Мила Перетрухина, программа «Джаз-Тайм», радио «Студия 1», Челябинск |
«Джаз для меня — источник энергии, оптимизма, уверенности, надежды и счастья», — утверждает трубач, композитор и бэндлидер, участник Jazz Messengers Арта Блэйки, автор книги «На обратной стороне звука» Валерий Пономарёв. 2 июня этот именитый музыкант впервые дал концерт в челябинском Концертном зале имени Сергея Прокофьева. Валерий приехал не один, а с квинтетом «Уфа». Вместе они исполнили произведения джазовой классики и авторские пьесы Валерия Пономарёва, в частности, вошедшие в его альбом «Beyond the Obvious» (Reservoir, 2006). После концерта мне удалось поговорить с Валерием Михайловичем о его самой верной спутнице, секрете его успеха и, конечно же, о джазе.
Валерий Михайлович, помните ли вы, как произошло ваше первое знакомство с джазом, и что вы в тот момент почувствовали?
ДАЛЕЕ: полный текст интервью Валерия Пономарёва и ВИДЕОБОНУС
— Конечно, помню! Этот момент врезался в мою память на всю жизнь, и это неотъемлемая часть моей жизни. Когда я впервые услышал джаз? Мы играли на танцах. Взрослые мальчишки уже были, только начали работать. И мы пытались играть американские мелодии, но джазом это назвать, конечно, нельзя было. И тут наш саксофонист Анатолий Бойко мне говорит: «Валера, я такую штуку вчера записал с радио! Это просто потрясающе. Приезжай ко мне — послушаешь, тебе очень понравится!» Я поехал, вышел на станции «Сокол», прошёл дворами до его дома, поднялся на второй этаж, постучал в дверь, меня встретил Толя, который только что проснулся. Мне было так интересно, что я рано приехал. Он ничего не сказал, нажал только кнопку — и понеслось! И такая музыка потрясающая полилась из магнитофона. Как потом оказалось, это была запись гениального трубача Клиффорда Брауна — замечательная тема «Прогулка по блюзу». История этого трубача трагична. Он погиб молодым, но оставил после себя огромное количество музыкальных шедевров. И на меня он произвёл, конечно, самое главное впечатление в жизни. После знакомства с музыкой Клиффорда Брауна я начал изучать много разных стилей. Кстати, сразу после этого мне повезло услышать и Арта Блэйки с «Посланцами джаза». И уже тогда я понял, что рано или поздно буду играть в этом оркестре. Как мне эта мысль в голову пришла? Не знаю. И что вы думаете? Этим всё и кончилось! (Смеётся).
Какую роль в вашей жизни сыграло сотрудничество с Артом Блэйки?
— Это необыкновенная школа. Это приобретение редчайшего опыта, которого нигде не найдёшь — ни в какой музыкальной школе, ни в каком музыкальном университете таких знаний и практики вы никогда не получите! Можно сказать, что в своём джазовом образовании я прошёл все самые главные аспирантуры и даже больше.
Не секрет, что разные музыканты по-разному приходят к выбору своего музыкального инструмента. Как получилось, что вы отдали своё предпочтение именно трубе?
— Я её не выбирал. Мою судьбу за меня кто-то решил. Мне кто-то свыше сказал: «Будешь играть на трубе». И я не стал отказываться.
Труба — тоже женщина, а женщины часто бывают капризными. Насколько тяжело ладить с трубой?
— С трубой поладить очень трудно. Так же, кстати, как с женщиной. Надо знать, как с ней обращаться. Во всяком случае, уже много лет я на ней играю. Пока что это моя… я бы не сказал половина, я бы сказал — моя составная часть.
А в чём секрет вашего подхода к этому музыкальному инструменту?
— Я его очень люблю. А остальные секреты уже сами собой открываются. Знаете, у меня много инструментов дома. Вот сейчас с собой привёз трубу одной знаменитой фирмы, которая, кстати, выпускала инструменты, на которых играл легендарный Клиффорд Браун. И у меня точно такая же труба, как у него! Я с ней как раз и приехал в ваш город. Мне она очень нравится.
Говорят, чтобы узнать, каков человек на самом деле, ему нужно пройти и огонь, и воду, и медные трубы. Не знаю, как насчёт прохождения через огонь и воду, но медные трубы в честь Валерия Пономарёва уже звучали. Как на вашем характере отразилось бремя славы?
— Не придаю этому никакого значения. Хотя, без ложной скромности, я могу понять людей, которые называют меня легендой. Джаз — это уже моя судьба. Я с ней живу. Изменить меня как человека это не может. И через 30-40 лет я так и остаюсь самим собой — Валерием Пономарёвым. Я очень люблю музыку, в особенности джаз, который пропагандировал и исполнял Арт Блэйки и потрясающий оркестр «Посланцы джаза». Сейчас я аранжирую эту музыку на большой оркестр. Мы сейчас говорим уже о биг-бэнде: это пять саксофонов, пять труб, четыре тромбона, ритм-секция и так далее. Такой оркестр у меня есть в Америке. Такой же точно оркестр я организовал в Москве. Целая плеяда неповторимых талантов. Ими бы гордился оркестр где угодно в мире! Мы сейчас исполняем музыку, которая мне дороже всего — музыку Арта Блэйки. И мои собственные композиции, которые по духу тоже продолжают ту же самую музыку. Представляете? Оркестровки Арта Блэйки исполняет биг-бэнд! Звучит потрясающе!
Валерий, те, кто хотя бы однажды с вами встречался, обязательно отмечают вашу приветливость и дружелюбие. А в чём же секрет вашего жизнелюбия?
— Надо делать то, что вам очень нравится. То, что вы любите, к чему у вас душа лежит. Преследуйте свою звезду, и вы всегда будете счастливы. А если вы будете кого-то копировать и пытаться спроектировать на себя чужое счастье, — тут много опасностей. Но когда вы делаете то, что вы любите — вы счастливы!
ВИДЕОБОНУС:
мини-фильм о записи альбома Валерия Пономарёва «Beyond the Obvious» в нью-йоркской студии Avatar
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=BET4zwGExyQ]
Отличный материал! Особенно интересно было посмотреть видеоматериал!
Спасибо за интересное интервью!