройную, чем на концертной записи, версию своего знаменитого соло:
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=GkElnIiE4U4]
А теперь слушаем подкаст №440, автор Кирилл Мошков:
Много раз слушал это историческое выступление бэнда Д.Эллингона на джазовом фестивале в Ньюпорте в далеком 1956 году и ничего не знал о той «великой мистификации», которая поделила мое восприятие на то, что я слышал, и на то что я читал о триумфе оркестра и неординарном соло Пола Гонсалвеса, хотя ощущение едва заметного несоответствия присутствовало постоянно. И только в начале 90-х, когда я узнал об этом музыкальном курьезе, все стало на свои места. И исторический фестиваль в Ньюпорте, и Д. Эллингтон, который на следующее утро снова проснулся героем джазовой сцены, и зажигательное соло Пола Гонсалвеса, которое хотя и нельзя отнести к выдающимся образцам джазовой импровизации, заслуживает самого искреннего и внимательного рассмотрения, как поучительный музыкально-психологический феномен счастливого сочетания настроения публики, ожидающей достойного завершения программы, безусловного музыкального чутья лидера и заводной энергетики музыканта.