Константин Волков фото автора |
Джазовая программа фестиваля «Усадьба.Джаз» достаточно обширна: она занимает два полных дня на одной из пяти сцен в усадьбе Архангельское — а именно, на сцене «Аристократ», спрятанной внутри уютного парадного двора большого дворца усадьбы. Конечно, эту программу видит относительное меньшинство из тех многих тысяч людей, что в каждый из двух дней фестиваля пробиваются к Архангельскому по единственной тоненькой ниточке Ильинского шоссе; многие из них видят только нех немногих джазовых артистов, чьи выступления вкраплены в пёстрые программы других сцен, но именно эта программа составляет основной фокус интереса нашего издания — просто потому, что «Джаз.Ру» всё-таки джазовый журнал.
Как и было обещано организаторами, в концертах на площадке «Аристократ» приняли участие обладатели Гран-при конкурса молодых коллективов «Усадьба.Джаз». Напомним, что Гран-при в этом году разделили Acoustic Quartet и Odessa Duet — оба коллектива номинально украинские: номинально — потому что, если «Акустик-квартет» действительно приехал из Харькова, то участники «Одесса-дуэта», хотя оба родом действительно из «жемчужины у моря», при этом живут и работают в Европе: пианист Вадим Неселовский — в Германии (и много выступает в США), а саксофонист Андрей Прозоров — в Австрии.
Вадим Неселовский
Интересную программу показал «Круглый бэнд» саксофониста Алексея Круглова — весьма близкую к той, что была сыграна ансамблем двумя месяцами ранее в рамках программы «Джаз.Ру: Новый звук», но с большим упором на репертуар альбома «Seal of Time», недавно вышедшего у Круглова на авторитетном британском лейбле Leo Records.
Вокалистка Анна Бутурлина выступила без всяких приглашённых звёзд, со своим «рабочим» трио во главе с пианистом Алексеем Беккером; в результате её выступлением остались довольны и сама певица, отлично сбалансировавшая в программе популярные «эвергрины» и более сложный вокальный джазовый материал, и публика, с которой Анна умеет работать исключительно тонко и уважительно.
Трубач Вадим Эйленкриг представил музыку, которая записана на его дебютном сольном альбоме, вышедшем прошлым летом на лейбле Butman Music; энергетический градус его выступления был поднят до небес участием в ансамбле самого известного российского саксофониста — Игоря Бутмана, который продюсировал альбом Вадима, уже более десяти лет играющего в составе его биг-бэнда.
Ещё один трубач, когда-то блиставший в оркестре Бутмана, теперь выступает за Нью-Йорк: это Виталий Головнёв, который выступил на фестивале с мощным российско-американским квинтетом (пианист Иван Фармаковский, контрабасист Антон Ревнюк, барабанщик Павел Тимофеев и саксофонист Джалил Шоу). Современный мэйнстрим Головнёва укоренён в джазовой традиции середины прошлого века, но звучит во всём блеске джазового мастерства XXI века.
Из США приехал и квартет Peaceful Warrior под руководством Аарона Паркса, пианиста, игравшего у знаменитого трубача Теренса Бланшарда. В квартете участвуют гитарист Стив Карденас, басист Матт Пенман и барабанщик Тед Пур. Непростая, сдержанная и интровертная музыка американского квартета, большая часть которой коренилась в программе альбома «Invisible Cinema» — дебюта Паркса на легендарном лейбле Blue Note, состоявшегося в 2008 г. — нашла своих ценителей и в Архангельском, несмотря на расслабляющее садово-парковое окружение и доносящееся со сцены «Партер» уханье поп-музыки.
Кроме этих малых составов, на «Аристократе» были показаны и три обширных оркестровых проекта. Вся вторая часть вечера 5 июня была отдана программе-посвящению памяти саксофониста Георгия Гараняна (1935-2010), в которой играли два гараняновских оркестра — Краснодарский биг-бэнд, во главе которого теперь стоит екатеринбургский бэндлидер Виталий Владимиров, и московский Биг-бэнд Георгия Гараняна, а также целый ряд специально приглашённых солистов, из которых наиболее интересно показались народный артист России, гитарист Алексей Кузнецов и самый известный в мире джазмен русского происхождения — нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers).
Во второй день очень продолжительную программу сыграл молодёжный камерный струнный оркестр, с которым основным солистом выступал виолончелист Борислав Струлёв, любящий участвовать в джазово-импровизационных проектах и блеснувший не только сверкающим костюмом божьей коровки, но и виртуозными импровизациями. Интересную краску к выступлению оркестра добавило соло обладателя Гран-при «Усадьбы» этого года — пианиста Вадима Неселовского, который, помимо джаза в бостонском колледже Бёркли, овладевал мастерством академического пианиста в Эссенской консерватории в Германии.
Наконец, впечатляющим финалом джазовой программы «Усадьбы» стало выступление победителей прошлогоднего конкурса молодых коллективов — московского оркестра SymFusion, который под руководством пианиста Евгения Анучина самоотверженно развивает идею камерного оркестрового музицирования в современном фьюжн. Похоже, размышления о будущем этого коллектива, прозвучавшие в «Полном джазе» в декабре прошлого года, оказались услышаны: теперь мы увидели, как именно может выглядеть оркестровое музицирование на грани джаз-рока и академического авангарда в присутствие сильного продюсера (Аркадий Шилклопер), качественных приглашённых солистов — как добавляющих интересные тембровые краски (например, джазовая певица Алина Ростоцкая, исполнявшая партию инструментального вокала), так и играющих сильные импровизационные соло (маримбафонист Лев Слепнер и сам Шилклопер на валторне, альпийском роге и флюгельгорне).
Но особенно повезло молодому оркестру в том плане, что авторитета и международного уровня Шилклопера хватило, чтобы привезти для этого выступления одного из самых известных в мире индийских джазовых музыкантов — выдающегося барабанщика и исполнителя на ручных барабанах табла Трилока Гурту.
Участие Трилока, с его пряными индийскими ритмами на табла, органично вплавляющимися в его же виртуозную джаз-роковую игру на ударной установке, соединило программу SymFusion в единый плотный монолит; хотя свойственная этому коллективу некоторая элегичность, прохладность звучания сохранялась, но теперь именно как особенность саунда, элемент собственного почерка ансамбля.
Теперь перед молодым московским коллективом стоит совсем уж непростая задача: Трилок-то уехал, а достигнутый уровень нужно сохранить и развить!
P.S. Авторы «Джаз.Ру» работают над более подробным репортажем с «Усадьбы», который будет опубликован в бумажном варианте журнала; из редакции сообщают, что не исключается и публикация более подробного репортажа с более удачными фотографиями в «Полном джазе».
Ох, как здорово! Я всё боялась, что Симфьюжн не отработают аванс.
А почему За Димой Бондаревым Антон Давидянц стоит?
Их собственный басист, по официальной версии, застрял в пробке на МКАДе; во всяком случае, приехал он через полтора часа после окончания выступления. Благо Давидянц оказался под рукой :)