Кирилл Мошков |
Июнь 2010 года оказался, сравнительно с предыдущим годом, чрезвычайно богат на джазовые фестивали в Нью-Йорке. Лето 2009-го, в силу последствий финансового кризиса, было ознаменовано в столице мирового джаза единственным крупным фестивалем — Vision Festival (см. бумажный «Джаз.Ру» #4/5-2009). В этом году Vision тоже проходит (уже в 15-й раз), причём как раз сейчас — с 20 по 30 июня; при этом 17 июня, то есть практически в те же числа, начался возобновлённый Нью-Йоркский джаз-фестиваль (он продлится до 26 июня). Раньше он носил название JVC Jazz Festival и был связан с именем продюсера Джорджа Уэйна, который придумал саму идею и формат джазового фестиваля, 55 лет назад создав легендарный Ньюпортский джаз-фестиваль, проводящийся и по сей день (Нью-Йоркский фестиваль — это своего рода «отпрыск» Ньюпортского, который проводила одна и та же компания — Festival Productions во главе с Уэйном). В 2008-м Уэйн, которому было уже 82, решил было уйти на покой и передал фестиваль другой компании; незамедлительно был потерян титульный спонсор, и в 2009-м фестиваль не состоялся. Год назад, принимая от Ассоциации джазовых журналистов звание «продюсера года», Уэйн с юмором заметил, что впервые в жизни оказался отмечен за то, что не провёл фестиваль. Тогда же стало известно, что фестиваль возвращается в руки Уэйна, на сей раз в лице его новой компании New Festival Productions. Новым спонсором оказалась фирма CareFusion, крупнейший производитель медицинского оборудования. Поэтому в 2010 г. и Нью-Йоркский, и исторический Ньюпортский джаз-фестивали проходят под названием CareFusion Jazz Festival.
Автору этих строк довелось посетить 19 июня один из первых концертов фестиваля.
ДАЛЕЕ: Майк Стерн, возвращение «Сучьего варева», фестиваль на лужайке и многое другое!
Он проходил в бруклинском Проспект-парке: в этом году концерты фестиваля разбросаны по сценам четырёх из пяти районов Нью-Йорка (Манхэттен, Бруклин, Куинс и Бронкс; не охвачен оказался только тихий спальный Стэйтен-Айленд). На большой открытой сцене в присутствии примерно четырёх тысяч зрителей были представлены две программы, имевшие отношение к имени и творчеству легендарного трубача Майлса Дэйвиса.
Концерт открыл горячий и напористый сет квартета Майка Стерна — гитариста, который попал в поле зрения широкой публики именно благодаря работе в ансамбле Майлса в начале 1980-х гг. Подвижный и позитивный, Майк играл в сопровождении своего гастрольного ансамбля, с которым мы неоднократно слышали его в Москве (басист Том Кеннеди, саксофонист Боб Франческини и барабанщик Лайонел Кордью). Звучала только авторская музыка самого Стерна, преимущественно с его нового альбома «Big Neighborhood». Мощная игра этого квартета снискала искреннее одобрение публики.
А основным событием вечера стала программа «Bitches Brew Revisited», посвящённая 40-летию выхода эпохального альбома Майлса Дэйвиса — альбома, ставшего своего рода водоразделом в истории джаза. С одной стороны, многие поклонники Майлса, с осторожностью, но благосклонно принимавшие его более ранние попытки смешения джазовой идиоматики со звуковым напором и гипнотической ритмикой рок-музыки, всё же так и не смогли принять двойной альбом «Bitches Brew», представлявший собой более чем полтора часа (две виниловых пластинки под одной обложкой) мощного, глубоко электрифицированного и основанного на тяжёлых рок-ритмах смешения жанров, в котором импровизация строилась по джазовым законам, но при этом доминировало звучание рока. Эта форма получила название «джаз-рок» и стала ранней (и самой креативной) версией широкого движения 1970-80-х, получившего название fusion (сплав). С другой стороны, ранний фьюжн Майлса привлёк тогда, в 1970-м, широчайшую молодёжную аудиторию, которая до того ничего не слышала о джазе; пройдя вместе с эволюцией фьюжн бурные 1970-е годы, часть этой аудитории (правда, небольшая часть) открыла для себя и джаз как таковой. «Дэйвис провёл [этим альбомом] черту, через которую многие джаз-фэны так и не смогли переступить; более того — они так и не простили Дэйвиса за то, что он прочертил её», писал историк джаза Билл Майер.
В проекте Bitches Brew Revisited роль Майлса довольно убедительно играет трубач Грэм Хэйнс (Graham Haynes) — пусть он на сцене был одет и не так экстравагантно, как обычно одевался Дэйвис, но зато точно так же располагался спиной к аудитории, лицом к ансамблю (в кадре, помимо Хэйнса, виден перкуссионист Адам Рудолф; он был частью ритм-секции вместе с рок-барабанщицей Синди Блэкман (группа Ленни Кравица), имеющей и богатый опыт работы с джазовыми музыкантами).
Необходимую современность звучанию проекта обеспечило участие диджея, да не какого попало, а одного из самых креативных и опытных в плане сотрудничества с импровизирующими музыкантами — DJ Logic. Клавишные текстуры на аутентичном электропиано и современном синтезаторе воспроизводил Марко Беневенто, а басовые грувы, на которых в значительной степени основана вся музыка «Bitches Brew», взял на себя один из самых интересных электробасистов современного фьюжн — Мелвин Гиббс.
Наконец, партии сразу всех духовиков оригинальной записи (саксофониста Уэйна Шортера и бас-кларнетиста Бенни Моупина) исполнял один музыкант — Антуан Рони, игравший и на бас-кларнете, и на сопрано-саксофоне. Рядом с ним, за барьером из нот, прикреплёных к пюпитрам прищепками (дул ветерок), прятался один из самых опытных участников проекта — гитарист Джеймс «Блад» Алмер, украсивший звуковые текстуры Bitches Brew Revisited своими глубоко укренёнными в блюзе пассажами.
Тут надо сразу заметить, что участники Bitches Brew Revisited не воспроизводили оригинал Дэйвиса — да и кто сможет адекватно воспроизвести игру Джо Завинула, Чика Кориа, Уэйна Шортера, Джона Маклафлина и других будущих титанов, участвовавших в оригинальной записи? Они создавали современное прочтение этого материала, причём вполне узнаваемое и легко воспринимаемое максимально широкой публикой, что и доказал чрезвычайно горячий приём, оказанный этому проекту аудиторией.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ БОНУС: 4-минутный видеофрагмент выступления Bitches Brew Revisited
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=e27q2b3N4OQ]
«Вижн» и «Кэрфьюжн», заметим — не единственные джазовые фестивали в Нью-Йорке этим летом. Например, 12-13 июня в нескольких клубах на Манхэттене (точнее, в квартале Вест-Вилледж) прошёл Undead Jazz Festival, организованный руководителями нового клуба (le) Poisson Rouge. Название фестиваля означает, что джаз «немёртв», и этот факт подчёркивала чрезвычайно плотная программа — три площадки в течение двух вечеров приняли тридцать пять коллективов! Среди участников были и гранды (тромбонист Розуэлл Радд, пианист Мэтью Шипп, трубач Дейв Даглас), и совсем молодые коллективы, иногда весьма радикально-молодёжной направленности. Увы, но в момент проведения фестиваля автора этих строк ещё не было в Нью-Йорке, так что посмотреть его не удалось. Зато удалось посмотреть любопытнейший мини-фестиваль Red Hook Jazz Festival, прошедший 20 июня в бруклинском квартале Ред-Хук, точнее — на «Городской лужайке» (City Meadows), крохотном прямоугольнике зелёных насаждений на месте бывшей свалки, устроенном силами жителей квартала — собственно, как и фестиваль (проведённый уже в третий раз).
На «лужайке», несмотря на одуряющую жару, собралось не меньше 250 слушателей — главным образом соседей по Ред-Хуку, которые с удовольствием потребляли скромное «соседское» меню (пицца, пирожные-брауни по доллару и лимонад по 50 центов за стакан) и слушали отличные коллективы, в основном клонившиеся к современной бруклинской импров-сцене, наследующей в плане креативности и «отвязанности» от стандартов мэйнстрима сцене манхэттенского Даунтауна конца 90-х — начала 2000-х.
Собственно, это и есть та самая сцена, просто большинство её представителей в последние три-четыре года переехало в Бруклин — на Манхэттене невыносимо выросла квартирная плата, не выдержали повышения арендных отчислений и многие манхэттенские авангардные клубы.
так в феврале он только с Кеннеди был из перечисленных вроде. или я чего-то недопоняла?)
Да, переумничал :) С Кордью и Франческини он раньше приезжал.
уф) а то я отчаянно копалась в памяти))))
Все-таки в Бруклин переехали клубы, а не музыканты. Из тех, кто на фото, кажется только один живет в Бруклине, двое живут в Джёйси, а остальные-таки на Манхэттене.
Сцена, в общем, переехала :)