Джаз на «Усадьбе.Джаз-2010»

2
Константин Волков
фото автора
KW

Джазовая программа фестиваля «Усадьба.Джаз» достаточно обширна: она занимает два полных дня на одной из пяти сцен в усадьбе Архангельское — а именно, на сцене «Аристократ», спрятанной внутри уютного парадного двора большого дворца усадьбы. Конечно, эту программу видит относительное меньшинство из тех многих тысяч людей, что в каждый из двух дней фестиваля пробиваются к Архангельскому по единственной тоненькой ниточке Ильинского шоссе; многие из них видят только нех немногих джазовых артистов, чьи выступления вкраплены в пёстрые программы других сцен, но именно эта программа составляет основной фокус интереса нашего издания — просто потому, что «Джаз.Ру» всё-таки джазовый журнал.

Трубач Дмитрий Бондарев, Acoustic Quartet
Трубач Дмитрий Бондарев, Acoustic Quartet

Как и было обещано организаторами, в концертах на площадке «Аристократ» приняли участие обладатели Гран-при конкурса молодых коллективов «Усадьба.Джаз». Напомним, что Гран-при в этом году разделили Acoustic Quartet и Odessa Duet — оба коллектива номинально украинские: номинально — потому что, если «Акустик-квартет» действительно приехал из Харькова, то участники «Одесса-дуэта», хотя оба родом действительно из «жемчужины у моря», при этом живут и работают в Европе: пианист Вадим Неселовский — в Германии (и много выступает в США), а саксофонист Андрей Прозоров — в Австрии.Вадим Неселовский

Вадим Неселовский

Андрей Прозоров
Андрей Прозоров

Интересную программу показал «Круглый бэнд» саксофониста Алексея Круглова — весьма близкую к той, что была сыграна ансамблем двумя месяцами ранее в рамках программы «Джаз.Ру: Новый звук», но с большим упором на репертуар альбома «Seal of Time», недавно вышедшего у Круглова на авторитетном британском лейбле Leo Records.

Алексей Круглов, Дмитрий Толочков («Круглый Бэнд»)
Алексей Круглов, Дмитрий Толочков («Круглый Бэнд»)

Вокалистка Анна Бутурлина выступила без всяких приглашённых звёзд, со своим «рабочим» трио во главе с пианистом Алексеем Беккером; в результате её выступлением остались довольны и сама певица, отлично сбалансировавшая в программе популярные «эвергрины» и более сложный вокальный джазовый материал, и публика, с которой Анна умеет работать исключительно тонко и уважительно.

Анна Бутурлина
Анна Бутурлина и басист Сергей Корчагин

Трубач Вадим Эйленкриг представил музыку, которая записана на его дебютном сольном альбоме, вышедшем прошлым летом на лейбле Butman Music; энергетический градус его выступления был поднят до небес участием в ансамбле самого известного российского саксофониста — Игоря Бутмана, который продюсировал альбом Вадима, уже более десяти лет играющего в составе его биг-бэнда.

Игорь Бутман и Вадим Эйленкриг
Игорь Бутман и Вадим Эйленкриг
Виталий Головнёв
Виталий Головнёв

Ещё один трубач, когда-то блиставший в оркестре Бутмана, теперь выступает за Нью-Йорк: это Виталий Головнёв, который выступил на фестивале с мощным российско-американским квинтетом (пианист Иван Фармаковский, контрабасист Антон Ревнюк, барабанщик Павел Тимофеев и саксофонист Джалил Шоу). Современный мэйнстрим Головнёва укоренён в джазовой традиции середины прошлого века, но звучит во всём блеске джазового мастерства XXI века.

Виталий Головнёв
Виталий Головнёв и Джалил Шоу

Из США приехал и квартет Peaceful Warrior под руководством Аарона Паркса, пианиста, игравшего у знаменитого трубача Теренса Бланшарда. В квартете участвуют гитарист Стив Карденас, басист Матт Пенман и барабанщик Тед Пур. Непростая, сдержанная и интровертная музыка американского квартета, большая часть которой коренилась в программе альбома «Invisible Cinema» — дебюта Паркса на легендарном лейбле Blue Note, состоявшегося в 2008 г. — нашла своих ценителей и в Архангельском, несмотря на расслабляющее садово-парковое окружение и доносящееся со сцены «Партер» уханье поп-музыки.

Квартет Аарона Паркса
Квартет Аарона Паркса

Кроме этих малых составов, на «Аристократе» были показаны и три обширных оркестровых проекта. Вся вторая часть вечера 5 июня была отдана программе-посвящению памяти саксофониста Георгия Гараняна (1935-2010), в которой играли два гараняновских оркестра — Краснодарский биг-бэнд, во главе которого теперь стоит екатеринбургский бэндлидер Виталий Владимиров, и московский Биг-бэнд Георгия Гараняна, а также целый ряд специально приглашённых солистов, из которых наиболее интересно показались народный артист России, гитарист Алексей Кузнецов и самый известный в мире джазмен русского происхождения — нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers).

Краснодарский биг-бэнд, Виталий Владимиров, Валерий Пономарёв
Краснодарский биг-бэнд, Виталий Владимиров, Валерий Пономарёв
Алексей Кузнецов
Алексей Кузнецов
Валерий Пономарёв
Валерий Пономарёв

Во второй день очень продолжительную программу сыграл молодёжный камерный струнный оркестр, с которым основным солистом выступал виолончелист Борислав Струлёв, любящий участвовать в джазово-импровизационных проектах и блеснувший не только сверкающим костюмом божьей коровки, но и виртуозными импровизациями. Интересную краску к выступлению оркестра добавило соло обладателя Гран-при «Усадьбы» этого года — пианиста Вадима Неселовского, который, помимо джаза в бостонском колледже Бёркли, овладевал мастерством академического пианиста в Эссенской консерватории в Германии.

Борислав Струлёв
Борислав Струлёв

Наконец, впечатляющим финалом джазовой программы «Усадьбы» стало выступление победителей прошлогоднего конкурса молодых коллективов — московского оркестра SymFusion, который под руководством пианиста Евгения Анучина самоотверженно развивает идею камерного оркестрового музицирования в современном фьюжн. Похоже, размышления о будущем этого коллектива, прозвучавшие в «Полном джазе» в декабре прошлого года, оказались услышаны: теперь мы увидели, как именно может выглядеть оркестровое музицирование на грани джаз-рока и академического авангарда в присутствие сильного продюсера (Аркадий Шилклопер), качественных приглашённых солистов — как добавляющих интересные тембровые краски (например, джазовая певица Алина Ростоцкая, исполнявшая партию инструментального вокала), так и играющих сильные импровизационные соло (маримбафонист Лев Слепнер и сам Шилклопер на валторне, альпийском роге и флюгельгорне).

SymFusion Orchestra: Аркадий Шилклопер, Трилок Гурту, Алина Ростоцкая
SymFusion Orchestra: Аркадий Шилклопер, Трилок Гурту, Алина Ростоцкая

Но особенно повезло молодому оркестру в том плане, что авторитета и международного уровня Шилклопера хватило, чтобы привезти для этого выступления одного из самых известных в мире индийских джазовых музыкантов — выдающегося барабанщика и исполнителя на ручных барабанах табла Трилока Гурту.

Трилок Гурту
Трилок Гурту

Участие Трилока, с его пряными индийскими ритмами на табла, органично вплавляющимися в его же виртуозную джаз-роковую игру на ударной установке, соединило программу SymFusion в единый плотный монолит; хотя свойственная этому коллективу некоторая элегичность, прохладность звучания сохранялась, но теперь именно как особенность саунда, элемент собственного почерка ансамбля.

Трилок Гурту
Трилок Гурту

Теперь перед молодым московским коллективом стоит совсем уж непростая задача: Трилок-то уехал, а достигнутый уровень нужно сохранить и развить!

Трилок Гурту
Трилок Гурту

P.S. Авторы «Джаз.Ру» работают над более подробным репортажем с «Усадьбы», который будет опубликован в бумажном варианте журнала; из редакции сообщают, что не исключается и публикация более подробного репортажа с более удачными фотографиями в «Полном джазе».

Традиционный фейерверк
Традиционный фейерверк в финале фестиваля
реклама на джаз.ру

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Ох, как здорово! Я всё боялась, что Симфьюжн не отработают аванс.
    А почему За Димой Бондаревым Антон Давидянц стоит?

    • Их собственный басист, по официальной версии, застрял в пробке на МКАДе; во всяком случае, приехал он через полтора часа после окончания выступления. Благо Давидянц оказался под рукой :)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя