Вадим Ярмолинец, Нью-Йорк |
Randy Klein/Oleg Kireyev/Chris Washburne — «Sunday Morning»
Jazzheads, 2010
Не так давно я вызвал гнев поклонников саксофониста Олега Киреева небольшим отчётом о его концерте в манхэттенском клубе Iridium, точнее — сетованиями по поводу того, что-де Киреев играет очень хорошо, но мэйнстрим в целом утомил автора. Признаться, я испытывал лёгкое чувство вины перед обиженными, потому что они совсем не должны испытывать ту же усталость, что и я, от какого бы то ни было музыкального жанра. Тем более, когда речь идет о хорошем музыканте. Неожиданно для себя я получил возможность оправдаться перед обиженными : 11 мая компания Jazzheads выпустила альбом пианиста Рэнди Клайна «Sunday Morning» (JH1179), где Клайн играет свои сочинения в дуэтах (поочередно, естественно) с тромбонистом Крисом Уошбёрном и нашим Киреевым! Киреев появился во второй дорожке, и от звука его сакса — вкрадчивого, нежного, грустного — я просто замер. Это был тот случай, когда техника Киреева, о которой говорить не обязательно, поскольку технарей в наши дни — хоть отбавляй, проявилась через чуткий и увлекательный музыкальный диалог с Клайном.
Джазовые дуэты тоже далеко не новость, и их вполне можно вписать в мэйнстрим. Тем не менее, я прослушал «Sunday Morning» не просто с удовольствием, а с тем пристальным вниманием, которое включается автоматически, когда музыка того достойна.
Этим альбомом Клайн — пианист, композитор и президент собственной компании звукозаписи Jazzheads — начал серию записей «Два дуэта». Клайн и Киреев — давние знакомые. Альбом русского саксофониста «Mandala» вышел пару лет назад именно на этом лейбле (в России альбом выходил в 2000 г. — Ред.). В числе тех, кто работал над созданием «Sunday Morning», оказался еще один русский кадр — фотограф Лена Адашева. В буклете альбома — три чёрно-белых снимка, прекрасно, на мой взгляд, передающих состояние работающих музыкантов. Отличная работа!
«Sunday Morning» на сайте Jazzheads
Alper Yilmaz — «Over the Clouds»
Kayique Records, 2010
Уверен, что это чувство знакомо каждому собирателю джазовых записей: в руки попадает диск, который изо всех чувств в наибольшей степени вызывает раздражение. Вроде бы музыканты играют отлично, отельные фрагменты просто классные, но в целом музыка оставляет желать лучшего. И ты стоишь перед выбором: сохранить — или выбросить, зная, что если и станешь слушать, то с отчасти безосновательной надеждой на то, что на этот раз тебя все же «пробьёт» (может быть, а может быть — нет). Таков альбом «Over the Clouds» (Kayique Records, KR1001) басиста и композитора Алпера Йылмаза — турка, который начал играть джаз на родине в 90-х, а в 2000-м перебрался в США, жил в Калифорнии, а потом в Нью-Йорке, где среди его менторов был контрабасист Джон Патитуччи.
Слушая «Over the Clouds», я постоянно ловил себя на одной и той же реакции: утомительно вторичные темы-вступления вызывают жуткое раздражение, в то время как их развитие моментально приковывает внимание, поскольку именно в этих фрагментах музыканты демонстрируют и мастерство и то взаимопонимание, без которого фри-джаз из плотно сбитого сгустка управляемой энергии превращается в какафонию. Забыл сообщить: то, что играет состав Йылмаза, ближе всего к фри.
Проблема явно в темах-вступлениях, без которых состав Йылмаза словно не может начать разговор и начинает с вежливо-утомительной и ничего не значащей фразы типа: «Ну, как погода?», повторяя ее многократно.
В составе Йылмаза — саксофонист Дэвид Бинни, гитарист Нир Фелдер, ударники Бодек Янке и Волкан Öктэм (записывавшиеся попеременно), вокалист Аслыхан Демирташ и саунд-дизайнер Толга Тюзюн. Надеюсь, что эти имена еще будут всплывать в интересных составах и, вероятно, эта рецензия поможет обратить внимание и на самого Йылмаза, и на гитариста Нира Фелдера, и на ударника Волкана Öктэма, но жизнь артиста непредсказуема. Повезёт — попадёт в хороший состав и будет работать, не повезет — будет играть от случая к случаю, а на жизнь зарабатывать чем придётся. За Йылмаза можно быть спокойным — после приезда в США он получил специальность экономиста.